Cоциальная стратификация

Рефераты по социологии » Cоциальная стратификация

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

РЕФЕРАТ

по теме

Современные теории социальной стратификации.

ВЫПОЛНИЛ: Слушатель 3-го курса 311 учебной группы

заочной формы обучения

МА МВД России

лейтенант юстиции

Трофимов А.А.

МОСКВА 2001г.

План:

1. Слагаемые стратификации

2. Исторические типы стратификации

3. Классовая система

4. Стратификация российского общества

5. Бедность и неравенство

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни по наличию или отсутст­вию привилегий. В первобытном обществе неравенство было не­значительным поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное оно поделило лю­дей по доходам уровню образования власти. Возникли касты за­тем сословия а позже - классы. В одних обществах переход из од­ного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества где такой переход ограничен и есть общества где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) опре­деляет то каким является общество - закрытым или открытым.

1. Слагаемые стратификации

Термин «стратификация» пришел из геологии где он обозна­чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо­добила строение общества строению Земли и разместила социаль­ные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лест­ница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку зажиточные группы населения - среднюю а богатые - верхнюю.

Богатые занимают самые привилегированные должности и имеют самые престижные профессии. Как правило они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом выполнением управленческих функций. Вожди короли цари президенты по­литические лидеры крупные бизнесмены ученые и деятели ис­кусств составляют элиту общества. К среднему классу в современ­ном обществе относят врачей юристов преподавателей квали­фицированных служащих среднюю и мелкую буржуазию. К низ­шим слоям - неквалифицированных рабочих безработных ни­щих. Рабочий класс согласно современным представлениям со­ставляет самостоятельную группу которая занимает промежу­точное положение между средним и низшим классами.

Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень об­разования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью доходами и уровнем обра­зования. Таким образом к доходу как главному критерию стра­тификации добавляются престиж профессии (занятия) объем вла­сти и уровень образования.

Доход - количество денежных поступлений индивида или се­мьи за определенный период времени (месяц год). Доходом назы­вают сумму денег полученную в виде зарплаты пенсий пособий алиментов гонораров отчислений от прибыли. Доходы чаще все­го тратятся на поддержание жизни но если они очень высоки то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль яхта ценные бумаги и т. п.) и недвижи­мым (дом произведения искусства сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие так и неработающие а доход - только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками поскольку обла­дают богатством. Главное достояние высшего класса не доход а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход так как у первого если и есть богатство то оно незначи­тельно а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не тру­диться а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки же­ланию других людей. В сложном обществе власть институциализирована т.е. охраняется законами и традицией окружена привиле­гиями и широким доступом к социальным благам позволяет при­нимать жизненно важные для общества решения в том числе зако­ны как правило выгодные высшему классу. Во всех обществах лю­ди обладающие тем или иным видом власти - политической эко­номической или религиозной - составляют институциализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику го­сударства направляя ее в выгодное для себя русло чего лишены другие классы.

Престиж - уважение которым в общественном мнении поль­зуются та или иная профессия должность род занятия. Профес­сия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее долж­ности кассира. Все профессии занятия и должности сущест­вующие в данном обществе можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Мы определяем профес­сиональный престиж интуитивно приблизительно. Но в некото­рых странах прежде всего в США социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мне­ние сравнивают различные профессии анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такое ис­следование американские социологи провели в 1947 г. С тех пор они регулярно измеряют данное явление и следят за тем как со временем изменяется престиж основных профессий в обществе. Иными словами они строят динамическую картину.

Доход власть престиж и образование определяют совокуп­ный социально-экономический статус т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщен­ным показателем стратификации. Раньше отмечали его клю­чевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписы­ваемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации т. е. закрытое общество в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким систе­мам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус ха­рактеризует подвижную систему стратификации или открытое общество где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации.

2. Исторические типы стратификации

Стратификация т. е. неравенство в доходах власти престиже и образовании возникла вместе с зарождением человеческого обще­ства. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (пер­вобытном) обществе. С появлением раннего государства - вос­точной деспотии - стратификация ужесточается а по мере развития европейского общества либерализации нравов стратификация смяг­чается. Сословный строй свободнее кастового и рабства а при­шедший на смену сословному классовый строй стал еще более ли­беральным.

Рабство - исторически первая система социальной стратифика­ции. Рабство возникло в глубокой древности в Египте Вавилоне Китае Греции Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в.

Рабство - экономическая социальная и юридическая форма закрепощения людей граничащая с полным бесправием и край­ней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма или патриархальное рабство и развитая форма или классическое рабство существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи:

жил в одном доме с хозяевами участвовал в общественной жизни вступал в брак со свободными наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении ни в чем не участво­вал ничего не наследовал в брак не вступал и семьи не имел. Раз­решалось убивать его. Он не владел собственностью но сам счи­тался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации подразумевают его высшую стадию.

Касты. Как и рабство кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний как рабовладельческий строй и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны разумеется в разной степени то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Афри­ке. Индия - классический пример кастового общества. Оно воз­никло на развалинах рабовладельческого строя в первые века но­вой эры.

Кастой называют социальную группу (страту) членством в ко­торой человек обязан исключительно рождению. Он не может пе­рейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь почему касты мало распро­странены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того каким было его поведение в предшест­вующей жизни. Если плохим то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники) кшатрии (воины) вайшии (купцы) шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и подкаст. Особо стоят неприка­саемые (отверженные) - они не входят ни в какую касту и зани­мают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым а деревня в которой проживает 7/10 населения оста­ется кастовой.

Сословия. Формой стратификации предшествующей классам являются сословия. В феодальных обществах которые существо­вали в Европе с IV по XIV в. люди разделялись на сословия.

Сословие - социальная группа обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наслед­ству правами и обязанностями. Для сословной системы включаю­щей несколько страт характерна иерархия выраженная в неравен­стве их положения и привилегий. Классическим образцом сослов­ной организации являлась Европа где на рубеже XIV-XV вв. обще­ство делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники купцы кре­стьяне). А в X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство духовенство купе­чество крестьянство и мещанство (средние городские слои). Со­словия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры меж­ду сословиями были достаточно жесткими поэтому социальная мобильность существовала не столько между сколько внутри со­словий. Каждое сословие включало множество слоев рангов уровней профессий чинов. Так государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским со­словием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие тем вы­ше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались допускалась и индивидуальная мо­бильность. Простой человек мог стать рыцарем купив у правите­ля специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика час­тично сохранилась и в современной Англии.

Российское дворянство

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов мундиров орденов званий. Классы и касты не имели государствен­ных отличительных знаков хотя выделялись одеждой украшениями норма­ми и правилами поведения ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дво­рянству. В чем конкретно это выражалось?

Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей кратко определявшие право­вой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы как «генерал» «статский советник» «камергер» «граф» «флигель-адъютант» «статс-сек­ретарь» «превосходительство» и «светлость».

Мундиры - официальная форменная одежда соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.

Ордена - вещественные знаки отличия почетные награды дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный случай мундира а собственно орденский знак - обычное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов орденов и мундиров выступал чин - ранг каж­дого государственного служащего (военного штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность почетное звание общественное положение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России была введена новая система титулов правовой основой которой послужила «Табель о рангах». С тех пор «чин» получил более узкое значение относящее­ся только к государственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов или классов.

Государственная служба строилась на принципе согласно которому служа­щий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе надо было прослужить известный минимум лет (в низших 3-4 года). Высших должностей было меньше чем низ­ших. Класс обозначал ранг должности который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. То и другое было потомственным: дворянское звание передавалось жене детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери вышедшие за­муж приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия родового герба портретов предков предания титулов и орденов. Так в сознании постепенно формировались чувство пре­емственности поколений гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести» важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапят­нанному имени. Общая численность дворянского сословия и классных чинов­ников (с членами семей) равнялась в середине XIX в. 1 млн.

Благородное происхождение потомственного дворянина определялось за­слугами его рода перед Отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян - «ваше благородие». Частный ти­тул «дворянин» в быту не употреблялся. Его заменой служил предикат «господин» который со временем стал относиться к любому другому свобод­ному сословию. В Европе использовались иные замены: «фон» при немецких фамилиях «дон» при испанских «де» при французских. В России данная формула трансформировалась в указание имени отчества и фамилии. Имен­ная трехчленная формула применялась только в обращении к благородному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян а по­луимя считалось признаком принадлежности к неблагородным сословиям.

В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигаемый и приписываемый титулы. Наличие родословной указывало на приписываемый статус а ее отсутствие на достигаемый. Во втором поколении достигаемый (пожалованный) статус превращался в приписываемый (наследованный).

Адаптировано по источнику: Шепелев Л. Е. Титулы мундиры орде­на.-М. 1991.

3. Классовая система

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом кас­товом и сословно-феодальном обществах фиксировалась офици­ально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюци­онной России каждый человек знал в каком сословии он состоит. Людей что называется приписывали к той или иной социальной страте.

В классовом обществе дело обстоит иначе. Государство не за­нимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей которое ориентируется на обычаи сложившуюся практику доходы образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно оп­ределить число классов в той или иной стране число страт или слоев на которые они разбиваются принадлежность людей к стратам очень сложно. Необходимы критерии которые выбира­ются достаточно произвольно. Вот почему в такой развитой с со­циологической точки зрения стране как США разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь в другой шесть в третьей пять и т. д. социальных страт. Первую типологию классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Л. Уорнер.

Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города.

Низший-высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему – высшему классу но не включал старые родовые семьи.

Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах.

Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квали­фицированные рабочие.

Верхний-низший класс включал малоквалифицированных ра­бочих занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.

Нижний-низший класс составляли те кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов чердаков трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощу­щают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бед­ности и постоянных унижений.

Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту или слой а второе - класс к которому данный слой относится.

Предлагаются и другие схемы например: верхний-высший верхний-низший верхний-средний средний-средний нижний-средний рабочий низшие классы. Или: высший класс верхний-средний средний и нижний-средний класс верхний рабочий и нижний рабочий класс андеркласс. Вариантов множество но важно уяснить себе два принципиальных положения:

основных классов как бы их ни называли только три: бога­тые зажиточные и бедные;

неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев лежащих внутри одного из основных классов.

Страницы: 1 2 3 4 5