Дети лишаются родителей в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем, с которым сталкивается воспитатель или приемный родитель в общении с ребенком-сиротой.
Довольно часто, еще во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье, разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Опираясь на известные теории возрастной периодизации, такие как эпигенетическая теория Э. Эриксона, теорию интеллектуального развития Ж. Пиаже, культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и др., можно утверждать, что дети, не прошедшие успешно основные этапы развития, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.
Ребенок-сирота попадает в новые условия приемной семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении со значимым взрослыми (либо взрослыми) не позволяет ему быстро и успешно адаптироваться к новой среде.
Адаптация к новым условиям может быть продолжительна, болезненна и порой непредсказуема.
Цель психологической поддержки приемных семей найти пути для ускорения адаптации ребенка в приемной семье, сделать этот процесс менее болезненным и более успешным как для ребенка, так и для приемных родителей.
Психологическое определение понятию «социальная адаптация»: «Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса... Таким образом, процесс адаптации всегда инициирован неким столкновением со средой и поиском путей комфортного существования в ней.
В рамках приемной семьи это понятие можно уточнить как возникновение чувства доверия, которое проявляется в возможности общения «по душам», адекватных реакциях ребенка на просьбы и предложения; инициативное поведение, возможность проявить некоторую эмпатию по отношению к окружающим, — все это признаки поведения ребенка, который начал «работать» со своим внутренним миром, а следовательно, искать пути органичного включения в новое общество.
Проанализировав двенадцатилетний опыт работы с детьми-сиротами терапевтического сообщества «Китеж», мы отметили, что успех адаптации зависит от нескольких факторов сразу: возраст «потери» семьи, предыдущий опыт взаимодействия с семьей и социумом, сформированность соответствующих возрасту качеств и навыков и возраста, в котором ребенок попадает в приемную семью. Были выявлены закономерности в протекании процесса адаптации детей-сирот в приемных семьях, а так же универсальные стадии, обязательные для прохождения ребенком на его пути к доверию и любви к приемным родителям и миру в целом.
Существует взаимосвязь между возрастными периодами и стадиями адаптации ребенка в приемной семье.
Возраст, в который ребенок попадает в приемную семью, играет немалую роль — он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона. Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью, от 7 до 11 — на соседей и школьных товарищей, и далее на отношения со сверстниками. Поэтому дети, попавшие в приемную семью до 11, в течение долгого, порой до трех лет, времени заняты взаимодействием внутри семьи; дети более старшего, и, особенно, подросткового возраста, нуждаются в более широком круге взаимодействий, который одновременно включает и семью, и школу, и сообщество в целом. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно — они вынуждены «работать» одновременно на нескольких психологических фронтах.
Анализ позитивных и негативных образований личности (качества и отношения), свойственных детям, попавшим в приемную семью в различные возрастные периоды, показал, что у детей, потерявших родных родителей в одном и том же возрасте, существует сходство в прохождении стадий адаптации и проблемах, возникающих на разных этапах, а так же во времени протекания периодов адаптации.
Была выявлена так же зависимость проблем, возникающих у ребенка на этапе адаптации, от особенностей его прошлого. Обычно, попадая в приемную семью, ребенок начинает провоцировать повторение «жизненного сценария» из своей родной семьи, причем самым серьезным проверкам начинает подвергаться приемный родитель, играющий роль наиболее «провинившегося» родителя родной семьи.
Успешная адаптация ребенка в новой семье дает ему возможность сознательно проработать все прошлые задачи неприобретенных позитивных новообразований.
Используя вышеизложенное, мы получаем возможность:
прогнозирования возникающих в ходе адаптации кризисов и разработка методов поддержки ребенка и родителей;
определения оптимального возраста попадания ребенка в приемную семью для успешной адаптации и дальнейшей социализации.
проследить зависимость успешной адаптации в приемной семье от истории отношений ребенка в его родной семье (перенос ситуации с родными родителями на приемных).
Другие работы по теме:
Ответ на запрос Засвияжского РОВД г. Ульяновска
Нужен нормативный документ, в соответствии с которым работникам государственных и муниципальных учреждений, в частности работникам дома-интерната, запрещается принимать в дар и совершать сделки в отношении имущества поступивших в дома-интернаты граждан.
Бездомные дети в России
Эра милосердия – брошенные дети. А "завтра" никак не приходит И все, чего ждет детвора, Становится серым "сегодня" Чтоб завтра стать серым "вчера"...
История теоретических представлений о социальной работе
Характеристика основных направлений и идей по становлению и развитию социальной работы в обществе, предложенных авторами различных времен. Социальные проблемы, рассматриваемые князем Владимиром, Ярославом, Петром I, Александром, правительством СССР и РФ.
Потребность в любви у грудного ребенка
Быть может, вам думается, что мы слишком усложняем внутренний мир грудного ребенка. Ничуть! Он действительно весьма сложен. Во всяком случае, гораздо глубже и тоньше, чем до недавнего времени принято было думать.
Дети-сироты. Секты в городе - миф или реальность?
Используя своих преподавателей, свои методики (не утвержденные и не проверенные министерством образования Украины), у иностранных религиозных организаций появился сильный инструмент психологического влияния на подрастающее поколение нашей страны,
Профессиограммы социального педагога
Департамент образования города Москвы Колледж по подготовки социальных работников №16 Зачетная работа По дисциплине Этика профессиональной деятельности
Тема Кол-во страниц
Нормативно-правовая база социально-педагогической деятельности с социальными сиротами
Старушка
Случай из жизни Однажды мы с семьей проводили выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдали показалась маленькая старушка, ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала о себе, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок... — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».
Описание внешности человека по картине И. Ижакевича Мама идет
Иван Ижакевич правдиво передал ситуацию из крестьянской жизни: родители пошли на работу, а наименьшего ребенка оставили со старшей сестренкой. Я думаю, что уже вечер, потому что дети, чувствуя, что скоро вернется домой мама, вышли ее встречать. А может, она уже спешит к детям, потому их глаза и личика засияли радостью.
Приключения Незнайки и его друзей
Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране, где живут малыши-коротыши — мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города — и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице: по роду занятий — взрослые, по характеру и поведению — настоящие дети. Они очень образованны: придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Визит к Евдоксии Кукшиной. Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева Отцы и дети.
Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."
Судьба Оливера Твиста (По роману Ч. Диккенса "Оливер Твист")
Английский писатель-реалист Ч. Диккенс в романе "Оливер Твист" в полной мере раскрывает проблему бедственного положения массы людей. Через историю главного героя — ребенка и окружающих его людей — писатель обрисовал судьбу английского народа.
Проблема "Отцов и детей"
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции.
Пряничный домик
Автор: Перро Шарль. В один воскресный день дети из очень бедной семьи заблудились в лесу и набрели на пряничный домик с садом из конфет и лимонадным фонтаном. Лакомясь, они не заметили хозяйку дома — ведьму. Она схватила детей, но прежде чем съесть, решила откормить тощего Жана. Одо время им удавалось обманывать ведьму с помощью тонкой палочки, которую Жан просовывал на просьбу ведьмы показать свой палец; когда обман раскрылся, старуха решила тут же приготовить растолстевшего мальчика в печи, но никак не могла засунуть его в печь.
Великан-эгоист
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день после школы дети играли в чудесно-красивом саду. Но однажды вернулся великан — хозяин этого сада. Он выгнал всех детей и запретил им возвращаться. Он был большим эгоистом. Когда настало время весны, она не пришла в сад великана. Там по-прежнему царили Зима, Снег, Мороз и Северный Ветер и Град.
Мальчик и Великан
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл 7 лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещен». Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима — ведь детей не было, и птицам некому было петь свои песни.
Братец и сестрица
Автор: Гримм. 2 сироты отправились бродить по свету. Злая мачеха-ведьма заколдовала все ключи в лесу: пить из 2 первых сестра отговорила брата (они обещали превратить пьющего в тигра и волка), а из третьего он все же испил и стал козленком. Дети поселились в лесном домике. Братец дважды бегал на охоту и убегал от охотников, а на третий раз люди все же отогнали его от домика и к девушке пришел король (он воспользовался подслушанным паролем).
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик
За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски».
Вирджиния Вулф. На маяк
Семья Рэмзи: отец — мистер Рэмзи, мать — миссис Рэмзи (50 лет, но ещё довольно привлекательна), дети — Нэнси, Джеймс, Кэм, Пру, Роза, Эндрю, Джеспер, Роджер. Живут на острове Скай. Вдалеке виден маяк.
Лливарх Старый
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Лливарх Старый (англ. Llywarch Hen) (около 534 — около 634) — король Южного Регеда в 560—613 годах.
Теодрада де Труа
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Теодрада де Труа (фр. Thйodorade de Troyes, ок. 868 — 18 октября после 900) — королева Западно-Франкского королевства в 888 — 898 годах, жена короля Франции Эда I Парижского.
Зигерт, Август Фридрих
Авгу́ст Фри́дрих Зи́герт (нем. August Friedrich Siegert; 5 марта 1820, Нойвид — 13 октября 1883, Дюссельдорф) — немецкий живописец.
Федлимид Рехтмар
Введение 1 Биография 2 Семья и дети 3 Семейное древо Уи Нейллов Список литературы Введение Федлимид Рехтмар (Законодатель)[1] — легендарный верховный король Ирландии.
Муравьёва, Александра Григорьевна
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва (1804 — 22 ноября 1832, Петровский Завод), урождённая графиня Чернышёва, сестра декабриста З. Г. Чернышёва[1], жена декабриста Н. М. Муравьёва, последовала за ним в Сибирь.
Юдитта Чешская
Введение 1 Происхождение 2 Брак и дети 4 Внешние ссылки Введение Юдитта Чешская, также Юдифь Богемская, (чеш. Judita Českб, Judita Přemyslovna), (ок. 1202 — 2 июня 1230 года) — чешская принцесса из рода Пржемысловичей, дочь короля Чехии Пржемысла Оттокара I и Констанции Венгерской, жена герцога Каринтии Бернарда.
Гасаев, Виталий Алексеевич
План Введение 1 Детство 2 КВН 3 Музыка 3.1 Дискография 4 Фильмография Введение Виталий Алексеевич Гасаев (31 декабря 1970, Барнаул) — российский певец, участник команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск)
Аймар де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Аймар (Адемар, Эмар) (фр. Aymar, Adhйmar, Ademar, ум. около 953), первый сеньор де Бурбон, сеньор де Сувиньи, родоначальник первого дома де Бурбон.
Агнес де Бурбон-Дампьер
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Агнес де Бурбон-Дампьер (фр. Agnes de Bourbon-Dampierre; 1237(1237) — 5 сентября 1287/30 июня 1288) — дама де Бурбон с 1262, младшая дочь Аршамбо IX, сеньора де Бурбон, и Иоланды де Шатийон, дамы де Донзи.
Права ребенка и отечественное законодательство
Права ребенка в современном отечественном законодательстве рассматриваются с помощью нормативных актов семейного, гражданского, уголовного и федерального права. А также происходит подчинение кодексам повсеместно без принятия дополнительных законов.