Эротика на протяжении тысячелетий оставалась одним из важнейших компонентов культуры. Ученые, раскопавшие Помпеи и Геркуланум, были удивлены тем, как много "нескромных" изображений постоянно присутствовали в обыденной жизни римлян. Там были лампы с носиками для масла в виде фаллосов. Сосуды для вина не менее сомнительной формы или настенные изображения мифологических сцен. Выходило так, что куда бы римлянин ни взглянул, всюду перед ним открывалась какая-нибудь "обнаженка". Однако между изображением обнаженного тела и порнографией лежала целая пропасть.
Рассказывают, что студент Винкельмана, знаменитого исследователя античной культуры, в брачную ночь был неприятно удивлен: он-то думал, что у женщин между ног все именно так, как у статуй, которые были представлены в собрании профессора, а там оказалось. В этом заключается одно из самых важных свойств эротики: не надо воспринимать ее в качестве учебника по анатомии. Эротическое искусство отражает наши представления об идеальном и желанном и ни в коей мере не служит, как выразился один русский гимназист начала века, "отправлению половой нужды". Жившие в Спарте мужчины могли позволить себе ходить практически голыми потому, что тела их, закаленные ежедневными упражнениями, приближались к идеальным формам. Однако, горе тому, кто будет пытаться, подобно Пигмалиону, найти в сегодняшней реальной жизни ожившие античные статуи.
Сексуальная привлекательность не обязательно связана в мировой культуре с обнажением. Египтяне сочетали своеобразный минимализм в одежде (жарко!) с умением украшать свое тело, акцентируя внимание на малых деталях, - именно им принадлежит честь изобретения косметики и духов. Иудеи, чуравшиеся наготы. Устами своего правителя - царя Соломона - воспели эротизм видимых (или показываемых) частей тела. Они находили сексуально привлекательными - губы, глаза, зубы. Линии рук, походку. Увиденное как бы стимулировало фантазию и помогало представить то, что скрыто под одеждой. У некоторых восточных культур "сокрытое" оказалось настолько абсолютизированным, что они могли., подобно японцам, считать красавицами именно тех женщин, которые пишут хорошие стихи и обладают прекрасным почерком.
Распространение христианства очень сильно изменило отношение к эротике. Римляне и греки были оптимистами, они считали: "Завтра будет еще хуже!" - а поэтому надо наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Для христиан самой главной стала идея о грядущем спасении. А поэтому мирские и плотские идеалы отошли на второй план. Даже эротизированные образы "Песни песней" царя Соломона стали трактоваться в смысле любви не к женщине, а к церкви и Богу. Единственный мужчина, который мог изображаться полуобнаженным, это Иисус Христос, и интерес к плотской жизни как будто бы пропал, однако это продолжалось недолго.
Стоило европейцам отправиться за море, в крестовые походы, как сдержанность уступила место чувственности. А любовь к Богу - любви к прекрасной даме. Наступил расцвет эпохи рыцарства, и хотя многое не могло быть изображено, но оно говорилось, писалось, чувствовалось. Появились не только учебники и наставления, согласно которым рыцарь должен был ухаживать за своей дамой - в моду вошли даже суды любви, в которых рассматривались дела отверженных и слишком навязчивых поклонников. Люди стали играть в любовь, а сама суть этой игры выдвинула на первый план не приземленные желания, а переживания эротические, ведь согласно кодексу любовной чести, нельзя было обладать или жить в браке с той, кому поклоняешься. Интерес к эротике, впрочем, проснулся не только в среде благородного сословия.
Телесными образами заинтересовались школяры и студенты университетов, принявшиеся подражать наполненным эротическим символизмом поэмам классиков, и именно из их среды вышли люди, которые стали духовными наставниками эпохи Возрождения. Для художников открылась возможность изображать объемное, реальное и сексуально привлекательное человеческое тело, представлявшее собой не только идеал духовный (ибо изображали, в основном, Богоматерь да святых), но и идеал телесный, потому что все возвышенное должно быть прекрасным. Именно поэтому пришлось одному художнику подрисовывать в Сикстинской капелле листики, чтобы прикрыть слишком эротичные творения Микеланджело.
Другие работы по теме:
Летний дворец Петра I
Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург).
Эротика
Эротика в искусстве, воплощение в жизни, литературе и искусстве одухотворённости, поэзии и эстетики сексуальных отношений людей; заложенный в человеке природой инстинкт продолжения рода, но облагороженный и опоэтизированный как влечение души
Интернет и сексуальная культура
Появление Интернета радикально меняет информационную ситуацию во всех сферах жизни, включая сексуальность. Что дает Интернет для развития сексуальной культуры.
Древняя римская мифология
Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций.
Созвездия Голубь, Южная корона
Созвездие Голубя расположено в южном полушарии неба, у "ног" Большого Пса. Увидеть его в наших шпротах можно разве только на крайнем юге в республиках Закавказья и Средней Азии.
Личность и общество в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин 2
Личность и общество в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Автор: Пушкин А.С. Роман “Евгений Онегин” - центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе — поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.
Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 4
Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. Роман “Евгений Онегин” — любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной реакции после восстания декабристов.
Евгений Онегин - лишний или духовно ищущий человек
Автор: Пушкин А.С. Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя — Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек».
Образ Евгения Онегина 3
Образ Евгения Онегина Автор: Пушкин А.С. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман — одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века.
Гей, нові Колумби й Магеллани
Автор: Симоненко Василь. Гей, нові Колумби й Магеллани, Напнемо вітрила наших мрій! Кличуть нас у мандри океани, Бухту спокою облизує прибій. Хто сказав, що все уже відкрито?
Роман «Евгений Онегин» - любимое детище Пушкина
Роман «Евгений Онегин» - любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман П. в период расцвета общественного движения, в период расцвета свободолюбивых идей.
Почему Онегин обречен на одиночество
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман — одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания — быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
О культуре и религии Бали
В большинстве государств с древности и до наших дней культурные ценности являются неотъемлемой частью религии, а соблюдение религиозных канонов становится основой жизненной философии.
Европейская живопись 18-го столетия
Европейская живопись 18-го столетия в основном характеризуется тремя стилями, Это - рококо, неоклассицизм и барокко. Живописцы этого периода не обладают славой художников Эпохи Ренессанса или живописцев 19-го – 20-го столетий, но их вклад в живопись не оспорим и важен. В этот период были наиболее популярны портретная живопись и пейзажные направления.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
Псковская школа иконописи
Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
Исторический анекдот
Введение 1 Примеры исторических анекдотов 4 Внешние ссылки Введение Истори́ческий анекдо́т — короткая поучительная история из жизни. История обязательно должна происходить с реальными людьми, в реально существующих местах, и базироваться на реальной жизни. Исторический анекдот не является разновидностью анекдота (подобно тому как морской ёж не является разновидностью ежа).
Фортуна ботик
Введение 1 Устройство 2 История Список литературы Введение «Форту́на» — деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Памятник истории, главный экспонат музея «Ботик». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I.
Ромул Август
Фла́вий Ро́мул А́вгуст (лат. Flavius Romulus Augustus; 460-е или 470-е — после 511), часто называемый Ро́мул Авгу́стул (лат. Augustulus), маленький Август, «Августёнок» — последний император Западной Римской империи (475—476).
Военная история Кореи
Введение 1 Корейская армия от Кочосона до наших дней 2 Основные события 2.1 Кочосон 2.2 Период трёх королевств 2.3 Период Силла-Пархэ 2.4 Корё 2.5 Династия Чосон
Святой Николай ботик
Введение 1 История до Революции 2 История после Революции Введение «Святой Николай» — деревянный ботик Петра I, сохранившийся до наших дней в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Известен как «дедушка русского флота».
Календарь Конта
Введение 1 Наименования месяцев Список литературы Календарь Конта Введение Календарь Конта (позитивный календарь) — проект всемирного календаря, предложенный Огюстом Контом в 1849 году.
Ромула
(также автох. Мальва , Romula Malva) — во II—III веках один из 12 городов провинции Римская Дакия, в настоящее время деревня Решка (Румыния), в районе Добрословень, Олтинский уезд, республика Румыния. Основана в начале II века н. э. После 158 года Ромула — столица региона Южная Дакия (также Мальвская Дакия, Dacia Malvensis), одной из трех административно-территориальных единиц Римской Дакии.
Эпагомен
Эпагоменальный день (др.-греч. ἐπαγομένη ἡμέρα — дополнительный день) — день года, не вошедший ни в один из календарных месяцев.
VII век до н. э.
Основные события 644 до н. э. — в Северной Африке основана колония Эбесс — первая колония Карфагена Вторая половина 7 века — Основание колонистами из Сибариса города Пестум (залив Салерно).
Переливница тополёвая
План Введение 1 Описание 2 Вариабельность 3 Ареал 4 Время лёта и местообитания 5 Гусеница и куколка 6 Замечания по охране Список литературы Введение Переливница тополёвая, или радужница малая[1] (лат. Apatura ilia) — дневная бабочка из сем. Nymphalidae. Илия (римская мифология) — Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, родоначальница римлян.
Рим после царя Ромула
Два холма, на которых изначально располагался Рим: Палатин, где жили исконные римляне, и Капитолий. Царствование третьего царя Тулла Гостилия. Анк Марций, четвертый римский царь. Появление первых культовых сооружений в Риме.
Великая Отечественная война победа
Graphics Берлин был взят, Германия сдалась. Впереди были бои на Дальнем Востоке, прекращение боя в Японии, парад победы и Нюренбергский процесс. Впереди были новые сражения, новые смерти и новые победы, но 9 мая 1945 года вошло в нашу историю как день, когда закончилась Великая Отечественная война.
Трагизм судьбы Евгения Онегина
Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение П. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции.