Архитектура России XVIII – первой трети XIX в

Рефераты по строительству » Архитектура России XVIII – первой трети XIX в

Оглавление

Введение

1. Строительные приемы и конструкции

1.1 Кирпичные деревянные и каменные строительные конструкции

1.2 Чугунные железные строительные конструкции

2. Архитектура первой половины и середины 18 в

2.1 Архитектура первой трети 18 в

2.2 Архитектура середины 18 в

3. Архитектура последней трети 18 – первой трети 19 в

3.1 Классицизм

3.2 Архитектурные композиции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Эпоха 18 – первой трети 19 в. в России – время позднего феодализма связанного с образованием абсолютистской монархии и развитием дворянского крепостнического государства. Это период развития капиталистических мануфактур и формирования в недрах феодализма буржуазных отношений. Отставание экономического развития России по сравнения с передовыми западными странами тормозило общий социальный и культурный прогресс в связи с чем с начала 18 столетия последовали коренные преобразования направленные на ускорение развития странны. Приобрели особое значение разносторонние связи с Западом и освоение европейского опыта. В результате Северной войны петровская Русь закрепилась на берегу Балтийского моря и стала на путь интенсивных контактов с западными странами входя в русло общеевропейского развития.

В архитектуре как и во всей культуре страны петровские преобразования сказались прежде всего в резком сближении национального зодчества с характерными для Запада стилистическими направлениями в строительстве с 1703 г. новой столицы – Петербурга куда переместился центр архитектурной деятельности. Комплексный градостроительный подход к застройке новой столице и других городов стал характерной чертой архитектуры высшим достижением которой явились всемирно известные ансамбли Петербурга Москвы и других городов России.

В связи с тем что реформы Петра и его преемников были направлены главным образом на укрепление экономического и политического положения русского дворянства и купечества основными заказчиками крупных зданий и комплексов были по мимо царского двора и государственных сановников дворяне и представители нарождающейся буржуазии.

Важной чертой социального и идеологического развития эпохи было заметное снижение в жизни общества роли церкви и усиление светского государственного начала в связи с чем наблюдается относительное уменьшение объёмов культового строительства резкое увеличение удельного веса гражданских построек – дворцовых и государственных развитие утилитарных сооружений: производственных торговых складских фортификационных и т. п.

Расширение социально – функциональной основы строительства сопровождалось освоением передовой техники и резким повышением интереса к научным знаниям. С начала 18 в. в России были открыты специальные профессиональные школы с усиленной теоретической подготовкой образованна Академия наук а в середине 18 в. – университет. Наряду с приглашением иностранных архитекторов и других специалистов подготавливались национальные кадры зодчих. В 50-х годах 18 в. была создана Академия художеств с архитектурным отделением. Лучшие из молодых зодчих командировались за границу (главным образом в Италию и Францию) для совершенствования профессиональных знаний и мастерства.

При наиболее крупных мастерах создавались архитектурные школы – «команды». Помимо приобретения строительно-технических композиционных и графических знаний и навыков архитектуры получали солидную по тому времени подготовку в смежных науках: математики физике механике гидравлике землемерном деле садово-парковом искусстве и т. п. Большое внимание уделялось вопросам градостроительства. В школах штудировались известные теоретические трактаты европейских архитекторов Витрувия Виньолы Палладио Жака-Франсуа и др. Изучались перспектива и различные способы выполнения чертежей. Особое внимание уделялось классическим ордерам которые стали основным средством архитектурной композиции. В петровское время начинают издаваться книги по архитектуре. В частности в первой четверти 18 в. выпускается трактат Виньолы об ордерах дополненный практическими указаниями применительно к условиям России.

В архитектуре 18 – первой трети 19 в. значительно повышается общественное значение архитектора и наряду с этим существенно изменяются по сравнению с 18 в. методы его работы. Если ранее графическое изображение проектируемого объекта только ещё зарождалось и было условным то с 18 в. точный чертёж утверждаемый заказчиком стал необходимой стадией предшествующей осуществления замысла в натуре. Чертежи становятся обязательным документом и в градостроительстве. Проектирование изданий и комплексов увязывается с планом разрабатываемым для города.

Комплексный градостроительный подход к архитектуре обусловил новые организационные формы: проектирование наиболее крупных городов - Петербурга и Москвы а также других развивающихся городов России сосредоточивалось в специальных комиссиях или комитетах где разрабатывались генеральные планы и «образцовые» проекты массовых типов зданий и сооружений.

Архитектура России 18 – первой трети 19 в. делится на два основных этапа. Первый этап – первая половина и середина 18 в. – характеризуется становлением и расцветом в середине столетия архитектуры русского барокко. Второй этап – последняя треть 18 и первая треть 19 в. – время развития классицизма.

Яркая и самобытная архитектура обоих периодов развивавшая на русской национальной основе принципы общеевропейских стилей выходит на самые передовые рубежи мирового зодчества. В развитии конструктивных форм Россия также поднимается на уровень общеевропейских достижений.

1 . Строительные приемы и конструкции

1.1 Кирпичные деревянные и каменные строительные конструкции

Основными строительными материалами в архитектуре 18 – первой половины 19 в. оставались дерево и кирпич.

Массовым типом деревянных конструкций продолжали быть срубные но использовались и каркасные. Широкое применение деревянный каркас нашел в застройке Петербурга и Москвы первой четверти 18 в. когда развивалось так называемое «мазанковое» строительство домов с глиняным заполнением каркаса раскрашивавшихся снаружи под каменные строения.

Использование дерева в несущей конструкции с последующей штукатуркой и отделкой «под камень» продолжалось в зданиях второй половины 18 – начала 19 в. а после 1812 г. этот приём получил особенно широкое распространение в архитектуре Москвы и других городов.

Дерево широко применялось и в каменных зданиях в конструкциях перекрытий и стропильных крыш.

Вытеснение плоскими деревянными перекрытиями каменных сводчатых – общая тенденция характерная для 18 – первой трети 19 в.

Каменные конструкции применялись при возведении стен и фундаментов в виде сводчатого перекрытия нижних этажей. Основной материал – кирпич. Белый камень различной твёрдости использовался в облицовке стен для архитектурных деталей и в элементах зданий испытывающих наиболее сильные нагрузки или подверженных частым увлажнениям (фундаменты цоколи перемычки колонны и т. п.). Кирпичные стены в связи с переходом от сводчатых перекрытий к плоским не вызывающим распорных усилий стали значительно тоньше и легче чему способствовало также повышение качества кирпича и раствора.

В течении 18 – первой трети 19 в. как и в предшествующем столетии в России использовались три основных способа кладки стен: крестовая тычковая и цепная. В первой половине 19 в. получили практическое применение способы облегченной кладки с внутренними пустотами. Одним из основных зачинателей был Антон Гегард построивший в 1820-1830-х годах этим способом ряд домов. В середине века появилась кладка из эффективной пустотелой керамики. Размеры кирпичей колебались. В первой половине 18 в. был введен единый для всей страны размер кирпича: мм в сырце однако в самом Петербурге использовался более тонкий кирпич. В 1811 г. «Реестром урочным» были введены новые размеры: мм в сырце.

Вместе с введением стандарта на кирпич во второй половине 18 – 19 вв. наблюдается унификация форм и размеров белокаменных изделий. Если стены имели русты то их обычно делали в кирпиче с выступом кладки из плоскости стены на ¼ кирпича.

Проёмы в стенах перекрывались кирпичными арками или перемычками в зависимости от величины пролёта и архитектурно-художественного замысла.

Для зданий последней трети 18 – первой трети 19 в. характерны ордерные портики каменные колонны которые чаще всего выкладывались из белого известняка или кирпича. В связи с большими сосредоточенными нагрузками кладка колонн осуществлялась особенно тщательно. По оси колонны скреплялись металлическими стержнями с заливкой сердечника гипсом или известковым раствором. Кирпичные колонны всегда штукатурились. Применялись колонны из деревянных стволов с последующей штукатуркой или отделкой под мрамор. Деревянная конструкция колонн Колонного зала (бывш. Благородного собрания) состоит из четырёх связанных друг с другом металлическими болтами деревянных стоек диаметром 27 – 30 см заключенных в обручи и обшитых досками по которым наметан слой штукатурки с отделкой искусственным мрамором.

Антаблементы – наиболее сложные конструктивные элементы портиков. По материалам они делятся на пять основных видов: кирпичные кирпичные с белокаменными прокладками белокаменные с кирпичным фризом полностью белокаменные и частично деревянные.

Сложной задачей было обеспечение прочности антаблемента с учётом возникающих в нём изгибающих усилий. В нижней растянутой части использовались металлические связи уложенные в нижней плоскости архитрава а иногда и в толще конструкции. Широко применялись разгрузочные арки из кирпича выкладывавшегося над пролётами в зоне фриза или архитрава. Белокаменные архитравы делались над пролётами в виде прямой клинчатой перемычки с разгрузочной аркой над ней (дом Луниных в Москве). Антаблемент скреплялся с колоннами металлическими стержнями. Арматура использовалась также для крепления выносной части карниза капителей колонн и других элементов портика.

Армокаменные конструкции стен садов колонн и балочных перекрытий получили широкое развитие. Применение в каменной кладке металла позволило возводить более тонкие стены облегчить своды и увеличить расстояния между опорами.

Каменные возводимые по кружалам своды использовались различных типов: цилиндрические и коробовые различные виды сомкнутых и крестовых сводов парусные и парусно-сомкнутые и др. Особое значение приобрёл купол нашедший широкое применение в строительстве многочисленных залов.

Купол здания Сената с одинарной кирпичной оболочкой перекрывает пролёт 24 6 м а толщина купола (27 см) составляет 1/81 часть перекрываемого пролёта. Такая поражавшая современников лёгкость конструкции свидетельствует о глубоком понимании зодчим М. Казаковым законов распределения усилий в сферической оболочке: удачно избрано очертание купола приближающееся к параболе; на уровне карниза массивный световой барабан прорезанный 24 окнами армирован металлическими стержнями и связан с кладкой купола рядом поперечных ребровых стенок повышающих жесткость опорного кольца .Купол церкви Голицынской больницы того же зодчего пролётом 17 5 м имеет конструкцию с двумя независимыми кирпичными оболочками. В вершине внутреннего купола устроено круглое отверстие (диаметр 4 45 м) через которое видна роспись плафона верхнего купола освещаемая через окналюкарны в его основании. Верхний борт нижнего купола выполненный из белого камня представляет собой массивное и жесткое кольцо. Толщина купола около 50 см его очертание приближается к параболе.

В 18 в. в России широко используются большепролётные решетчатые конструкции из дерева и металла. О широте поисков говорит предложенный в 1776 г. выдающимся русским изобретателем И. П. Кулибиным проект арочного деревянного моста через р. Неву пролётом около 300 м. Этот проект не имевший себе равных в мировом мостостроении того времени предлагал конструкцию из двух спаренных арок с ромбической по всей длине решеткой постоянной высоты 12 8 м и стрелой подъёма 25 6 м. Для монтажа арочных форм Кулибин предусматривал оригинальную систему канатных тросов переброшенных через реку и подвешенных к береговым башням. Эта рациональная и смелая по замыслу конструкция предвосхитила развивавшуюся позднее систему висячих мостов.

В гражданском строительстве второй половины 18 – 19 вв. большепролётные деревянные конструкции получили наиболее интересную разработку в покрытиях зальных помещений. Двускатные фермы пролётов 24 87 м к которым подвешена сложная конструкция потолкав виде зеркального свода с распалубками применены М. Ф. Казаковым в покрытии Колонного зала (бывш. Благородного собрания 1780 г.). Самый большой пролёт – 44 8 м перекрыт деревянными фермами в здании московского Манежа (1817 г.) запроектированными инженером А. А. Бетанкуром. Поставленные через 3 8 м фермы связаны между собой прогонами из брусьев. По размерам деревянные фермы Манежа не имели равных в Европе.

1.2 Чугунные железные строительные конструкции

Сначала 19 в. всё более внедряются в практику большепролётные конструкции из чугуна и железа. В отличие от железа хорошо работающего и на сжатии и на растяжении чугун – более хрупкий материал плохо сопротивляющийся растягивающим усилиям. Тем не менее этот материал отличающийся сравнительной простотой производства получил применение в строительных конструкциях первой половины 19 в. Ещё в конце 18 в. чугун начал использоваться для изготовления колонн (палаты В. В. Голицына в Москве 1685-1688 гг.). Балочные конструкции из чугуна были применены в России в 1725 г. в перекрытиях дозорной башни Невьянского завода на Урале в виде брусьев усиленных снизу железными полосами. В начале 19 в. в Петербурге строится ряд арочных мостов в виде сплошных сводов сложенных из пустотелых чугунных блоков соединенных болтами. Из чугуна изготавливаются также решетчатые арки фермы купольные конструкции. Наиболее выдающиеся примеры большепролетных чугунных конструкций – покрытие Александринского театре (1828-1832 г. архит. К. И. Росси инж. М. Е. Кларк) и купол Исаакиевского собора (1818-1858 гг. архит. А. Монферран) в Петербурге.

Конструкция перекрытия и покрытия здания над зрительным залом Александринского театра состоит из трёх основных частей: нижние решетчатые арки из чугуна пролётом 21 м поддерживают плафон зрительного зала и пол вышерасположенной декорационной мастерской; в средней части подпёртые подкосами чугунные фермы пролётом 22 м перекрывают помещение мастерской; верхняя арочная конструкция пролётом 30 м выполненная из железа с чугунными стойками является опорой для стропил.

Покрытие Исаакиевского собора выполненное из чугуна и железа состоит из трёх ребристых куполов. Основное ядро – конический купол диаметром 22.15 м и связанная с ним общими опорами полусфера с круглым проёмом в вершине. Рёбра этих куполов – чугунные. Наружный купол покрытый медными золочеными листами соединёнными с главным коническим куполом системой железных связей.

Развитие производства ковкого железа позволило с начала 19 в. всё шире использовать этот материал. Внешний купол Казанского собора в Петербурге (1801-1811 гг. архит. А. Н. Воронихин) диаметром 17 7 м является первой в России значительной по размерам пространственной системой выполненной целиком из железа в сочетании с двумя кирпичными куполами нижней части конструкции. Оригинальную решетчатую систему составленную из многочисленных железных стержней представляет конструкция куполов Троицкого собора в Петербурге (1827-1835 гг. архит. В. П. Стасов) диаметром 11 55 м.

Возведение шпилей с начала 18 в. стало одной из актуальных задач строительства (Меньшикова башня в Москве 1701-1707 гг.; Петропавловский собор 1712-1733 гг. и Адмиралтейство 1727-1738 гг. в Петербурге и др.). Гигантские деревянные шпили представляли собой смелые строительные конструкции. Сохранившийся до нас шпиль Адмиралтейства – сложная пространственная конструкция основанная на восьми- и четырёх–гранном в плане решетчатом деревянном каркасе нижняя часть которого заключена в стены башни. Не менее смелой была деревянная конструкция шпиля Петропавловского собора имевшая высоту от основания до яблока 45 м. Шпиль простоял без повреждения более 100 лет. Заменивший его в 1856 г. металлический шпиль возведенный по проекту выдающегося русского инженера Д. И. Журавского развил достижения предшественников на основе нового материала – железа. Его сложная конструкция высотой 48 5 м (вместе с яблоком и фигурой 56 43 м) представляет собой восьмигранную усеченную пирамиду состоящую из рёбер колец и диагональных связей в плоскостях пирамиды. Шпиль рассчитывался характерным для того времени приближенным методом как консольная балка.


2. Архитектура первой половины и середины 18 в. (здания и архитектурные ансамбли )

2.1 Архитектура первой трети 18 в

Архитектура первой трети 18 в. связана более всего с застройкой Петербурга основанного Петром 1 в 1703 г. Указом царя с 1714 г. было приостановлено возведение каменных зданий в Москве и других городах России. Основные ресурсы были сосредоточенны на строительстве новой столицы являющейся одновременно важнейшей морской крепостью и торговым портом. Близ устья Невы у её разветвления на два рукава были возведены бастионы Петропавловской крепости; на противоположном берегу строилась судостроительная верфь названная Адмиралтейством. Застройка велась активно и на Васильевском острове между двумя рукавами Невы; царские дворцы и резиденции сановников расположились вдоль реки на адмиралтейской стороне выше верфи. Застройка набережных у разветвления реки на Большую Неву и Малую Неву стала основной последующего формирования ансамблей центра столицы.

В градостроительстве соблюдались принципы регулярности планировки и застройки наряду с развитием древнерусских композиционных принципов. С целью предания улицам и площадкам единообразия и представительности было предписано застраивать город только каменными зданиями и глинобитными с деревянным каркасом «мазанками» раскрашенными под камень. Застройка велась по «образцовым» проектам ряд которых был разработан ведущим архитектором петровского времени – Доменико Трезини. Было предусмотрено три основных типа домов – «для именитых» «для зажиточных» и «для подлых» различавшихся по занимаемой площади этажности и удобствам.

Страницы: 1 2 3 4