Концепция демографической политики до 2015

Рефераты по статистике » Концепция демографической политики до 2015

 

 Концепция демографической политики

Российской Федерации на период до 2015 года

I. Введение

 

II. Характеристика демографической ситуации в Российской Федерации

 

III. Угрозы национальной и экономической безопасности связанные с демографической ситуацией Российской Федерации

 

IV. Цели и задачи демографической политики

 

V. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения

 

VI. Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

 

VII. Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения

 

VIII. Информационное обеспечение реализации Концепции демографического развития.

 

IX. Механизмы и этапы реализации Концепции

 

Х. Термины и понятия используемые в Концепции

 

I. Введение

 

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения темпов их изменений динамики рождаемости смертности семейного состава расселения внутренней и внешней миграции качественных характеристик населения.

 

Концепция демографической политики Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система определений важнейших целей задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2015 года.

 

Концепция - это основа демографической политики. Она составляет правовое и идеологическое пространство в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи здоровья и продолжительности жизни миграции и иных аспектов демографического развития.

 

Концепция ориентирована на период до 2015 года. Ее реализация предполагает устойчивое социально-экономическое развитие страны что обусловлено инерционностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.

 

II. Характеристика демографической ситуации в Российской Федерации

 

Демографическая ситуация в Российской Федерации остается сложной. В результате предшествующего демографического развития наступила и продолжает усиливаться депопуляция населения. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с экономическим кризисом в стране.

 

С 1986 года происходит устойчивое сокращение общего прироста населения который к 1991 году уменьшился почти в 8 раз. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0 7 - 0 9 млн. человек в год). Численность населения страны за 1992-2000 годы сократилась на 3 5 млн. человек и к началу 2001 года составила около 145 млн. человек.

 

За 1992-2000 годы число жителей сократилось в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.

 

В 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза превышает число родившихся. Это все территории Центрального федерального округа (кроме г.Москвы) Вологодская Ленинградская Новгородская Псковская Кировская Нижегородская Пензенская и Самарская области г. Санкт-Петербург Республика Мордовия.

 

Естественный прирост населения в 2000 году имел место только в 15 регионах. Среди них - северокавказские республики и Калмыкия ряд субъектов Российской Федерации восточной части страны и северные автономные округа.

 

В последние 2 года ситуация с естественным воспроизводством населения еще больше обострилась. В 1999 году превышение числа умерших над родившимися составило в целом по стране 930 тыс. человек в 2000 году - 958 тыс. человек. Депопуляция затронула (в разной степени) практически все территории Российской Федерации и почти все этнические группы.

 

Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. В 2000 году родилось 1260 тыс. человек что на 730 тыс. человек или в 1 6 раза меньше чем в 1990 году. Это сокращение произошло несмотря на существенное увеличение репродуктивных контингентов. Только за пятилетие (1994-1999 годов) численность лиц в возрасте 18-25 лет увеличилась на 1 4 млн. человек.

 

Еще с конца 60-х годов рождаемость опустилась до уровня немногим ниже необходимого для простого воспроизводства населения. Современные параметры рождаемости в 2 раза меньше чем требуется для замещения поколений. В настоящее время в Российской Федерации в среднем на 1 женщину приходится 1 2 рождений при уровне необходимом для простого воспроизводства населения в 2 15.

 

Экстенсивные факторы хотя и привели в 2000 году к некоторому увеличению числа родившихся практически не изменили уровня рождаемости.

 

В ряде регионов Европейской части России суммарный коэффициент рождаемости составляет около 1 0 рождения на женщину. Очень низок этот показатель в г. Санкт-Петербурге Ленинградской Ивановской и Смоленской Московской и Ярославской областях.

 

Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка) сближением параметров рождаемости городского и сельского населения откладыванием рождения первого ребенка ростом внебрачной рождаемости. Такие уровень и характер рождаемости не могут сохранить демографический потенциал страны.

 

Ситуация с рождаемостью осложнена ухудшением положения с брачностью. По сравнению с 1990 годом общий коэффициент брачности в 2000 году снизился почти на треть.

 

Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брачных отношений. Как результат - распространение добрачных сожительств и не оформленных юридически браков. В 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.

 

Депопуляция в Российской Федерации обусловливается не только низкой рождаемостью. Крайне острой проблемой является высокая смертность населения. Некоторое улучшение ситуации со смертностью в 1995-1998 годах оказалось непродолжительным. С 1999 года смертность населения страны вновь начала расти.

 

В 2000 году рост числа умерших наблюдался в 78 регионах России.

 

Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше чем в развитых странах. При сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах из числа россиян достигших в 2000 году 16 лет доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.

 

Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней в том числе от туберкулеза болезней органов дыхания системы кровообращения несчастных случаев отравлений и травм (в том числе от случайных отравлений алкоголем автотранспортных травм убийств самоубийств).

 

Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста высокая распространенность абортов патология беременности и родов обуславливают высокие показатели материнской (44 2 случая на 100 тыс. родившихся) перинатальной смертности мертворождаемости (7 2 случаев на 1000 родившихся живыми и мертвыми).

 

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны которая в настоящее время составляет 65 9 лет (1992 год - 68 8 лет). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже чем у женщин.

 

Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в населении ведет к демографическому старению. В 1998 году впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. человек. На 1 января 2000 года лиц пенсионного возраста было больше чем детей на 1 1 млн. человек (на 3 9%). В 41 регионе страны на долю детей и подростков приходилось менее пятой части жителей.

 

Кризисные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране. Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 1990-х годов интенсивно сокращается численность населения северных и восточных регионов России. За 1992-1999 годы только районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек или 8 5% населения.

 

Остаются острыми проблемы внутриперемещенных лиц связанные с последствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Общая численность граждан временно покинувших места постоянного проживания и размещенных на территории Чечни и соседних субъектов Российской Федерации в настоящее время составляет 401 7 тыс. человек. Неустроенность части вынужденных переселенцев беженцев и внутриперемещенных лиц (отсутствие работы жилья средств существования) создает социальную напряженность ведет к возникновению межнациональных конфликтов.

 

Ограниченный миграционный потенциал русского населения в государствах - участниках СНГ не позволяет рассчитывать на значительное увеличение переселения в Россию. Если в 1991-1995 годах миграционный прирост населения России в обмене со странами СНГ и Балтии составлял 2541 тыс. человек то в 1996-2000 годах он снизился до 1739 тыс. человек.

 

В дальнейшем будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов а следовательно всего населения России за счет роста диаспор народов проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации.

 

Несмотря на принимаемые меры сохраняет значительные масштабы незаконная миграция из стран дальнего зарубежья. За последние 5 лет количество задержанных на границе России незаконных мигрантов возросло в 10 раз. Согласно экспертным оценкам в настоящее время в России находится от 700 до 1500 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства с неопределенным правовым статусом. По договорам гражданско-правового характера в России работают не менее 1 5-2 млн. иностранцев что существенно осложняет ситуацию на рынке труда.

 

Нерешенной проблемой до последнего времени остается интеграция вынужденных мигрантов в социальную среду. В 1992-2000 годах статус вынужденного переселенца и беженца получили более 1 6 млн. человек. На начало 2001 года их численность составляла более 850 тыс. человек из которых более 300 тыс. нуждаются в государственной поддержке и жилищном обустройстве.

 

Определенную опасность для национальных интересов России представляет эмиграция населения. Если до середины 80-х годов численность выбывающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек то в 1990 году - превысила 100 тыс. и на этом уровне удерживается все последующие годы. Особенно негативен для страны выезд профессионально подготовленной молодежи на обучение которой затрачены значительные средства.

 

В условиях сократившихся в последние годы объемов переселений миграция населения не в полной мере выполняет свою основную функцию - перераспределение населения по территории страны с целью сбалансированности спроса и предложения на общефедеральном и локальных рынках труда. Оживление экономики неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции вызовут необходимость более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны.

 

Анализ миграционной и демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения требующих особого подхода к их решению. Это относится прежде всего к районам Севера и приравненным к ним местностям приграничным районам Дальнего Востока и некоторым южным субъектам Российской Федерации. С этих территорий в последние годы происходит интенсивный миграционный отток сокращается численность населения ухудшается его демографическая структура.

 

В настоящее время на территории Российской Федерации в 5 республиках краях 10 областях и 8 автономных округах проживают около 200 тысяч человек относящихся к 30 коренным малочисленным народам Севера. Однако общее сокращение численности отдельных этнических групп особенно коренных малочисленных народов может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года сократилась численность 21 наблюдается резкое снижение рождаемости значительный рост смертности средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже чем в среднем по России. Как следствие сокращаются их численность и удельный вес в населении страны.

 

К остро проблемным регионам относится также Центральная Россия где естественная убыль населения настолько велика что положительный миграционный прирост не компенсирует естественных потерь населения. Демографический потенциал Центра России в особенности его сельских районов в результате имевшего место многие десятилетия интенсивного оттока и старения населения в значительной мере подорван.

 

Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения.

 

Согласно прогнозу Госкомстата России население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10 4 млн. человек или на 7 2%. и составит 134 4 млн. человек. Положительный миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения.

 

При условии сохранения существующих тенденций распределение населения по территории страны претерпит дальнейшие изменения: увеличится доля россиян проживающих в европейской части страны при сокращении населения северных и восточных территорий. За период с 2001 по 2016 годы численность населения Сибири и Дальнего Востока сократится на 7 6% северных и приравненных к ним территорий - на 12 0%. Географический сдвиг расселения населения в западном и южном направлении обусловит уменьшение плотности заселения азиатской части России приграничных регионов что весьма нежелательно с точки зрения национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

 

Процесс старения населения страны выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому что численность выходящих за пределы трудоспособного возраста к 2015 году будет почти в два раза превышать численность вступающих в трудоспособный возраст.

 

III. Угрозы национальной и экономической безопасности связанные с демографической ситуацией Российской Федерации

 

Общее сокращение численности населения снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического экономического и военного влияния России в мире возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.

 

Уменьшение численности молодежи вступающей в трудоспособный возраст вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил правоохранительных органов и иных силовых структур что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны охраны государственных границ и проведения других мер связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3 46 млн. человек до 1 99 млн. человек.

 

Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных профессиональных и высших учебных заведениях разрушению системы подготовки кадров что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений.

 

Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3 2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефицит рабочей силы который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока Китая Вьетнама.

 

В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население повысится нагрузка на систему здравоохранения обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.

 

Общее сокращение численности населения сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп особенно коренных малочисленных народов может привести к их полному исчезновению.

 

Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории) что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.

 

Отток из России квалифицированных кадров ведет к ослаблению научного творческого и экономического потенциала страны.

 

IV. Цели и задачи демографической политики

 

Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Страницы: 1 2 3