На распутье
Автор: Виталий Вадимов
Мир на распутье. В нем идет борьба. Борьба сил разъединяющих, деструктивных и объединяющих, конструктивных.Незримые весы могут, к моему глубокому сожалению, перевесить в разрушительную сторону.
Распространение в планетарных масштабах эгоцентристкой идеологии потребительского общества все больше способствует нарастанию глобального кризиса. Отсутствие серьезной содержательной политики: социальной, международной, экономической; преступность и коррупция; проведение радикальных реформ; сращивание бизнеса и власти; криминальная приватизация; отсутствие открытого общества; усиление националистической автократии; применение армии во внутренних конфликтах; ведение бессмысленной и кровопролитной войны - все это ставит перед нами вопрос о будущем общественном устройстве.
Еще недавно, может быть,10 лет назад нам казалось, что цивилизация развивается прогрессивным поступательным путем. А что мы видим сегодня? Мир раздирают противоречия.Крушение "коммунистического" общества. Рост терроризма. Противостояние "востока" и "запада". Глобальные катастрофы. Мы живем под угрозой страшных болезней. Наркотики разрушают молодое поколение.
Мы уже научены горьким 80-ти летним опытом, что все попытки исправления, которые начинались именно с социальной сферы, с исправления следствий, а не причин - не имели никакого серьезного основания и, в конце концов, оказывались очередной иллюзией. Чисто социальные трансформации не привели нас к установлению истинной стабильности и процветания общества. Мировая депрессия нарастает. Что дальше? - спрашиваем мы себя.
Трудно ответить на этот вопрос. Слишком много неизвестных в нашем уравнении. К сожалению, и социология сегодня не дает ответ на этот вопрос. Вообще, социология, как и философия, психология и культура в целом, демонстрирует общую усталость. Очевидна ограниченность понимания социологами нового века социальной трансформации. Прежние теории социальных перемен и модернизации оказались несостоятельны перед лицом общественного кризиса. Не произошло и слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым понятийным аппаратом и методологией.
Обнадеживает только одно. Есть силы конструктивные, объединяющие, вселяющие надежду. В 1977 К.Уилбер впервые встал на путь интеграции, согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра сознания".
В 1995 Г.Хакен , а затем и ряд российских исследователей: С. Капица , С. Курдюмов , Г. Малинецкий и В. Степин выдвинули синергетический подход: несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. Л. Собчик и Б. Базыма подняли вопрос о духовности общества.
В 2004 М. Лайтман представил цельный интегральный подход в науке, сформулировав открытую систему мировосприятия, основанную на многовековых исследованиях ученых каббалистов. Сегодня происходит интеграции этих знаний в мировую науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга дисциплин, включая социологический аспект.
Согласно интегральному подходу, самым фундаментальным фактором, определяющим поведение человека, является стремление удовлетворить его жизненные потребности. А поскольку все поведение человека - эгоцентрично, то на пути у одних людей оказываются другие - как препятствия, причем препятствия активные, имеющие свои интересы и стремящиеся удовлетворить только их. Мы видим, что вся история человечества - это борьба между людьми, их объединениями, народами и странами. Поэтому человек во всех своих связях с обществом изначально постоянно ошибается и ушибается.
Новый интегральный подход выдвигает вперед высший человеческий фактор, то есть способность человека преодолеть свой эгоцентризм.Если высший фактор перевесит природный эгоизм - это будет настоящая внутренняя и внешняя революция. Человек станет любящим, ощущающем ответственность за других и мир в целом. Его вектор силы станет созидающим, а не разрушающим. Он сможет стать интегральной частью общественной жизни, упреждать или сдерживать нежелательные и опасные тенденции природных, экономических и политических сдвигов и содействовать желательным.
Также и в социальной науке, связав наше исследование с общим законом природы, мы вернемся к точке, на которой рассталась в свое время философия и религия с каббалой (читай: открытой системой мировосприятия) и пойдем в будущее с всеобщей интегральной наукой, которую так ищут социологи, психологи и мыслители настоящего.
Неужели мы останемся равнодушными к такой перспективе? Я, думаю, что нет. Но где уверенность в том, что это научно - выверенный подход? Где гарантии, что он выведет нас из хаоса? Почему мы должны ему доверять?
Гарантией может быть только наш выбор. Можно оспаривать любой подход. Но давайте сделаем ставку на конструктивные силы, которые уже действуют.
22-е июня 1941 - было предостережением.
11-е сентября 2001 - симптомом.
26-е декабря 2004 - первое веяние, нарастающего хаоса.
Неужели мы будем сторонними наблюдателями?
Литература:
1. Аржоманд С.А. О ключевых проблемах современной социологии.
(i-u/biblio/archive/arjomand%5Fokluchprobl/)
2. Базыма Б. Социальный и духовный субъекты.
(colorpsy.boom/Spirit.htm)
3. Генон Р. Кризис современного мира.
(philosophy/library/guenon/01/)
4. Иванов В.Н. Социологи об актуальных проблемах Российского общества. (ispr/SOCOPROS/socopros750.html)
5. Капица С. ,Курдюмов С. , Малинецкий Г. Синергетика и прогнозы будущего. (synergetic/sections/index.php?article=books/kkm/index.htm)
6. Лайтман М. Постижение высших миров. М, НПФ 'Древо жизни' 2002
7. Лайтман М.Наука Каббала. НПФ 'Древо жизни' 2002
8. Лайтман М. Статьи . 2004 (kabbalahscience/)
9. Собчик Л. Проблема духовности в психологии. (
bibliopsy.mospsy/sob1.html)
10. Сорокин П. Кризис нашего времени. Американская социологическая мысль. М. 1996
11. Степин В.С. Проблема будущего цивилизации.
(spkurdyumov.narod/Stepin11.htm)
12. Хакен Г. Самоорганизующееся общество.
(spkurdyumov.narod/Haken51.htm)
13. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. (
sociology.extrim/yadov_transf.htm)
Другие работы по теме:
Инвентарь русского мира в путевых заметках Т. Готье
Путевые заметки являются для их читателя источником косвенной информации о чужой действительности и участвуют в значительной степени в формировании образа страны, т.е. комплекса достаточно устойчивых представлений, соотносимых с этой страной.
Методика и методология социологических исследований
СЕМИНАР 1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ. Любая самостоятельная наука изучает объективную и субъективную реальность, используя определенную методологию и методику, с помощью которых познает мир, добывает новую информацию о сущности явлений. Становление и развитие социологии связано с изучением общества, получением научной информации о жизни общества.
Значение социологических идей О. Конта
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой социологии.
Виды социальных изменений 3
Виды социальных изменений. Рассмотрим теперь более под робно, какие именно элементы социальных и социетальных систем подвержены изменениям. По этому признаку можно выделить четыре основных вида социальных изменений.
Кроссворд по социологии
Овчинников В В Вопросы к кроссворду Вопросы по горизонтали: Вопросы по вертикали: Какую теорию общества создал французский социолог А. Конт, в противовес материализму французских просветителей, влияние которых он считал негативным ?
Заметки социолога
На распутье Автор: Виталий Вадимов Мир на распутье. В нем идет борьба. Борьба сил разъединяющих, деструктивных и объединяющих, конструктивных.Незримые весы могут, к моему глубокому сожалению, перевесить в разрушительную сторону.
Теория рациональной бюрократии Макса Вебера
Вклад немецкого историка и социолога в становление общей теории и практики управления организацией. Культурологическая интерпретация организационных процессов менеджмента, "машинная модель организации". Формирование и развитие Вебером теории организации.
Менеджмент в Германии
Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста
Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова.
Автор: Гончаров И.А. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета.
Биография А.А. Блока
Краткое жизнеописание великого русского поэта - Александра Александровича Блока (1880–1921), предпосылки зарождения у него литературного таланта и описание его деятельности после революции. Перечень основных книг, циклов и сборников стихотворений Блока.
Аномия
Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия.
Постижение истории Тойнби
«Постижение истории» (англ. A Study of History), правильнее — «Исследование истории» — фундаментальный исторический труд А. Дж. Тойнби, состоящий из 12 томов и писавшийся с 1934 по 1961 гг.
Витсен, Николаас
Введение 1 Биография Список литературы Введение Николаас Витсен (нидерл. Nicolaes Witsen; 8 мая 1641(16410508) — 10 августа 1717) — голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама с 1682 по 1706 год.
Фюссли, Иоганн Генрих
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Иога́нн Ге́нрих Фю́ссли, или Ге́нри Фю́зели (нем. Johann Heinrich Fьssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Заметки по еврейской истории
— сетевой портал, в рамках которого издаются ежемесячные издания: журнал «Заметки по еврейской истории» (с 2001 года) и альманах «Еврейская старина» (с 2002 года).
Ибн Халликан
Шамс ад-Дин Абу-ль-Аббас Ахмед ибн Мухаммед (22 сентября 1211(12110922), Эрбиль — 30 октября 1282, Дамаск) — арабский писатель и юрист. Из рода персов Бармакидов. Изучал арабский язык, литературу, историю и правоведение у себя на родине, в Эрбиле, а также в Халебе и Дамаске. Был помощником верховного кадия в Каире, пока в 1261 году мамлюкский султан Бейбарс не назначил его в Дамаск верховным кадием (кади аль-кудат).
Мид, Маргарет
План Введение 1 Биография 2 Научные интересы 3 Издания на русском языке Введение Ма́ргарет Мид (англ. Margaret Mead; 16 декабря 1901, Филадельфия — 15 ноября 1978, Нью-Йорк) — американский антрополог.
Стеклянница тополёвая большая
План Введение 1 Описание 2 Распространение и местообитания 2.1 Питание 3 Заметки Введение Стеклянница тополёвая большая[2] (лат. Sesia apiformis) — чешуекрылое из семейства стеклянниц легко определяемая по жёлтому окрасу головы, чёрно-коричневой груди с двумя пятнами возле крыльев.[3] Взрослая особь появляется в июне и июле и встретить их можно сидящих на стволах ближе к полудню. [4]
Первая Священная война
Первая Священная война Первая Священная война (около 595-583 до н. э.) была вызвана намерением гавани Кирры, расположенной неподалеку от Дельф, взимать пошлины с посещающих Дельфы паломников, что нарушало священные права граждан на свободное посещение святилища. Дельфы были поддержаны Афинами во главе с Солоном.
Харакена
Харакена — древнее царство на берегу Персидского залива, одно из первых арабских государств. Оно являлось вассалом по отношению к Парфянской империи. Столица Харакены находилась в городе Спасину Харакс — крупном центре торговли с Южной Аравией и Индией.[1] Царство было образовано примерно в 130 году до н.э. и просуществовало до завоевания региона империей Сасанидов в 222 году н.э.
Дучинская, Илона
Илона Дучинская (польск. Ilona Duczyńska, 11 марта 1897, Вена, Австро-Венгрия — 24 апреля 1978, Пикеринг, Онтарио) — венгерско-австрийская революционерка польско-австро-венгерского происхождения, переводчица. Жена Карла Поланьи.
Какой должна быть заметка
Как правило, когда ты впервые садишься писать в редакцию, то стремишься сообщить что-то важное и интересное, ты хочешь проинформировать других людей о событии,увиденном тобою. Ты пишешь заметку. Заметка, информация — первая ласточка газетных жанров. Она появилась в первой русской газете «Ведомости», основаннойПетром I.
Гончаров Иван Александрович
Русский писатель. Родился 18 июня (по старому стилю - 6 июня) 1812 в Симбирске, в зажиточной купеческой семье. Мать Гончарова, на руках которой, после смерти отца, остался трехлетний Иван, ничего не жалела для воспитания сына.
Николай Страхов
Страхов Николай Николаевич (1828—1896) — критик, публицист. Р. в Белгороде, Курской губ., в семье священика. Учился в духовной семинарии. В 1851 кончил Главный педагогический ин-т. Был десять лет преподавателем математики и естественных наук.
Флоренс Найтингейл
Найтингейл, Флоренс (Nightingale, Florence) (1820–1910), сестра милосердия и общественный деятель Великобритании.
Крон А.А.
Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович (1909 - 1983). Русский советский писатель, драматург.
Наровчатов С.С.
Наровчатов Сергей Сергеевич (1919 - 1982), поэт. Родился 3 октября в городе Хвалынске Саратовской области. Детские годы провел на Волге. В 1933 вместе с родителями уехал на Колыму, где окончил магаданскую среднюю школу.