Социология семьи

Рефераты по социологии » Социология семьи

Социология семьи


1 Социальная сущность и функции семьи.

2. Классификация семейно-брачных отношении.

3. Кризис семьи и ее будущее.


• Классическое определение семьи гласит что семья — это малая социальная группа члены которой связаны бра­ком родительством и родством общностью быта общим ^бюджетом и взаимной моральной ответственностью. ' Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

— Почему люди живут семьями?

— Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

— Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

— Всегда ли существовала семья?

— Сохранится ли семья в будущем?

— Выдержит ли семья суровые испытания которые пе­реживает наше общество сегодня?

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разво­дов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?

Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим семью как социальный институт социальную общность и малую группу.

<1. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии государства армии образования рынка.

Методологической основой понимания причин побужда­ющих людей об^диняться в семейные группы создавать устойчивые связи и взаимодействия выступают потребности человека.^


Структура потребностей человека согласно модели аме-

') риканского психолога А. Маслоу делится на: 1) физиологи­ческие и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) соци­альные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации'.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое вос­производство населения и индивидуальную — удовлетворе­ние потребности в детях. В ее основе — удовлетворение

/ физиологических и сексуальных потребностей побуждаю­щих людей противоположных полов объединяться в семей­ный союз. Противоположность полов по мнению Э. Дюр-кгейма — это не только базисное основание на котором строится брачный союз но и основная причина нравствен­ной близости в семье. По мощности воздействия на стабиль­ность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора как кровное родство. «Мужчина и женщина страс­тно ищут друг друга именно потому что они различаются»'. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций раз­деления труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями оно постепенно распространилось на многие

другие.

Функции женщины и функции мужчины настолько специ­ализировались что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество силу интеллект а женщина — женственность слабость мягкость эмоциональность. Функциональные раз­личия постепенно видоизменили и физиологические призна­ки: рост вес общие формы строение черепа мужчины и женщины существенно различаются* Изолированные друг от .друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого которое они соеди­няясь восстанавливают.

Одним словом разделение полового труда — вот источ­ник супружеской солидарности3 утверждает Э. Дюркгейм.

^1 ни ^ «щи г11: > . '. • ^' -' . I

писался и укреплялся бра'" ' 1^. . ^()ми^' .1 . .;

супружеской верности.

/ Итак физиологические и сексуальные потребности муж ^ины и женщины побуждают их объединяться для совмес­тного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода создания материальных условии сущес­твования — жилища одежды питания; удовлетворения пот­ребности в детях биологической зависимости детей от ро­дителей потребности в сексе.

Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно может. Например Мердок исследуя 250 различных обществ обнаружил что добранные пол­овые связи (за исключением кровосмесительных)дозволены • 65 обществах допустимы в определенных условиях в 43 осуждаются в 6 запрещены в 44 в 92 нет точные данных'.

Однако общество в целом а значит и люди «СО состав­ляющие заинтересованы в том чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи можно понять сущность семьи как социального института а вместе с этим и истоки живу­чести семьи ее жизнестойкости привлекательности для че­ловека. 1 1

В природе в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстин­ктивного) приспособления к" жизненным условиям результа­том естественного отбора физиологической и психологи­ческой деятельности особей.

Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям но также и к социальным отношениям нормам ценностям принятым в обществе. Че­ловеческое общество санкционирует делает выбор отдает предпрчтение тому или иному устройству семьи том или иной форме семьи определяет состав внутреннюю органи­зацию семейных групп. Происходит сознательный отбор и приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г. Гид-дингс)2 .

/ 'Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо 'личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой


11" ' ".Г1.'1(.1С 1ЮТр1 и.11| ЧИ.У;];.] . 1.Ч<;^.1. ^'1- ; 1 1/^ )'1.1]1 1

ю1с>1 организуются и.» основе принтых в общесше соци альных ценностей норм •и образцов поведения и •в '.конце концов приобретают характер социальных функций! В этом. прежде всего состоит принципиальное отличие человечес­кой семьи от семьи животных.'В итоге естественно-биологи­ческие потребности человека в удовлетворении сексуально­го влечения реализации семейного инстинкта стремление самца к господству биологический инстинкт зависимости

ребенка от матери — все это трансформируется в социаль-

но-биологическую функцию семьи.

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизвод­ства разрастаясь «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс нация группа) не имеет такого внутренне­го механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя но и поддерживает биологическую непрерывность общества обес­печивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек но и гражданин. / / Семья включает в себя всю систему общественных отно-"" шений — брачных и родственных правовых и социальных хозяйственно-бытовых и экономических нравственных и эти» ческих психологических и эмоциональных. Благодари этому семья как социальная общность является первичным^ элемен­том опосредующим связь личности с обществом: она фор­мирует у ребенка представление о социальных связях и 'включает в них его с рождения.'

Отсюда^следующая важнейшая функция семьи — социа­лизация личности передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-био-уюгическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации лич­ности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви заботы уважения чуткости. Дети воспитывающиеся вне семьи имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У^йИх «торможена способ-Йюь любить ближнего способность к сочувствию и сопе* (РфианАЬ. Первые пять лег в жизни ребенка особенно —Ийы ПК'как именног на эти годы приходятся «сеиситив'

нБю лики» развития закладываются основы личности — память интеллект речь мышление эмоции характер поз­навательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни обеспечивает индиви­дуальный подход к развитию ребенка вовремя выявляет его способности интересы потребности. В этом возрасте ребе­нок усваивает запреты и нормы поведения которые закла­дываются в его «Сверх-Я».

Благодаря тому что в семье складываются самые тесные и близкие отношения какие могут существовать между людьми в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недале­ко падает». Дети по своему характеру темпераменту стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера своя культурная среда и именно она оказывает наибольшее воздействие на ре­бенка.

Эффективность родительства как института социализа­ции личности обеспечивается еще и тем что оно носит постоянный и длительный характер продолжается всю жизнь пока живы родители — дети.

^ Следующая важнейшая функция семьи — экзистенци­альная функция социальной и эмоциональной защиты сво­их членов.

Известно что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семь­ями. В ситуации угрожающей жизни и здоровью человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни находит бескорыстную самоотдачу готовность к самопо­жертвованию во имя жизни близких людей. Сознание что. человек нужен и дорог кому-то что его любят и что за него готовы отдать жизнь порождает чувство защищенности и безопасности поддерживает моральный .дух и уверенность.

Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая: Суть этой функции с обществен­ной точки зрения заключается в поддержании несовершен­нолетних и нетрудоспособных членов общества с индивиду­альной — в получении материальных средств и хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества так как предоставля

°Т ?Пг';^ДД» ]) ОП[)';/;'":1-'и^Ч|»1 ; ОЦИг1П(>Н(1|.' ( !г-|1У(: Ч/1'.'И^м (<-М1)И


I ^

на на восстановление и укрепление физических психоло гических эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изуче на но ученые располагают достоверными фактами доказы­вающими положительное влияние семьи на здоровье супру­гов. Следует привести некоторые примеры подтверждаю­щие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или кос­венно) возникновению таких серьезных заболеваний как гипертония неврастения язва. Супружество оказывает бо­лее благоприятное воздействие на здоровье супругов при­чем на организм мужчины больше чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины нежели женщины.

Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга кроме того удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Фелицитологическая функция представляет в этом пе­речне особый интерес. Безусловно понятие гедонизма ос­нованного на любви в семье свойственно не только совре­менной семье. Считать что фелицитологическая функция не существовала и ранее наивно. Но именно сейчас любовь и счастье Стали основной причиной создания семьи а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических пери­одов.

Итак завершая разговор о природе и социальных фун­кциях семьи постараемся ответить на вопрос поставленный в начале лекции. В чем неистребимая сила семьи?

Сила и притягательность семьи ее сущность заключают­ся в той целостности которая присуща семье и как социаль­ной общности и как малой социальной группе и как соци­альному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов создаю­щих «единое андрогенное существо» некую целостность не сводимую ни к сумме членов .семьи ни к отдельному члену семьи.

^Невозможно чтобы люди Жили вместе постоянно под-. ;1^г)^ивлли.отнгчл^ииа'_ нр ощущля гг. целое млисо' ' они

' ' ' ' ' * ' Т 1 ' '

[<1:Л^1)-КС1М11Л»'М г1 •• - г. •.:•>. .vi -^........ .. • . .

».-<:мьЯ 'таким •'обрат т "•в" отличи»' т других малых групп. союзов и корпорации объединяет всю целостность своего 1-уществования тогда как например члены производствен­ного коллектива объединяют только свои профессиональ­ные интересы.

Как никакое другое социальное образование семья об­ладает уникальной способностью соединять личные — кол лективные — общественные интересы благодарящее поли­функциональности и способности окультуривать физиологи­ческие и психологические потребности человека благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как не­разрывной клеточки большого социального организма име­нуемого обществом. 1

/| 2. Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее •структурной организации. Благодаря универсальной сгюсоб-(ности адаптироваться к особенностям «всех времен и наро-; дов» семья создала огромное многообразие типов семей­ных структур порой видоизменяя свое лицо до неузнавае­мости но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института социальной общности и малой группы.

Семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически обусловленная форма отноше­ний между мужчиной и женщиной устанавливающая их вза­имные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространен­ная в мире форма брака встречается в 5 раз чаще чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщи­ной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полиги­ния.

Полиандрия — это семья в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света:

юго-восточная Индия Тибет Цейлон Новая Зеландия Га­вайские острова.

Полигиний — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать боль-


В зависимопи от сосгава различают семьи нуклеч^ные сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья в которой есть муж жена и дети. Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком реже отец с ребенком.

Сложная семья характеризуется тем что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

— по количеству имеющихся в них детей: бездетные однодетные малодетные многодетные (от 3-х и более де­тей);

— по стажу семейной жизни: молодожены молодая семья семья среднего супружеского возраста пожилая суп­ружеская пара;

— по географическому признаку: сельская и городская семья;

— по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитар­ная.

Представляет интерес и деление семьи по иным крите­риям:

цетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот основой семейной жизни является ребенок. Повы­шение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним «приводит к неблагоприятным социальным и нравствен­ным последствиям;

супружеская семья. По словам социолога Голо­да С. И. в последние десятилетия появляется новый тип семьи который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством а супружеством т. е. личностными взаимоотно­шениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жк»м

Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи воен­ных моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи где один из супругов (чаще всего

муж) проживает отдельно от семьи по различным моти­вам.

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возмож­ным вступление в брак в студенческие годы; 27% — пред­почитают сначала получить образование а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ори­ентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%).

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это как правило авторитарные семьи представляющие собой маленькое аб­солютистское государство с авторитарным стилем правле­ния. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических пра­вовых политических воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутри-семейные ссоры является ответственным за поведение чле­нов семьи перед общиной представляет семью вовне. Се­мейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы от­дельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья — это семья основанная на демок­ратических отношениях равенстве мужчины и женщины отношениях партнерства отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная эгалитарная семья. К началу 30-х годов когда началась индустриализация в России преобладала патриар­хальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг. патриархаль­ных семей насчитывалось не более 10% эгалитарных — уже более 50% и семей переходного типа — 40%' В такой семьр признаются прдвд личности ребенка его права на свободу дс.тпномию

Страницы: 1 2