Реферат: Искусство и социокультурная стратификация общества - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Искусство и социокультурная стратификация общества

Рефераты по социологии » Искусство и социокультурная стратификация общества

Содержание

Аннотация на статью "Искусство и социокультурная стратификация общества"

Список литературы

Аннотация на статью "Искусство и социокультурная стратификация общества"

В статье "Искусство и социокультурная стратификация общества", помещенной в журнале "Культура" №3 за 2005 год рассматриваются вопросы видения различной картины мира в различных обществах. Авторы статьи В.Жидков, К. Соколов. Сущность рассматриваемых вопросов сводится к тому, что различные общества имеют различное видение картины и поэтому влияет на отношение данного общества к культуре.

Статья делится на три части. Во введении формулируется сущность картины мира. Далее авторы говорят о том, что люди с разной картиной мира могут рассматривать один и тот же объект, но видеть совершенно разные вещи. Это происходит потому, что в реальной жизни люди воспринимают не некие "действительные факты", а лишь свои субъективные представления о них. Столь же субъективны соответственно и представления о ценностях. Исследованиями установлено, например, что представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа. Главная причина этого — наличие у народов, этносов и субкультур, да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в полном соответствии с особенностями которой каждый человек и любая совокупность людей ведут себя, так или иначе. Картины мира всех человеческих сообществ различаются тем, что имеют собственные иерархии ценностей. Например, одна культура с трудом понимает ценность денег, другая же строит на них фундамент всех человеческих отношений. Вот почему во второй культуре сочли бы ненормальным талантливого художника, зарабатывающего гроши и находящего полное удовлетворение в творчестве. Но если бы тот же самый художник жил в деревне на юге Италии или, например, в Мексике, он считался бы вполне нормальным.

В статье также затронуты вопросы восприятия времени в различных культурах. Авторы останавливаются на том, что и поныне существуют народы, у которых понятие времени практически отсутствует. Так, представители некоторых северных народов не в состоянии ответить на вопрос, сколько им лет, считая этот вопрос бессмысленным. Их даже мало интересует смена времен года. Они отмечают только день и ночь, а также сезоны охоты. Да и в Европе часы с боем были изобретены лишь около 1000 года, первые башенные часы около 1200 года, а карманные часы — еще позднее.

Естественно, что и современная эпоха также характеризуется своеобразной картиной мира. А внутри нее существуют многочисленные этносы и субкультуры, картины мира которых, в свою очередь, могут весьма резко различаться.

Сущность всего изложенного сводится к тому, что культурная жизнь любого неоднородного сообщества (а именно такими сообществами являются люди, живущие в "городах и весях" — населенных пунктах, регионах, странах и т.д.) представляет собой процесс сосуществования людей, по-разному видящих и оценивающих окружающую их действительность. Это происходит потому, что разные люди видят мир сквозь несходные координатные сетки. Или — другими словами — разные люди являются носителями несовпадающих картин мира. А, как известно, люди с близкими картинами мира составляют некую социокультурную общность, называемую субкультурой. Так что культура любого сообщества — это совокупность взаимодействующих между собой субкультур. Такое взаимодействие может располагаться в диапазоне от вполне мирного сосуществования до непримиримого антагонизма, борьбы за доминирование в культуре.

Список литературы

1. Жидков В., Соколов К. Искусство и социокультурная стратификация общества. // Культура. – 2005. - №3.