Психологическое направление в российской социологии

Рефераты по социологии » Психологическое направление в российской социологии

.

Доклад по социологии выполнил Овчинников В В

Первый курс пятая группа Факультет: соц. управления.

Московский Государственный Социальный Университет

Министерство труда и социального развития.

Академия социологии и управления

17 апреля 2000 г.

Психологическое направление

В 90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне самостоятельное психологическое направление. Хотя элементы психологизма встречались же у представителей субъективной школы (П.Л. Лавров Н.К. Михайловский).

Социолого-психологические концепции сложились в обеих крупнейших областях отечественной социологии - и в академической и в публицистической. В социальной публицистике исключительным влиянием пользовалась субъективная социология как разновидность психологической.

В университетской науке психологическое направление ранней российской социологии было представлено наиболее ярко бихевиористами В.М.Бехтеревым И.П.Павловым П.А.Сорокиным. Их социологическая концепция строилась на анализе сформулированной ими цепи: физиологические процессы - нервные процессы - социальные явления.

Основной тезис бихевиоризма состоит в том что поскольку наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое социологии следует изучать поведение а не сознание которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Поведение при этом понимается в бихевиоризме как совокупность связей "стимул -реакция"

I

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927) - крупный ученый и организатор науки в различных областях:

невропатологии физиологии психиатрии психологии социологии. Его незаурядный талант исследователя и организатора в полной мере проявился как до так и после Октябрьской революции.

В 1878 г. он окончил Медико-хирургическую академию а с 1885 г. заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета где в 1893 г. создал психофизиологическую лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал "Неврологический вестник". С 1893 г. он работает профессором Военно-медицинской академии а с 1897 г. являлся профессором Женевского медицинского института В 1908 г. он стал одним из создателей Психоневрологического института в Петербурге и его первым директором. В 1918 г. он возглавил им же созданный Институт по изучению мозга и психической деятельности который позже был переименован в Государственный рефлексологический институт им. В.М.Бехтерева.

Главной своей научной задачей он считал создание учения о личности как основе воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Собственную основную научную концепцию он назвал рефлексологией в ее рамках он выделял такие элементы как рефлексы синдромы симптомы. Понятия эти использовались им для диагностики различных состояний человека и в частности нервных заболеваний.

Бехтерев занимался также вопросами полового воспитания исследованием гипнотического внушения.

Основные работы Бехтерева в которых поднята социологическая проблематика:

Сознание и его границы (1888);

Психика и жизнь. 2е изд. (1904);

Внушение и его роль в общественной жизни. Зе изд. (1908);

Психорефлексология (1910);

Рефлексология (1918);

Коллективная рефлексология (1921);

Общие основы рефлексологии человека (1923);

Мозг и деятельность (1928).

II

Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Наиболее видный представитель этого направления — Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ (1843-1915). Основные работы Де Роберти по социологии и этике вписанные на русском языке: “Социология” (1880) “Прошедшее философии” (1886) “Новая постановка основных опросов социологии” (1909) “Понятие разума и законы вселенной” (1914) “Философия и ее задачи в XX веке” 1915).

Необходимо отметить что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале своей творческой деятельности он считал что социология изучает особые социальные законы не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. В 80-х годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой. В 90—х расширяет предмет Социологии включает в нее мораль реально отождествляя социологию с этикой. Он писал: “Этика как мы ее понимаем есть мораль ставшая абстрактной социологией” /132 с.199/. По его мнению жизнью человека в обществе управляют правила поведения которые имеют вес и значение если выражают “существенные законы управляющие нашим поведением”. задача социологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе в которую включалась история науки история философии история искусства теория познания этика эстетика юриспруденция политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей а не объективно существующее общество.

Во втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов он отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные условий и объективные законы общественного развития. Несмотря на то что взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как “основном факторе” социологии. В социальной эволюция Де Роберти четко проявился психологизм.

По мнению Де Роберти все социальные явления и процессы можно поставить в один эволюционный ряд состоящий из семи общих категорий: психологическое взаимодействие — общественные группы — личность — наука —-философия — искусство — практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали основой его теории “четырех факторов цивилизации” и им уделялось особое внимание /29 с.104/. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной энергии вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания” с этого начинается развитие цивилизации /29 с.170/.

Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям.

По его мнению двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания но и различные психические факторы: эмоции воля чувства желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.

III

В первой половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая Ивановича Кареева (1850-1931).

Кареев — историк социолог. Он преподавал в Варшавском потом в Петербургском университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук а с 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР.

Этого видного российского историка и социолога часто также причисляют к направлению академического психологизма в социологии хотя его вклад в развитие отечественной социологии значительно более весом. Он был автором первого российского учебника по социологии. Он также явился первым историографом отечественной социологии.

Основные взгляды его социологической теории нашли свое выражение в докторской диссертации “Основные вопросы философии истории” вышедшей в 1883 г. в 2-х томах. Среди социологических работ можно отметить следующие:

“Сущность исторического процесса и роль личности в истории” (1889) “Историко-философские и социологические этюды” (1895) “Старые и новые этюды об историческом материализме” (1896) “Введение в изучение социологии” (1897) “Историка. Теория исторического знания” (1913) “Историология. Теория исторического процесса” (1915) “Общие основы социологии” (1919) и ряд журнальных статей. Им было написано 80 книг и статей по философии социологии и истории.

Кареев критиковал контовскую классификацию за то что Конт неоправданно перешел от биологии к социологии. минуя психологию. “Между биологией и социологией — писал Кареев — мы ставим психологию но не индивидуальную а коллективную” /51 с.40/. Так как только количественная психология может выступить в качестве подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в конечном счете есть ничто иное как взаимодействие между деятельными людьми.

Общество по его мнению это сложная система психических и практических взаимодействий личностей “надорганическая среда”. Эта среда делится Кареевым на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии. Это настроения представления стремления людей. Отличие между группами зависит не от природных свойств людей а от воздействия привычек подражания воспитания.

Одно из центральных мест в социологической концепции Кареева занимает проблема взаимоотношений личности и общества. Кареев выделяет два аспекта влияния личности на общество: один - личность в "прагматической истории" то есть в непрерывной цепи поступков людей; и второй - личность в культурной истории.

Всех граждан по его мнению можно проранжировать в соответствии с их ролью в истории. "На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил на нижней же ступени - людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных самостоятельности что без обиняков мы могли бы говорить о них как об орудиях чужой воли" (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - СПб. 1889 с. 346).

Социальный прогресс по Карееву как общее понятие включает пять более частных: - умственный прогресс - воспитание способностей к духовным интересам;

- нравственный прогресс;

- политический прогресс - развитие свободы и улучшение государства;

- юридический прогресс - развитие равенства;

- экономический прогресс - развитие солидарности и кооперации.

Главная цель социального прогресса - формирование развитой и развивающейся личности. Формула такого прогресс складывается из трех составных элементов: общественного идеала ( им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности); способа достижения идеала; и наконец выражения закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании с помощью критической мысли культуры быта социальной организации - то есть "той над органической среды которая развивается неразумно противореча часто и природе и потребностям человека" (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Т.2. - СПб. 1887 с.269). Закон же прогресса состоит в самоосвобождении личности в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.

Список литературы

1. В.П. Култыгин “История российской социологии” (Выпуск 6)

2. С.С. Новикова “История развития социологии в России” Москва-Воронеж:1996 г.