Социальное страхование в России

Рефераты по страхованию » Социальное страхование в России

Московский Государственный Социальный Университет

Академия Социальной Работы

Факультет социальной работы и администрирования

Кафедра истории теории и методов

социальной работы

Курсовая работа на тему:

«Социальное страхование в России»

Выполнила студентка

3 курса в/о 1 гр.

***************

Научный руководитель:

Петраченкова Т.Н.

Москва 2002 г.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................................... 3

Глава 1. Исторические аспекты системы социального страхования в России     5

1.  Возникновение социального страхования в России

(1903-1933 гг.)................................................................................................................................ 5

2.  Социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.)......................... 8

3.  Социальное страхование в условиях  перехода к рыночным отношениям проблемы реформирования (1991 г. – настоящее время)............................ 11

Глава 2. Современные аспекты развития системы социального страхования     16

1.  Законодательные основы социального страхования........................ 16

2.  Система социального страхования в других странах....................... 22

Заключение.............................................................................................................................. 27

Список литературы............................................................................................................. 28


Введение

           Социальное страхование в советские времена было незыблемым понятием. Работник был уверен что ему оплатят больничный лист он сможет отправить ребенка в пионерский лагерь за небольшой процент от стоимости путевки женщина уходя в декретный отпуск знала что сможет вернуться на свое рабочее место. На сегодняшний момент не все так безоблачно. Незнание законодательства работником а также частое несоблюдение этого же законодательства работодателем в наше жесткое время рыночных отношений приводит к тому что люди не уверены в том что им оплатят больничный или очередной отпуск многие частные предприятия не хотят брать на работу женщину с детьми которые часто болеют предпочитая сотрудников у которых нет малолетних детей не берут на работу и людей предпенсионного возраста что является нарушением законодательства и т.п.

Объявленная в нашей стране в конце 80-х годов перестройка и последующий развал СССР вызвали изменения в организации и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы можно отнести упразднение централизованного союзного Фонда социального страхования колхозников и образования Фонда социального страхования СССР.

Данная тема представляется актуальной в связи с тем что Россия переживает налоговую реформу в частности 1 января 2001 года был введен единый социальный налог (взнос) (ЕСН) в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации; проводится пенсионная реформа направленная на дифференциацию пенсий; готовится пакет документов по реформированию Фонда Социального Страхования.

           В 1999 г. после введения части I Налогового кодекса был создан прецедент возможности признания платежей во внебюджетные фонды (Фонд Социального Страхования Фонд Обязательного Медицинского Страхования Пенсионный Фонд Фонд Занятости) незаконными налогами что могло бы послужить полному разрушению пенсионной системы и системы социального страхования а следовательно под угрозой срыва были осуществление социальных программ а также выплата пособий миллионам людей.

           Средства массовой информации затрагивают проблему реформ в социальной сфере весьма поверхностно «выхватывая» лишь некоторые наиболее острые вопросы и основная масса населения просто не имеет общего представления по данному вопросу.

           Объект исследования: застрахованные лица страхователи страховщики.

           Предмет исследования: система социального страхования.

              Основная гипотеза: система социального страхования в России еще несовершенна и требует серьезного укрепления  законодательной базы.

           Цель исследования: Сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.

           Задачи исследования:

1.       Изучить исторические аспекты послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России.

2.       Проанализировать реформы в том числе налоговую современного российского законодательства в сфере социального страхования.

3.       Выявить негативные стороны системы социального страхования вызванные «пробелами» в законодательстве.

4.       Сравнить систему социального страхования России с аналогичными системами в других странах мира.


Глава 1 Исторические аспекты системы социального страхования в России 1.   Возникновение социального страхования в России (1903-1933 гг.)

           Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позже чем в западных странах. Впервые оно возникло в Германии где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов  об организации государственного социального страхования рабочих. Постепенно эта система стала распространяться по всему миру.

           В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев».[1]Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом данный закон можно считать в какой-то степени началом государственного социального страхования в России.

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

              Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни» «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».[2]

Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих а в губерниях – Страховые присутствия.

Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы новшества не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года считали что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.

Изданные вскоре после Правительственного сообщения нормативные акты о страховании на случай болезни беременности и родам а также безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам при рождении ребенка по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось в основном в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения финансируемая главным образом из государственного казначейства просуществовала до 1921 года когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий учреждений и хозяйств использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В частности пособия по временной нетрудоспособности беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28 5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим – от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный применение которых зависело от степени

опасности и вредности условий производства.[3]

В деятельности страховых органов кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами все больше внимания уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты санатории дома отдыха профилактории диетпитание детские сады и ясли молочные кухни).

Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений касающихся страхования отдельных категорий работников порядка взимания страховых взносов применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

2.   Социальное страхование и профсоюзы
(1933 – 1990 г.г.)

Заметной вехой в истории социального страхования России является передача этого института в управление профсоюзам на основании постановления СНК и ВЦСПС от 23 июня 1933 года. Все средства социального страхования а также санатории дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.

Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми а потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях (учреждениях организациях) работу по назначению пособий контролю за правильностью их выдачи обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.

Таким образом указанным выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных функций. При таком положении вводились подчас ничем не оправданные ограничения в обеспечении трудящихся государственным социальным страхованием. В качестве примера можно назвать постановление СНК СССР ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле». Данный документ устанавливал новый размер пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней. Работники ушедшие с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того как проработают на новом месте не менее шести месяцев.[4]

Также в 1938 году бюджет социального страхования ранее утверждаемый отдельно был включен в состав единого государственного бюджета СССР. С этого момента социальное страхование все больше теряет свой страховой характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение. Оно стало инструментом распределения средств государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу. Тарифы страховых взносов были установлены без учета социальных рисков. Такое положение не изменилось и после введения дифференцированных тарифов по отраслям поскольку их размеры определялись в какой-то мере не степенью опасности и вредности условий производства а степенью рентабельности той или иной отрасли народного хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны были приняты некоторые меры по улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например пособие по временной нетрудоспособности было установлено в размере 100 процентов заработка. В таком же размере выдавалось пособие по беременности и родам женщинам-инвалидам войны. Отпуск по беременности и родам был увеличен для всех женщин-работниц и служащих с 63 до 77 дней.

В послевоенный период отмечалось дальнейшее развитие социального страхования. Установлена выдача пособий по временной нетрудоспособности от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка независимо от каких-либо условий. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляла 112 календарных дней. Получало развитие профилактическое направление в социальном страховании. За период с 1945 по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в 5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории-профилактории где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования выдавались либо бесплатно (20% от общего числа) либо за 30 % стоимости.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1955 года и соответствующим решением ВЦСПС изменены условия и размеры пособий. Высший предел пособия по временной нетрудоспособности сокращался со 100 до 90 процентов заработка и оговаривался при этом требованием о непрерывном стаже работы до 12 лет. В таком же размере назначалось пособие при трудовом увечье и профзаболевании и инвалидам войны но уже вне зависимости от непрерывности стажа. Однако вскоре для работников этих категорий был вновь восстановлен прежний размер – 100 процентов заработка.

Важным этапом развития социального страхования является распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих то есть лиц работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно вводиться и для колхозников. Вначале (в 1964 году) право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели специалисты и механизаторы. Одновременно была создана система пенсионного обеспечения всех колхозников и введены пособия по беременности и родам для колхозниц. Эти пенсии и пособия выплачивались за счет специального фонда создаваемого из средств колхозов и государственного бюджета. Размер пенсий был значительно ниже чем у рабочих и служащих.

В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников была введена система социального страхования членов колхозов.

3. Социальное страхование в условиях
перехода к рыночным отношениям
проблемы реформирования
(1991 г. – настоящее время)

Перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы соцстраха можно отнести Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». Был создан Фонд социального страхования РСФСР который как и союзный начал действовать с 1 января 1991 года упразднен централизованный союзный Фонд социального страхования колхозников. Однако это мероприятие практически не привело к перестройке содержания и функционирования социального страхования.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года Фонд социального страхования РСФСР получил свой отдельный страховой тариф в размере 5 4 % от начисленной оплаты труда. Позднее Фонду было предоставлено право применения финансовых санкций которыми пользовались органы Пенсионного фонда.[5]

Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены Временное положение о Фонде и Инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах созданы региональные фонды подчиненные центру. Правовое положение Фонда существенно упрочилось в связи с изданием в 1992 и 1993 годах соответствующих Указов Президента Российской Федерации. Согласно этим документам управление государственным социальным страхованием было возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений профсоюзов. Фонд стал государственным учреждением.

Самым важным достижением первоначального реформирования системы социального страхования является создание самостоятельного автономного Фонда со своим бюджетом и новой моделью управления. Это позволило обеспечить строго целевое использование средств и не только сохранить но даже несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными пособиями. В сложных для страны экономических условиях были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам и по уходу за больными детьми. Сняты существовавшие длительное время ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам. Для всех работников Севера пособие по временной нетрудоспособности установлено в размере 100 процентов заработка. Фонд взял на себя финансирование пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Страницы: 1 2 3