Дети-сироты

Дети лишаются родителей в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем с которым сталкивается воспитатель или приемный родитель в общении с ребенком-сиротой.


Довольно часто еще во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Опираясь на известные теории возрастной периодизации такие как эпигенетическая теория Э. Эриксона теорию интеллектуального развития Ж. Пиаже культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и др. можно утверждать что дети не прошедшие успешно основные этапы развития лишены чувства базового доверия к миру замкнуты или напротив импульсивны истеричны в проявлениях радости и боли депрессивны.


Ребенок-сирота попадает в новые условия приемной семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении со значимым взрослыми (либо взрослыми) не позволяет ему быстро и успешно адаптироваться к новой среде.


Адаптация к новым условиям может быть продолжительна болезненна и порой непредсказуема.


Цель психологической поддержки приемных семей найти пути для ускорения адаптации ребенка в приемной семье сделать этот процесс менее болезненным и более успешным как для ребенка так и для приемных родителей.


Психологическое определение понятию «социальная адаптация»: «Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса... Таким образом процесс адаптации всегда инициирован неким столкновением со средой и поиском путей комфортного существования в ней.


В рамках приемной семьи это понятие можно уточнить как возникновение чувства доверия которое проявляется в возможности общения «по душам» адекватных реакциях ребенка на просьбы и предложения; инициативное поведение возможность проявить некоторую эмпатию по отношению к окружающим — все это признаки поведения ребенка который начал «работать» со своим внутренним миром а следовательно искать пути органичного включения в новое общество.


Проанализировав двенадцатилетний опыт работы с детьми-сиротами терапевтического сообщества «Китеж» мы отметили что успех адаптации зависит от нескольких факторов сразу: возраст «потери» семьи предыдущий опыт взаимодействия с семьей и социумом сформированность соответствующих возрасту качеств и навыков и возраста в котором ребенок попадает в приемную семью. Были выявлены закономерности в протекании процесса адаптации детей-сирот в приемных семьях а так же универсальные стадии обязательные для прохождения ребенком на его пути к доверию и любви к приемным родителям и миру в целом.


Существует взаимосвязь между возрастными периодами и стадиями адаптации ребенка в приемной семье.

Возраст в который ребенок попадает в приемную семью играет немалую роль — он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона. Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью от 7 до 11 — на соседей и школьных товарищей и далее на отношения со сверстниками. Поэтому дети попавшие в приемную семью до 11 в течение долгого порой до трех лет времени заняты взаимодействием внутри семьи; дети более старшего и особенно подросткового возраста нуждаются в более широком круге взаимодействий который одновременно включает и семью и школу и сообщество в целом. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно — они вынуждены «работать» одновременно на нескольких психологических фронтах.


Анализ позитивных и негативных образований личности (качества и отношения) свойственных детям попавшим в приемную семью в различные возрастные периоды показал что у детей потерявших родных родителей в одном и том же возрасте существует сходство в прохождении стадий адаптации и проблемах возникающих на разных этапах а так же во времени протекания периодов адаптации.


Была выявлена так же зависимость проблем возникающих у ребенка на этапе адаптации от особенностей его прошлого. Обычно попадая в приемную семью ребенок начинает провоцировать повторение «жизненного сценария» из своей родной семьи причем самым серьезным проверкам начинает подвергаться приемный родитель играющий роль наиболее «провинившегося» родителя родной семьи.


Успешная адаптация ребенка в новой семье дает ему возможность сознательно проработать все прошлые задачи неприобретенных позитивных новообразований.


Используя вышеизложенное мы получаем возможность:

прогнозирования возникающих в ходе адаптации кризисов и разработка методов поддержки ребенка и родителей;

определения оптимального возраста попадания ребенка в приемную семью для успешной адаптации и дальнейшей социализации.

проследить зависимость успешной адаптации в приемной семье от истории отношений ребенка в его родной семье (перенос ситуации с родными родителями на приемных).