Обязательное медицинское страхование

Рефераты по страхованию » Обязательное медицинское страхование

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1.

Система обязательного медицинского страхования

5

1.1.

Модели системы ОМС

8

1.2.

Расчет и использование фонда медицинского страхования

14

2.

Развитие медицинского страхования в России

31

3.

Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения

39


Заключение

44


Список литературы

46


Приложения

47

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития в России общественных отношений представляющий в перспективе более широкие возможности выбора путей удовлетворения потребностей населения ставит многие сложные проблемы. Одна из них связана со здравоохранением. Общая оценка состояния общественного здоровья населения России весьма неблагоприятна и указывает на серьезное неблагополучие которое может привести к ухудшению качества жизни населения и ограничению его созидательного участия в улучшении социально-экономической ситуации в стране.

В условиях когда в результате углубления рыночных реформ явно видно социальное и имущественное расслоение общества потребовалась разработка четкой концепции социальной и медицинской защиты.

В своей работе я хотела бы остановиться на наиболее основной части данной концепции: обязательном медицинском страховании граждан России а также рассмотреть проблемы связанные с разработкой и внедрением данной системы в России.

Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного занятости социального страхования обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.

В результате реформы системы социального страхования при социально ориентированной рыночной экономике должны быть достигнуты следующие основные цели:

  • формирование различных видов социального страхования и разветвленной инфраструктуры его позволяющей обеспечить застрахованным гражданам социальные гарантии;

  • построение страховых систем с учетом профессиональных и региональных особенностей обеспечивающих точный расчет финансовых средств достаточных для выполнения обязательств по конкретным видам страхования;

  • обязательное участие работающих во взносах по большинству видов социального страхования и повышение их ответственности за формирование условий своей жизни;

  • осуществление социального страхования структурами е находящимися в непосредственном ведении государства;

  • развитие механизмов самоуправления и саморегуляции в страховых структурах.

Все вышеперечисленное можно отнести и к системе обязательного медицинского страхования. Конечно сразу добиться осуществления данных целей очень трудно. Однако несмотря на все проблемы связанные с внедрением в России обязательного медицинского страхования организационно эта система уже внедрена.


1. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО

СТРАХОВАНИЯ

В мировой практике организации медико-санитарного обслуживания сложились три основные системы экономического функционирования здравоохранения: государственная страховая и частная. Государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь.

В основу страховой системы заложен принцип участия граждан предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских организаций. Частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами клиниками и больницами находящимися в индивидуальной собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного медицинского обслуживания пациентов.

Систему медицинского страхования целесообразно рассматривать в двух аспектах. В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь дающий гарантию получения этой помощи причем ее объем и характер определяются условиями страхового договора.

В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к финансированию через систему обязательного медицинского страхования [16 c.8].

Обязательное медицинское страхование (ОМС) должно обеспечить всем гражданам нашей страны независимо от пола возраста социального положения уровня доходов и т.п. равные возможности в получении определенного уровня медицинской помощи.

Говоря о системе медицинского страхования необходимо различать добровольное и обязательное медицинское страхование так как последнее является частью социального страхования и финансируется за счет целевого налогообложения включаемого в себестоимость продукции и платежей из бюджета а добровольное медицинское страхование финансируется за счет прибыли работодателей или личных средств граждан [16 c.9].

Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного занятости социального страхования обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.

Объектом медицинского страхования является страховой риск связанный с затратами на оказание лечебно-диагностических услуг при возникновении страхового случая. Экономическая база медицинского страхования - априорно формируемый фонд денежных средств из которых оплачиваются услуги.

Величина разового страхового взноса зависит от состояния здоровья страхуемого и его возраста детерминирующих вероятность заболевания в тот или иной период жизни пациента. Учитываются также динамика и степень влияния неблагоприятных факторов окружающей среды (производственных и бытовых условий экологической обстановки и т.д.) особенности образа жизни страхуемого (курение злоупотребление спиртными напитками занятие спортом и т.д.).

В более широком смысле страховая медицина представляет собой систему общественного здравоохранения экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. При этом охрана здоровья граждан финансируется "снизу". Страховые фонды образуются за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета взносов предприятий предпринимателей и работающих.

При обязательном страховании организационно закрепляется статус территориального аккумулирования средств и ресурсов в страховых фондах определяются условия и порядок финансирования лечебно-профилактической помощи. Система страховой медицины предусматривает административно-хозяйственую самостоятельность лечебно-профилактических учреждений бездифицитность их финансирования и обеспечения социальных гарантий при оказании услуг социально незащищенных слоев населения.

Роль центральной финансирующей организации в страховой медицине начинают выполнять территориальные фонды обязательного медицинского страхования как экономически самостоятельные некоммерческие структуры. Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физическими лицами) либо с предприятиями учреждениями организациями (юридическими лицами страхователями) страховыми организациями а также объектами здравоохранения. При этом территориальные фонды контролирует объем и качество предоставляемой медицинской помощи.

Все хозяйственные органы находящиеся на территории непосредственно участвуют в формировании территориального фонда а местные органы власти выступают в качетсве страхователей неработающей части населения проживающего не этой территории. Финансирование медицинской помощи неработающего населения осуществляется за счет местного бюджета.

Взаимоотношения между страхователем и страховой медицинской организаций реализуются через страховые взносы. По обязательному медицинскому страхованию они устанавливаются как ставки платежей в размерах покрывающих затраты на выполнение программ ОМС и обеспечивающих рентабельную деятельность страховой медицинской организации.

Обязательное медицинское страхование строится на системе договоров между субъектами страхования отражающих права обязанности и что наиболее важно ответственность сторон. Пациент получает возможность выбора независимого защитника своих интересов при получении медицинской помощи (Приложение 1).

Каждому застрахованному или страхователю в порядке установленном договором обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией выдается страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования. На территории Российской Федерации действует страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования единого образца (Приложение 2).

Немаловажным фактором является создание основы системы обязательного медицинского страхования на уровне субъекта Российской Федерации что позволит урегулировать взаимоотношения “центра” и “регионов” в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения а на территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств территорий необходимых для реализации программ обязательного медицинского страхования.

Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается в создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной солидарности и удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.

1.1. МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОМС

Система ОМС очень многолика многофакторна и сложна т.к. ее инфраструктура вбирает огромный спектр политических социальных и экономических проблем и каждая из этих моделей может иметь несколько типов реализации зависящих от вариантов финансового взаимодействия подсистем входящих в систему ОМС наличия связей различного характера между ними влияния подсистем на обеспечение государственной политики в деле внедрения системы ОМС [10 С. 39].

Базисом каждой модели системы ОМС является порядок движения финансовых средств от страхователя в медицинские учреждения на возмещение затрат последних за оказанную медицинскую помощь при наступлении страхового события.

Законодательной базой предусмотрено три варианта движения финансовых средств. Для первого варианта характерно движение финансового потока от Территориального фонда ОМС через страховые медицинские организации в медицинские учреждения.

При втором варианте финансовый поток как бы разделяется финансирование медицинских учреждений осуществляется и через страховые медицинские организации и непосредственно территориальным фондом. Всеобщность страхования обеспечивается филиалами территориальных фондов.

При третьем варианте финансирования медицинских учреждений осуществляется только территориальным фондом. Функции страховщика при этом выполняют филиалы территориальных фондов ОМС.

Таким образом движение финансовых потоков предопределяется функционально-организационной структурой системы ОМС. Изменение организационной подсистемы ОМС - Территориального фонда в дальнейшем предопределяет движение финансовых средств по двум вариантам. Страховые взносы могут перечисляться страхователем на счет исполнительной дирекции территориального фонда (1.2.1.1; 1.2.1.2; 1.2.1.3) или счета филиалов фонда (1.2.2.1; 1.2.2.2; 1.2.2.3; 1.2.2.4; 1.2.2.5) (схемы 1; 2).

Сложившийся на различных территориях многообразный порядок финансового взаимодействия в системе ОМС определяет основу модели системы ОМС.

В части субъектов Федерации в настоящее время созданы модели системы ОМС которые целесообразно подразделить на две группы:

1. Модели в структуре которых нет филиалов Территориального Фонда (1.1.1.1).

2. Модели в структуре которых филиалы Территориального фонда имеются (1.2.1.).

Следующей функционально-организационной подсистемой при условии строгого соблюдения антимонопольных мер предопределяющей модель системы ОМС являются страховые медицинские организации (СМО). Включение их в систему ОМС обеспечивает последовательную реализацию грамотной государственной политики в деле охраны здоровья населения. СМО выступая в договорах в интересах застрахованных контролируют объемы и качество предоставляемой медицинской помощи активно влияют на преобразование и упорядочение деятельности лечебно-профилактических учреждений. Денежные средства от Территориальных фондов на финансирование территориальной программы ОМС могут перечисляться на счет головной СМО или на счета филиалов что приводит к формированию моделей системы ОМС [схема 3] причем каждый из представленных ранее типов моделей 1.2.1.1; 1.2.1.2; 1.2.1.3; 1.2.2.1; 1.2.2.2; 1.2.2.3; 1.2.2.4; 1.2.2.5. может трансформироваться по одному из вариантов приведенных на схеме 3.

Однако в силу различных обстоятельств на некоторых территориях России (например Калужская область) формируется централизованная структура государственной системы ОМС с монопольным правом обязательного медицинского страхования принадлежащим территориальному фонду СМО к участию в ОМС не допускаются в этих случаях формируются модели представленные на схеме 4 (1.3.1; 1.3.2; 1.3.3). Такие модели не соответствуют идеологии страхового дела так как территориальный фонд начинает выполнять две группы функций: “свои” предусмотренные Положением о Территориальном фонде и функции СМО что вызывает сомнение в легитимности действий в связи с отсутствием лицензии Росстархнадзора на занятие страховой деятельностью.

При большой протяженности территории наличии разветвленной сети банков и открытии счетов исполнительной дирекции фонда филиалов фонда головной СМО и филиалов СМО в различных банках передвижение финансовых средств вследствие увеличение пути продвижения замедляется а в условиях инфляции это приводит к обесцениванию денежных средств.

Подсистемы ОМС взаимодействуют через различные связи: прямые обратные нейтральные горизонтальные и вертикальные. Если функционально-организационную структуру системы ОМС можно рассматривать как базис типа модели то связи между подсистемами являются “идеологической надстройкой”

Первостепенная роль в формировании модели системы ОМС принадлежит месту занимаемому Территориальным фондом в системе ОМС. Иногда фонд теряет свою самостоятельность уступая бразды правления страховой медицинской организации или что встречается реже органу управления здравоохранением.

В таких условиях формирование модели системы ОМС происходит по типу: 1) фонд (ф) 2) орган управления здравоохранением (ОУЗ) 3) страховая медицинская организация (СМО).

Осуществляется это через прямую сильную вертикальную связь идущую от органа власти (администрации) территории или правления территориального фонда т.е. органов уполномоченных управлять территориальным фондом.

Если стилизовать и обобщить все приведенные модели системы ОМС то влияние идеологической надстройки на тип модели можно представить схемой 5.

Наименьшей финансовой устойчивостью как правило обладает модель “Орган управления здравоохранением” т.к. технология внедрения системы ОМС преследует интересы органа управления здравоохранением территории: за счет средств ОМС решаются проблемы бюджетного финансирования: включение в Территориальную программу объемов и видов медицинской помощи которые должны финансироваться из бюджета приобретение дорогостоящего оборудования транспорта обеспечение целевых программ включение в себестоимость медицинских услуг оказываемых в рамках программы ОМС практически всех затрат по статьям сметы.

В 1996 году на территориях 29 субъектов РФ ОМС полностью соответствует законодательной модели. Цепочка финансового обеспечения субъектов выстраивается от территориального фонда ОМС через СМО. СМО финансируются территориальным фондом по числу застрахованных граждан в соответствии с дифференцированными подушевыми нормативами. Страховая медицинская организация в свою очередь производит расчет с медицинскими учреждениями используя различные способы оплаты контролирует качество медицинской помощи и защиту прав застрахованных.

21 субъект РФ использует смешанную модель ОМС. При недостаточности страховых медицинских организаций филиалы территориальных фондов также проводят обязательное медицинское страхование. При этом обеспечение всеобщности страхования остается за филиалами территориальных фондов которые также финансируют оказание медицинской помощи населению (например в Ростовской области 8 лицензированных СМО 6 из них участвуют в ОМС но 30% населения страхуется филиалами территориального фонда).

В 24 субъектах РФ функции страховщика выполняют только филиалы территориальных фондов ОМС (например Саратовский областной фонд ОМС несмотря на наличие 14 лицензированных страховых организаций или Рязанский где есть 8 лицензированных СМО).

С первого взгляда кажется что это экономичная и простая модель системы ОМС по административным расходам и налогообложения. Однако она практически повторяет существовавшую ранее государственную неэффективность которой в обеспечении граждан бесплатной доступной квалифицированной помощью явилась основанием для реформ в здравоохранении. Она не позволяет полностью реализовать возможности независимой защиты интересов застрахованных граждан.

Иногда на территориях сочетаются элементы той или иной модели формируются другие типы системы ОМС легитимность существования которых вызывает сомнение. Так в отдельных территориях (Мурманская область) можно наблюдать раздельное поступление страховых взносов за работающее население на счета Территориального фонда а платежей на ОМС неработающего населения на счета органов управления здравоохранением минуя фонд и СМО.

В Красноярском крае финансирование амбулаторно-поликли-нической помощи осуществляется СМО а стационарной - Территориальным фондом минуя СМО. В ряде территорий финансирование СМО проводится не в соответствии с дифференцированными подушевыми нормативами а в соответствии с объемами оказываемой населению медицинской помощи превращая фонд в условиях отсутствия должного контроля за объемами медицинской помощи в дойную корову [10 С. 43].

Разнообразие моделей системы ОМС определяется также: размером страхового тарифа за работающее и неработающее население; системой оплаты труда медицинских работников оказывающих лечебно-профилактическую помощь застрахованным; методикой проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Стабильное функционирование системы ОМС обеспечивается ее финансовой устойчивостью. На финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования оказывают влияние: объем взносов за работающее и неработающее население; объем регистрации плательщиков; объем программы ОМС и ее стоимость; размер региональных дифференцированных подушевых нормативов; стоимость (себестоимость медицинских услуг); коэффициенты индексации тарифов на медицинские услуги; способы оплаты медицинской помощи; объем виды и технологии оказываемой медицинской помощи; эффективность кредитно-инвестиционной деятельности фонда страховых медицинских организаций; величина страховых резервов порядок их накопления и использования; объем финансовых средств используемых целевым назначением; частота наступления страхового события.

Поэтому для стабильного функционирования системы ОМС необходима разработка мер направленных на усиление влияния Федерального фонда Росстрахнадзора на соблюдение законодательной базы ОМС при формировании различных моделей системы ОМС в ходе реализации Закона “О медицинском страховании граждан в РФ” соответствие их экономической политике государства и гарантирующих обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.

В целях стабильного функционирования и повышения финансовой устойчивости системы ОМС на территориях необходим пересмотр сложившихся функционально-организационных взаимосвязей системы ОМС и реорганизация сформированных моделей в соответствии с законодательной базой.

1.2. РАСЧЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДА

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В настоящее время система ОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем связанных как с внешними так и с внутренними факторами основными из которых являются: недостаточный тариф страховых взносов; неполнота сборов страховых взносов с работодателей вследствии неплатежей а также сокрытие доходов физических и юридических лиц; пямые и косвенные попытки изъятия средств ОМС (включение страховых взносов в систему федеральных налогов изъятие средств фондов в бюджет или их консолидация в бюджеты); низкая заинтересованность граждан в системе обязательного медицинского страхования; нарастание безработицы что приводит к уменьшению финансовых средств системы ОМС; неудовлетворительная координация деятельности государственных внебюджетных фондов; задержка с принятием профессиональных медицинских стандартов порядка взаиморасчетов между субхъетами Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования; медленный переход лечебно-профилактических учреждений в статус “самостоятельно хозяйствующего субъекта”.

Страницы: 1 2 3 4