Реферат: Социальная политика североевропейских стран - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Социальная политика североевропейских стран

Рефераты по социологии » Социальная политика североевропейских стран

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.  Дания

1.1.  Общие сведения

1.2.  Активная социальная политика

1.2.1.  Денежное пособие

1.2.2.  Семьи с детьми и подростками

1.2.3.  Пожилые и нетрудоспособные

1.2.4.  Пенсии

2.  Нидерланды

2.1.  Общие сведения

2.2.  Система социальных гарантий

2.2.1.  Народное благосостояние

2.2.2.  Социальное обеспечение

2.2.3.  Страхование наемных работников

3.  Норвегия

3.1.  Общие сведения

3.2.  Социальная политика

3.2.1.  Семья, дети и пожилые люди

3.2.2.  Образование

3.2.3.  Здравоохранение

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

социальное обеспечение доход экономика североевропейский

Многие страны обсуждают вопрос относительно того, как совместить рыночные силы и социальное обеспечение. Одни говорят о расширении социальной защиты, в то время как другие опасаются, что это приведет к замедлению экономического роста.

Но решение этого вопроса могло бы значительно продвинуться в результате анализа успеха экономик Дании, Нидерландов, Норвегии и др. Так как североевропейским странам удалось успешно совместить социальное обеспечение с высоким уровнем доходов, стабильным экономическим ростом и макроэкономической стабильностью [1].

Надо отметить, что между самими североевропейскими странами существуют различия. Например, расходы на социальное обеспечение выше в Дании, Нидерландах, Норвегии и Швеции, и немного ниже в Финляндии и Исландии.

Высокий уровень налогообложения позволяет финансировать всеобъемлющую государственную систему здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и других социальных услуг, что выражается в низком уровне бедности и относительно небольшой разнице в доходах между богатыми и бедными семьями[2].


1. ДАНИЯ

1.1 Общие сведения

 

География. Дания - государство на северо-западе Европы, на полуострове Ютландия, самая маленькая и самая южная из Скандинавских стран.

Площадь. 43 094 кв. км.

Главные города. Столица - Копенгаген. Крупнейшие города -Копенгаген, Орхус, Оденсе, Ольбор.

Административное деление. 14 амтов[3]. В составе Дании - Фарерские острова (в Атлантическом океане) и остров Гренландия (в Северной Америке), пользующиеся внутренним самоуправлением.

Государственный строй. Дания - конституционная монархия. Глава государства - монарх (королева). Глава правительства - премьер-министр.

Население. 5,2 млн. жителей. 98 % - датчане, проживают также немцы, шведы, норвежцы. 70 % живет в городах.

Язык. Государственный язык - датский.

Религия. Более 90 % датчан принадлежит к Лютеранской Национальной Церкви Дании[4].

 

1.2 Активная социальная политика

Существующая в Дании разветвленная система социального обеспечения, на финансирование которой идет большая часть государственных расходов, охватывает все население страны. Как правило, социальные льготы и медицинские услуги предоставляются гражданам Дании бесплатно, а расходы на них покрываются за счет налогов. Решение задач социального обеспечения и медицинского обслуживания максимально приближено к жителям страны, вопросами социального обеспечения занимаются местные органы власти, а здравоохранения – администрации округов.

В 1998 г. на смену Закону о социальном обеспечении пришли четыре закона, регулирующие социальную политику в стране:

·  Закон об активной социальной политике устанавливает правила предоставления пособий и участия получателей денежных пособий в трудоустройстве.

·  Закон о социальных услугах определяет порядок их предоставления и особо подчеркивает право потребителя этих услуг влиять на это.

·  Закон об управлении социальной службой регулирует порядок рассмотрения дел в округах и органах местного самоуправления.

·  Закон о пенсиях устанавливает правила пенсионного обеспечения[5].

Социальную политику можно разделить на четыре направления: выплата денежных пособий и определение круга лиц, получающих социальную помощь; помощь семьям, в которых имеются дети и подростки; помощь требующим ухода пенсионерам по возрасту и нетрудоспособности; выплата пенсионных пособий (см. схему 1.1 приложения)[6].

1.2.1 Денежные пособия

Первым уровнем социального обеспечения является выплата денежных пособий (эта помощь предоставляется лишь в тех случаях, когда оказание других видов социальной поддержки по каким-либо причинам невозможно). Выплата денежных пособий не производится, если есть возможность получить поддержку через другие уровни социальной системы, а так же если помощь может быть оказана супругом или супругой лица, обратившегося за ней. Лица, имеющие накопления (в пенсионном фонде) не могут рассчитывать на получение денежных пособий. Дети в возрасте до 18 лет также не получают денежных пособий, их должны обеспечивать родители. Денежные пособия выдаются по месту жительства получателя, который не обязательно должен быть гражданином Дании. Однако с 1 июля 2002 года получатель, не имеющий датского гражданства, должен в течение семи лет проживать на территории Дании. На получение денежных пособий могут рассчитывать только те граждане, чье социальное положение существенно ухудшилось ( потеря работы, болезнь или развод). Таким образом, пособие не предназначено тем, у кого уровень доходов невысок из-за небольшой заработной платы, или студентам. Сроки выплат денежных пособий не ограничены, и они могут производиться до тех пор, пока получатель не будет в состоянии обеспечивать себя сам или не получит права на социальную пенсию.

1.2.2 Семьи с детьми и подростками

Помощь семьям с детьми и подростками, как правило, предоставляется в виде социальных услуг. Так, местные власти гарантируют семьям с детьми в возрасте до 3 лет возможность отправить детей в ясли, а детей в возрасте от 3 до 6 лет – в детский сад. Многие местные органы власти даже гарантируют предоставление места в подобном учреждении любой проживающей семье с самого первого дня рождения ребенка. Ясли и детские сады созданы как для того, чтобы способствовать развитию детей, так и, для того, чтобы дать родителям возможность работать. Дания занимает одно из первых мест в мире по количеству работающих женщин. За пользование услугами детских учреждений надо платить. Размер оплаты может достигать 33 % расходов учреждения по уходу за ребенком, но во многих районах страны он ниже.

С 2002 года продолжительность предусмотренного законом декретного отпуска была увеличена на 20 недель – с 32 до 52 недель. Первые 14 недель предоставляются матери ребенка, а остальная часть может быть поделена между родителями. Во время декретного отпуска родители имеют право на получение пособия по безработице, но большинство работающих датчан в этот период полностью или частично получают заработную плату в соответствии с трудовым договором[7].

Помимо детских учреждений существуют и другие формы оказания помощи детям и подросткам с проблемами социального характера. Так, возможно временное или постоянное проживание ребенка в патронатной семье или в интернате.

1.2.3 Пожилые и нетрудоспособные

Одна из основных целей социальной помощи пожилым и нетрудоспособным людям состоит в том, чтобы дать им возможность находиться у себя дома, а не переселять их в интернат или дом престарелых[8]. Таким людям предоставляется помощь в уборке дома, соблюдении личной гигиены, выдается напрокат необходимая бытовая техника. Кроме того, существует программа оказания медсестрами помощи на дому, что обеспечивается местными властями. В случаях, когда пожилые и нетрудоспособные люди не в состоянии жить самостоятельно, они могут переехать в специально предназначенные для таких целей дома или небольшие центры, где проживают другие пожилые или нетрудоспособные люди. Целью таких центров является создание небольших объединений, где жильцы вместе участвуют в повседневных делах.

1.2.4 Пенсии

Пенсионная система Дании предусматривает два вида пенсий: досрочную и пенсию по возрасту. Досрочная пенсия может быть назначена лицам в возрасте от 18 до 65 лет, чья трудоспособность ограничена в силу причин физического или социального характера. Заявления о предоставлении досрочной пенсии рассматриваются местными органами власти. В последние годы большое внимание уделяется тому, чтобы сократить число лиц, досрочно выходящих на пенсию. Существуют программы по удержанию таких людей на рынке труда и предоставлению им возможности применять имеющиеся у них способности на «облегченных работах».

Система пенсионного обеспечения по возрасту является государственной. Пенсионный возраст равняется 65 годам. При предоставлении пенсии учитывается место проживания, и пенсия предоставляется любому, кто прожил в Дании как минимум 10 лет в возрасте от 15 до 65 лет, при этом последние 5 – непосредственно на территории Дании. Государственная пенсия состоит из базовой пенсии, выплачиваемой всем, и доплат к базовой пенсии, сумма которых зависит от размера прочих доходов пенсионера. Кроме того, существует Резервный пенсионный фонд рынка труда, по закону обеспечивающий страхование пенсий всех получающих заработную плату лиц. Действует ряд схем пенсионного обеспечения, которые подлежат согласованию при заключении коллективного трудового договора и распространяются на большинство работающих. Наконец, система налогообложения стимулирует индивидуальные пенсионные накопления.

Таким образом, система пенсионного обеспечения по возрасту имеет три уровня, где государственная пенсия является основным средством, обеспечивающим защиту всех граждан от бедности в пожилом возрасте. Государственная пенсия дополняется пенсионными отчислениями в период трудовой деятельности в соответствии с действующими схемами пенсионного обеспечения, что гарантирует разумное соотношение доходов в трудоспособный и пенсионный периоды. Наконец, это индивидуальные пенсионные накопления, дополняющие первые два источника[9].


2. НИДЕРЛАНДЫ

2.1 Общие сведения

 

География. Нидерланды (Королевство Нидерландов), или Голландия - государство на северо-западе Европы.

Площадь. 41 864 кв. км.

Главные города. Столица - Амстердам. Резиденция королевы, правительства и дипломатические представительства - в Гааге. Крупнейшие города - Роттердам, Утрехт.

Административное деление. 12 провинций: Северная Голландия, Южная Голландия, Утрехт, Флеволанд, Гелдерланд, Дренте, Гронинген, Фрисландия, Оверэйссел, Зеландия, Северный Брабант, Лимбург. Провинции, в свою очередь, делятся на общины.

Государственный строй. Нидерланды - конституционная монархия. Глава государства и верховный главнокомандующий - королева Беатриса (с 1980 г). Совещательный орган при королеве - Государственный совет. Законодательная власть - монарх и Генеральные штаты (парламент) . Исполнительная власть - правительство.

Население. Около 15,5 млн. жителей. Этнические группы: голландцы, фризы, суринамцы, турки, марокканцы, бельгийцы, англичане и немцы.

Язык. Государственный язык - нидерландский (голландский).

Религия. Протестанты (кальвинисты) - около 20% населения и королевская семья, более 25% - католики[10].

2.2. Система социальных гарантий

В Нидерландах действует разветвленная система социальных гарантий. За последние годы система социальных гарантий была пересмотрена для того, чтобы обеспечить больший контроль, направленный, на снижение количества пропусков работы по болезни и на увеличение занятости[11].

2.2.1 Народное благосостояние

Все должны иметь равные права на участие в жизни общества. Для обеспечения этого необходимо помогать отдельным группам населения, таким как: люди пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в уходе; семьи с низкими доходами, молодежь с недостаточным образованием и (этнические) меньшинства; бездомные и наркоманы. Ответственность за проведение соответствующей социальной политики лежит на органах местной власти, которые в последнее время все больше склоняются к подходу, основывающемуся на территориальном делении на микрорайоны. Это позволяет рассматривать социальные аспекты в связи с экономическими факторами. Цель такого подхода – поддержка и сохранение сообществ граждан, в которых жители могут чувствовать себя частью сообщества[12].

В обществе постоянно происходят изменения, которые требуют коррекции социальной политики. В качестве примера такого изменения - увеличение среднего возраста населения. Через 10 лет число людей в возрасте 55 лет и старше будет составлять около 28 % от всего населения. В настоящее время почти половина людей в возрасте от 55 до 65 лет не принимает участия в трудовом процессе.

Основные направления в социальной политике:

·  Государство пытается способствовать присутствию пожилых людей на рынке труда;

·  Для снижения безработицы среди молодежи используется система субсидий и комплекс мероприятий, объединяющих обучение и создание рабочих мест;

·  Государство стимулирует муниципалитеты резко увеличить количество мест в детских учреждениях. Эта мера направлена на стимулирование женщин к участию на рынке труда;

·  Родители могут обращаться за помощью в воспитании детей, если они не могут решить возникающие у них проблемы самостоятельно или если возникает опасность отставания в развитии их ребенка по отношению к сверстникам;

·  Лицам, долго не имеющим работы, оказывается помощь в случае различного рода проблем: от трудностей с возвращением задолженностей до проблем психического плана;

·  В сфере социального обеспечения инвалидов государство подготавливает Закон об одинаковом подходе, который предоставит инвалидам защиту от дискриминации и возможность стать полноценными гражданами общества.

Особое внимание власти уделяют этническим меньшинствам, которые составляют на сегодня 9,4 % населения. К меньшинствам относятся лица, приехавшие из нидерландских заморских территорий (Антильских островов и Арубы), или же из Суринама, лица, прибывшие в Нидерланды в качестве наемных рабочих или беженцев. Безработица среди турков и марокканцев, в пять раз выше, чем среди коренного населения. Государство пытается улучшить положение этих групп населения, предлагая, различные курсы обучения специальностям, а также с помощью Закона “Вместе”, стимулирующего работодателей принимать на службу людей, относящихся к национальным меньшинствам. В 1998 году была создана Оперативная группа “Меньшинства и рынок труда”. В работе этой группы принимают участие ведущие представители делового мира, профсоюзы и государство. Одним из мероприятий по повышению социального статуса национальных меньшинств является введение обязательности их участия в нидерландской общественной жизни. Вновь прибывшие вскоре после въезда в страну проходят в обязательном порядке курс голландского языка и общественной ориентации, им помогают в поисках работы[13]

2.2.2 Социальное обеспечение

Человек, проживающий в Нидерландах, всегда включается в систему социального обеспечения. Те, кто живут за границей, но работают в Нидерландах и платят здесь налоги с зарплаты, тоже имеют право на социальное обеспечение. При выезде за границу это социальное страхование можно на добровольной основе сохранить, продолжая оплату соответствующих взносов. С 2001 года такой вид страхования ограничен периодом в 10 лет. Ниже описаны виды социального страхования, возложенные на Банк социального страхования:

Всеобщий закон об обеспечении по старости (AOW) предоставляет право на получение пенсии по старости по достижении возраста в 65 лет. Полная пенсия по старости выплачивается в случае 50 лет проживания в Нидерландах от 15-летнего до 65-летнего возраста. За каждый год без страховки согласно AOW пенсия сокращается на 2 %. Помимо этого, около 80 % граждан, имеющих право на пенсию AOW, получают также дополнительную пенсию, которую они оплатили сами на добровольной основе.

Всеобщий закон об обеспечении ближайших родственников (ANW) регулирует право на предоставление пособий ближайшим родственникам умершего, в том числе сиротам. Умерший супруг, партнер (сожитель) или родитель должен на день смерти быть застрахован в соответствии с Законом ANW. Право на это пособие имеет ближайший родственник, который родился до 1 января 1950 года, или же является нетрудоспособным, по крайней мере, на 45 %, или незамужняя дочь (неженатый сын) моложе 18 лет.

Всеобщий Закон о пособии на детей (AKW) определяет правила финансовой помощи на содержание детей для лиц, обеспечивающих уход и содержание детей до 18 лет. Всеобщий Закон об особых затратах при болезни обеспечивает страхование от особо крупных расходов на медицинское обслуживание, которые не покрываются через обязательное или частное медицинское страхование.

2.2.3 Страхование наемных работников

Наемные работники, работающие в той или иной должности, застрахованы в обязательном порядке в соответствии со следующими законами:

·  Закон о медицинском страховании (ZW)

·  Закон о выплате пособий по трудовой нетрудоспособности (WAO)

·  Закон о выплате пособий по безработице (WW)

·  Закон об обязательном медицинском страховании (ZFW)

Пособие по больничному листу может также выплачиваться при болезни, возникшей вследствие беременности, родов или донорской ампутации органов, а также при заболевании в первые пять лет после приема на работу наемного работника, являющегося инвалидом. В связи с родами наемная работница имеет право на получение денег по больничному листу в размере своего дневного заработка (100%) в течение шестнадцати недель[14].

Закон о медицинском страховании (ZW) представляет собой “страховочную сетку” для работников, у которых нет работодателя. Речь идет о работниках, которые потеряли работу в первый год их болезни, и о работниках, которые находят работу через посреднические бюро. Обязанность работодателей продолжать платить зарплату действительна только в отношении тех, кто находится у них на службе. Поэтому закон ZW действует в качестве “страховочной сетки” также и для тех, кто не имеет трудового контракта, но для кого трудовые отношения рассматриваются как служебные отношения. Речь идет при этом, например, о лицах, работающих на дому, и о стажерах.

Закон о выплате пособий по безработице (WW) обеспечивает страхование наемных работников моложе 65 лет, находящихся в служебных отношениях с работодателем, от финансовых последствий безработицы. Чтобы иметь право на получение пособия по безработице, работник должен за 39 недель, предшествовавших потере работы, работать по меньшей мере в течение 26 недель. Тот, кто удовлетворяет только этому условию, получает в течение полугода пособие по безработице в размере 70 % минимальной зарплаты. Чтобы получать пособие по безработице, соотнесенное с реальной зарплатой, работник должен в течение, по меньшей мере, четырех из пяти календарных лет, предшествующих году, когда потеряна работа, получать зарплату в течение 52 или большего числа недель. Длительность выплаты соотнесенного с зарплатой пособия по безработице зависит от трудового стажа и может составлять от, минимум, полугода до, максимум, пяти лет. Те, кто после окончания срока выплаты соотнесенного с зарплатой пособия по безработице по-прежнему не имеют работы, имеют право на получение пособия по безработице в течение еще двух лет. Это пособие составляет 70 % минимальной зарплаты. Те, чей возраст в момент потери работы достиг 57,5 лет или выше, имеют право на получение пособия еще в течение максимум 3,5 лет. Пособие выплачивается не дольше, чем до 65 лет.

Закон об обязательном медицинском страховании (о больничных кассах) (ZFW) предоставляет право на лечение в больнице, на получение медицинской и, в ограниченной степени, зубоврачебной помощи. На основании этого закона имеется также право на получение вспомогательных приспособлений, лекарств и перевязочных средств, а также на реабилитационное лечение. Большинство лиц, получающих пособие, и наемные работники, которые могут получать пособие согласно Закону ZW, застрахованы также и согласно Закону ZFW. Осуществление этого закона возложено на больничные кассы.

Закон о выплате пособий по нетрудоспособности (WAO) регулирует страхование находящихся на службе наемных работников до 65 лет от финансовых последствий длительной нетрудоспособности. Чтобы иметь право на получение пособия по нетрудоспособности, лицо, претендующее на это пособие, должно по истечении срока в 52 недели быть признано нетрудоспособным по меньшей мере на 15 % для исполняемой им работы. Пособие по нетрудоспособности предоставляется на пять лет. Не позднее, чем за три месяца до истечения этого периода, необходимо подать повторный запрос на получение пособия. Размер этого пособия зависит от степени нетрудоспособности и поденного заработка застрахованного лица, а также от возраста на момент признания нетрудоспособности. Существует семь степеней нетрудоспособности в диапазоне от 15 % до более 80 %. Каждой степени нетрудоспособности соответствует определенный процент пособия, варьирующийся от 14 % до 70 %. Период выплаты пособия делится на две фазы: фаза выплаты пособия в качестве компенсации от потери зарплаты сроком, максимум, в 6 лет и фаза продолжающейся выплаты пособия. Общее количество лиц, имеющих, в соответствии с различными постановлениями, право на получение пособия по нетрудоспособности, составляет почти один миллион человек. Большинство из них (более 800 тысяч) получает пособие согласно Закону WAO. Поэтому большинство политических партий стремятся таким образом изменить Закон WAO, чтобы большее число (частично) нетрудоспособных наемных работников продолжало работать[15].

С 1998 года действуют отдельные обязательные законодательные постановления о страховании по нетрудоспособности для предпринимателей и для инвалидов молодого возраста. Закон о страховании по нетрудоспособности WAZ страхует предпринимателей, участвующих в их предприятиях супругов, лиц свободных профессий (к ним, в частности, относятся директора-держатели большого числа акций, священники и т.д.). Размер пособия зависит от степени нетрудоспособности и от базисной суммы (потери доходов) за финансовый или календарный год, предшествующий году признания нетрудоспособности. Поскольку доходы предпринимателей часто меняются, при определении их доходов можно исходить из средней суммы за последние пять лет, если это для застрахованного лица выгоднее. Размер пособия составляет не более 70% от минимальной зарплаты. Женщины, застрахованные согласно WAZ, имеют право получать пособие в связи с родами в течение по меньшей мере 16 недель (не более 100% от минимальной зарплаты). Участие в страховании согласно Закону WAZ обязательно.

Закон Wajong регламентирует выплату минимального пособия инвалидам молодого возраста. К таковым относятся жители Нидерландов, которые являются нетрудоспособными на день своего семнадцатилетия, или те лица, которые стали нетрудоспособными после своего семнадцатилетия, но в год, непосредственно предшествующий этому, учились в учебном заведении в течение по меньшей мере шести месяцев.

Помимо этого, предусмотрена социальная помощь для пополнения недостаточных доходов до действующего для данного лица социального минимума. Выполнение большинства этих законов осуществляется местными властями. Важнейшим является Всеобщий Закон о социальной помощи (ABW). Социальное пособие выплачивается лицам, которые не имеют доходов или имеют недостаточные доходы. Если то или иное лицо имеет небольшие доходы, например, в виде алиментов, то он дополнительно получает сумму, которая вместе с его доходами равна социальному пособию.

Помимо этого, действуют еще два постановления о доходах, регулирующие предоставление пособий частично нетрудоспособным безработным и бывшим предпринимателям. Размер этих пособий также зависит от возможных других доходов. Проверка имущественного состояния при этом не производится.

Кроме того, действуют постановления, такие как Закон о (ре)интеграции нетрудоспособных (Закон Rea), которые способствуют участию в трудовом процессе инвалидов и безработных, долго не имеющих работы. Этот закон имеет целью снизить до минимума финансовый риск предпринимателей, принимающих на работу инвалидов. Кроме того, Закон Rea предусматривает компенсацию возможных дополнительных расходов по специальному приспособлению рабочих мест и т.п. Закон предоставляет инвалидам, ищущим работу, дополнительные возможности для увеличения их шансов на рынке труда. Другим примером является Закон о помощи в предоставлении работы лицам, ищущим работу (WIW). Согласно этому закону долговременные безработные с инвалидностью по труду или без таковой, лица с правом на получение пособия и безработные молодые люди (моложе 23 лет) быстрее получают помощь в поиске работы. На основании Закона WIW может быть предложена работа в рамках программы WIW или же место для приобретения опыта работы. Закон WIW позволяет финансировать различные учебные курсы для этих групп, улучшающие их позиции на рынке труда. В рамках этого закона обеспечивается прием детей родителей-одиночек в дошкольные заведения, а также надзор за детьми до 12 лет во внешкольное время[16].


3.НОРВЕГИЯ

3.1 Общие сведения

География. Королевство Норвегия - государство, занимающее западную и северную части Скандинавского полуострова, архипелаг Шпицберген (включая остров Медвежий) в Северном Ледовитом океане и остров Ян-Майен в северной части Атлантического океана.

Площадь. 323 758 кв. км.

Внутренние воды. Порожистые реки с водопадами. Самая большая река - Гломма. Более 200 000 озер, в основном мелкие.

Главные города. Столица - Осло. Крупнейшие города -Берген, Тронхейм, Ставангер, Нарвик.

Административное деление. 18 фюльке (графств), управляемых губернаторами. Традиционное деление: Северная Норвегия с тремя историко-географическими районами: Нурланн, Трумс и Финмарк; Южная Норвегия с четырьмя районами: Треннелаг, Вестланн, Эстланн и Серланн.

Государственный строй. Норвегия - наследственная конституционная монархия. Глава государства - король. Законодательная власть - стортинг, избираемый на 4 года.

Население. Более 4 млн. жителей. Норвежцы - 98%, саамы, квены и другие национальные меньшинства. Небольшое количество европейцев.

Язык. Государственный язык - норвежский.

Религия. Протестанты - 95%[17].


3.2. Социальная политика

3.2.1 Семья, дети и пожилые люди

Обычная норвежская семья состоит из матери, отца и одного или двух детей. Немногие имеют более трёх детей. Большинство молодых людей живут дома у родителей до окончания школы, после чего они чаще всего хотят переехать, чтобы жить одному или вместе с друзьями. В основном из-за трудностей с трудоустройством молодёжь не может позволить себе собственное жильё, поэтому многие взрослые дети продолжают жить в доме родителей.

Если супруги разводятся, дети продолжают жить с матерью.

Раньше, большие семьи были обычными и большинство часто и близко контактировали с родственниками. Сегодня чаще всего только ближайшие родственники встречаются регулярно - родители, дети, дедушка и бабушка. Дедушка и бабушка как правило живут отдельно. Некоторые живут в домах престарелых и инвалидов[18].

3.2.2 Образование

В Норвегии обязательное школьное обучение, то есть все семилетние дети, поступившие в 1 класс, должны пройти девятилетние обучение. Начальная школа делится на детскую (6 лет) и молодёжную школу (3 года).

Ученики, у которых родной язык не норвежский, могут пройти специальное адаптированное обучение норвежскому языку. Они могут обучаться норвежскому языку как второму языку в течении всей начальной школы и сдавать экзамены по этому предмету. Ученики из языковых меньшинств могут брать уроки своего родного языка. Это обучение важно для развития языка и идентичности детей, а также их прогресса в школьных предметах.

В Норвегии школьная система рассчитывает на активное участие родителей в обучении детей. Во многих вопросах: школа рекомендует, родители решают, что является лучшим предложением для учеников.

Школа дальнейшего образования добровольна и основывается на обучении в начальной школе. Большинством учащихся в ней является молодёжь в возрасте с 16 до 19 лет.

Ученики, у которых родной язык не норвежский, и которые слишком короткое время обучались в норвежской начальной школе, могут пройти однолетний вводный курс для иноязычных учащихся.

Высшее образование - образование в университетах, общественно-государственных и частных вузах. Высшее образование обычно основывается на 12 -летнем школьном обучении; сначала девятилетней начальной школе, далее трёхлетней школе дальнейшего образования.

Во всех четырёх университетах Норвегии существует Контора для иностранных студентов. Там Вы можете получить советы и руководящие указания[19].

3.2.3 Здравоохранение

Учреждения здравоохранения в основном принадлежат государству, которое и организовывает их работу. Некоторые учреждения принадлежат и эксплуатируются частными лицами, обществами или организациями. Государственное страхование является системой страхования, которая охватывает всех, проживающих в Норвегии.

Все, с помощью государственного страхования, должны быть обеспеченными определенной экономической безопасностью, когда они стареют, болеют, становятся инвалидами, безработными или теряют своего кормильца. Государственное страхование также обеспечивает пособие во время беременности и родов, и одиноким кормильцам

Вы можете рассчитывать на страхование, если Вы проживаете в Норвегии не менее одного года и Вами получен вид на жительство, независимо от того, работаете Вы или нет.

Также страхование обеспечивает пособие в связи с болезнью, физическими недостатками, беременностью и родами. Такое пособие выдается в виде возмещения затрат, такие как например:

·  врачебную помощь;

·  контрольные обследования в период беременности;

·  медицинское лечение и уход в санкционированном учреждении здравоохранения;

·  важные лекарства;

·  лечение болезней у зубного врача[20]..


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В странах Северной Европы своеобразная модель государственного устройства социал-демократического типа, где преобладает принцип универсализма в предоставлении социальных услуг, организованных и финансируемых государством. Эта модель государственного устройства получила название «всеобщего благоденствия» (Wohlfahrtsgeselschaft) Социальная политика этого типа сформировалась в ограниченном кругу стран, прежде всего скандинавских. И необходимыми условиями становления и совершенствования этой политики были и остаются атмосфера гражданского мира, и высокая политическая культура народа. Эта модель социальной политики может функционировать только при высокой степени социализации национального дохода. Здесь реализуется принцип: от каждого – по возможности, каждому – по потребностям. Отличительной особенностью этой системы, по сравнению с аналогичными системами других европейских стран, является большая ответственность общества за решение социальных проблем. В связи с этим общество играет главную роль в регулировании и выполнении требований, направленных на обеспечение удовлетворительного социального обеспечения[21]..

Главными составляющими этой модели являются:

·  Государственная система, обеспечивающая высокий уровень экономической защиты;

·  Перераспределение доходов через социальные выплаты;

·  Децентрализация и контроль, которые осуществляются в рамках законодательства;

·  Равенство властей на местах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Баринова М. Пенсионное обеспечение: новые подходы// Человек и труд. 1997. № 11.

2.  Башина В.Ф. Что происходит на родине викингов// Профсоюзы и экономика.1991. №4.

3.  Большой экономический словарь: Словарь. М.: Институт новой экономики, 2008.

4.  Бурджалов Ф.Э. Типы социальной политики: концепции, практика// Общество и экономика. 1997. № 12.

5.  Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.

6.  Мироненкова М.Н. Опыт функционирования систем социального обслуживания в странах Северной Европы// Труд за рубежом. 1997. №1.

7.  Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994.

8.  Социальное обеспечение в странах Северной Европы. Специальный выпуск. / Под общ. ред. В.И. Жукова. – М.: Московский государственный социальный институт, 1994.

9.  Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ./- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

10.  Энциклопедия стран мира: В 2 т./ Под ред. Н.А. Симония. М.: Экономика, 2004.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Схема 1.1.

Социальная политика Дании

Источник: Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. С. 110

Таблица 1.2.

Сравнение социальных услуг в Германии, Дании и Америки

Виды услуг

Германия

Дания

Америка

Пенсии

Пенсия выплачивается в зависимости от социальных взносов (стажа, зарплаты), средняя пенсия - 70% от зарплаты. Пенсионный возраст 65 лет для мужчин, и 60 лет для женщин. Базовые пенсии, которые распространяются на всех, вне зависимости от зарплаты и стажа, средняя пенсия - 3700 д. кр., помощь на отопление, пособие по уходу, пособие по квартплате, если ее размер больше суммы, составляющей 15% от ухода. Пенсионный возраст - 65 лет Общенациональная программа, которая устанавливает минимальный уровень дохода для пожилых и престарелых. Выход на пенсию в 65 лет, но можно с 62 лет

Пособие по болезни

Пособие

выплачивается в течение 6 недель работодателем, далее в течение 1,5 лет -больничные кассы, в размере зарплаты

Пособие выплачивается в течение 52 недель, в первые 2 недели -работодателями, далее - за счет местных органов власти, при необходимости более длительного срока выплаты пособия выдаются в фиксируемом виде (не зависимо от зарплаты, она составляет 2457 д.кр. в неделю). Медицинские программы «Медикэр», «Медикейт»

Пособие по безработице

Пособие выплачивается от (63-68%) от среднего заработка, который был в течение 2 лет, а после этого - 53-58%) в течение неограниченного срока Пособие выплачивается в течение 2,5 лет, оно составляет 90%> ранее получаемого дохода, но не более 409 д. кр. в день (70 дол.) Взымается налог на страхование побезработице. Налоговая ставка зависит от от годового заработка и составляет 8%.Существуют федеральный страховой фонд и в штатах. Размер пособия определяется как размер зарплаты за 12 мес. При сокращении выплачивается пособие в течение 26 недель в размере 25-30% от зарплаты

Материнство

Зарплата выплачивается за 6 недель до, и 8 недель после родов, для отцов не существует отпуска Пособие выплачивается в течение 4 недель до и 24 недель после родов (выплата всем), отпуск в течение 10 недель может предоставляться отцу вместо матери, и оплачивается в течение 2 недель

 

Пособия на детей

Пособие на 1 ребенка выплачивается в размере 200 марок, на второто 220 марок, на третьего 300 и на каждого последующ. 350 марок Пособие выплачивается в размере 100%> от заработка, это составляет 2597 кр. в неделю Программа помощи семьям с находящимися на иждивении детьми

Источник: Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. С. 107-108.



[1] Башина В.Ф. Что происходит на родине викингов//Профсоюзы и экономика.1991. №4. С. 21.

[2] Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ./ - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.  С.125.

[3]Амт - административно-территориальная единица (округ) в Дании: А.А. Азрилиян. Большой экономический словарь: Словарь. М.: Институт новой экономики, 2008. С. 25.

[4] Энциклопедия стран мира: В 2 т./ Под ред. Н.А. Симония. – М.: Экономика, 2004. С. 245.

[5] Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом. – Улан-Уде: Изд-во ВСГТУ, 2000. С. 135.

[6] Энциклопедия социальной работы : В 3 т./ Пер. с англ./ - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. С. 53.

[7] Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994. С. 265.

[8] Энциклопедия социальной работы : В 3 т./ Пер. с англ./ - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. С. 76.

[9] Баринова М.А. Пенсионное обеспечение: новые подходы// Человек и труд. 1997. № 11. С.53 – 54.

[10] Энциклопедия стран мира: В 2 т./ Под ред. Н.А. Симония. – М.: Экономика, 2004. С. 405.

[11] Баринова М.А. Пенсионное обеспечение: новые подходы// Человек и труд. 1997. № 11. С.54.

[12] Энциклопедия социальной работы : В 3 т./ Пер. с англ./ - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. С. 125 – 127.

[13] Башина В.Ф. Что происходит на родине викингов// Профсоюзы и экономика. 1991. № 4. С. 56.

[14] Социальное обеспечение в странах Северной Европы. Специальный выпуск. / Под общ. ред. В.И. Жукова. – М.: Московский социальный институт, 1994. С. 42.

[15] Социальное обеспечение в странах Северной Европы. Специальный выпуск. / Под общ. ред. В.И. Жукова. – М.: Московский социальный институт, 1994. С. 44.

[16] Социальное обеспечение в странах Северной Европы. Специальный выпуск. / Под общ. ред. В.И. Жукова. – М.: Московский социальный институт, 1994. С. 45.

[17] Энциклопедия стран мира: В 2 т./ Под ред. Н.А. Симония. – М.: Экономика, 2004. С. 525.

[18] Башина В.Ф. Что происходит на родине викингов// Профсоюзы и экономика. 1991. № 4. С. 55.

[19] Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994. С. 304.

[20] Мироненкова М.Н. Опыт функционирования систем социального обслуживания в странах Северной Европы// Труд за рубежом. 1997. № 1. С. 23-25.

[21] Бурджалов Ф.Э. Типы социальной политики: концепция, практика// Общество и экономика. 1997. № 12. С.35-37.