Дом-особняк в архитектуре русского модерна

Рефераты по строительству » Дом-особняк в архитектуре русского модерна

Министерство образования РФ

УралГАХА

Реферат

тема: «Дом-особняк в архитектуре русского модерна»

Исполнитель: ст. гр. 271

Нестерова П.М.

Преподаватель:

Волокитина Т.Е.

Екатеринбург 2008


Содержание

1. Модерн

2. Интерьер модерна

3. Архитектура модерна

Список литературы

Приложение


1. Модерн

Модерн не вписался в техническую цивилизацию потому что слишком благоговел перед природой рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам по законам органических природных форм. Кроме того он был неисправимым романтиком. [1]

Русский модерн вдохновлялся другими источниками – своим 17 и 18 веком своими древностями и фольклором. И действительно старое русское искусство: архитектура одежда утварь – уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной» орнаментальной разноцветной и в то же время «органической» красотой – это модерн. А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. А русский лубок игрушка народные росписи?! [1]

Термином "модерн" определяют архитектуру сознательно и резко восставшую против подражательности каноничности выступившую с программой обновления зодчества выражения особенностей времени с помощью приемов и средств его характеризующих. Сколь бы ни варьировались отдельные требования лозунгом модерна неизменно оставались современность и новизна. [1]

 

2. Интерьер модерна

Если в Европе творцами модерна были архитекторы то в России инициаторами нового стиля стали одарённые живописцы. Отечественные зодчие присоединились к ним позднее восприняв их идеи с воодушевлением. [2]

Мебель как необходимый атрибут внутреннего убранства привлекала внимание участников Абрамцевского кружка и тех мастеров которые подхватили их начинания. Это проекты мебели в неорусском стиле сделанные Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (1856-1933) – таков буфет монолитно-приземлённый с витражными стеклами на верхних створках и коваными бляхами и металлическими ручками на фасаде и нижних ящиках. Мебелью увлекался и Врубель. Для парка в Абрамцеве он сделал скамью-диван покрыв спинку и сиденье зелёной майоликой и фантастическими птицами с женскими головами (1899-1900). Более ранним опытом претворения Врубелем новых идей в пространстве интерьера стала печь-лежанка в проходной комнате усадебного дома в Абрамцеве украшенная скульптурной головой изумрудно-бирюзовой львицы (1890). Грозная энергия исходящая от царственного зверя несколько смягчена весёлым цветочным орнаментом майоликовых плит выдержанных в той же голубовато-зелёной колористической гамме. [2]

Пройдёт всего несколько лет и деревянная резьба вместе с цветной майоликой оставят мебель перешагнут через порог интерьера чтобы занять более престижное место на стенах доходных домов и церквей особняков и общественных зданий. Экспериментальная мебель Абрамцева была своего рода повивальной бабкой многих архитектурных проектов. Недаром самый знаменитый зодчий русского модерна Фёдор (Франц) Осипович Шехтель (1859-1926) не получивший законченного архитектурного образования считал своим учителем Виктора Васнецова согласовывал с художником свои проекты сооружений в неорусском стиле. Всем известен построенный по шехтелевскому проекту Ярославский вокзал (1902-1903) декорированный монументальными майоликовыми панно. Немалой популярностью пользуется и Дом П.Н. Перцова на Лесном пр. (Москва) сооружённый по эскизам художника С.В. Малютина в 1905-1907 гг. где композиции из цветных плиток майолики празднуют свой триумф. [2]

Село Талашкино расположенное вблизи Смоленска было вторым после Абрамцева очагом развития неорусского стиля. Владелицей Талашкина была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева побочная дочь императора Александра II. Будучи от природы одарённой – певицей и художницей – Тенишева сплотила вокруг себя талантливых художников. Огромную роль в мастерских Талашкина играли С.В. Малютин М.А. Врубель и Н.К. Рерих (1874-1947). [2]

Внешняя театральность стала характерной чертой русского модерна от интерьера мебели до архитектуры. Эта осознанная тяга к театрализации мебели возникла на заре зарождения неорусского стиля возможно под влиянием трилогии А.К. Толстого пьес А.Н. Островского. [2]

Неорусский стиль в модерне получил за самое короткое время широчайшее распространение не только в двух столицах но и в крупнейших центрах провинции и был воспринят как своё родное отечественное искусство. Спешно строились особняки и виллы частных лиц общественные сооружения доходные дома в этом стиле. Проектировалась мебель для их интерьеров. [2]

Наряду с неорусским стилем в модерне появились иные направления: неоготика неоклассицизм. Характерным образцом неоклассицизма может служить кресло из Кустарных мастерских Звенигородского уезда Московской губернии. Это был один из крупнейших центров по изготовлению мебели в России в XIX – начале XX веков. Мастер избрал излюбленное красное дерево и традиционную форму «корытца». Украсил внутреннюю часть спинки и низ сидения бронзовым орнаментом. Вместо ручек использовал стилизованные скульптуры бараньих голов. Эти резные детали единственные во всём кресле вносят лёгкий оттенок ироничности совсем не присущей истинному классицизму но зато бытовавшей в модерне. [2]

Стилизация была отличительной чертой модерна вообще и русского в частности. Всё в интерьере – от витражей лестницы мебели до формы дверных ручек – подчинено единому замыслу. Большой популярностью пользовались так называемые венские стулья недорогие и лёгкие. Стулья эти напоминали скорее табуреты со спинками по лапидарности форм. Ценители вычурных линий модерна приобретали мебель фирмы «Ф. Мельцер» в стиле позднего рококо. Таковы столик и кресло из красного дерева с инкрустацией (1900-е годы). Так создавался особый мир пластически пространственных искусств и «культура деталей» играла в нём важную роль. Тяготение к простым удобным формам мебели без всяких украшений что удешевляло её производство и делало доступной для средних слоев населения чётко обозначилось в 1910-е годы. Так модерн прокладывал путь к будущему к новым поискам и новым стилям XX века. И современный минимализм может считать модерн своим прямым предшественником своим «дедушкой». [2]

 

3. Архитектура модерна

модерн архитектура интерьер особняк

Стиль модерн в первую очередь заявил о себе в архитектуре. Ее важной чертой стал отныне возврат к функциональности освобождение от излишков декора обращение к национальным традициям. Но то было иное использование элементов национальной традиции нежели в период историзма (или эклектики). Свойственная историзму вульгарная "всеядность" по отношению к наследию прошлого сменилась продуманными эстетическими критериями. Результатом присущей стилю модерн стилизации было создание совершенно новых форм подчинение одному формообразующему началу. Ретроспективизм в новом стиле всегда сочетался с новаторской мыслью. [3]

Системы художественных форм сколько-нибудь родственной ордеру или "стилям" эклектики в модерне не существует. Свойственному эклектике и архитектуре нового времени принципу проектирования здания "снаружи-внутрь" от предустановленной формы плана и объема к внутреннему расположению помещений в модерне противостоит противоположный – "изнутри-наружу". [3]

Градостроительная установка модерна предполагает единство сооружения и среды уличного и внутридворового пространства ценностную однородность различных по своему функциональному назначению городских территорий. [3]

В этом контексте свойства модерна выглядевшие нарушением логики тектоники и архитектурной закономерности уже не кажутся несообразностью и прихотью. Они предстают в ином свете – не как отказ от архитектурных норм вообще а как отказ от исчерпавших себя норм определенной эпохи. Больше того они свидетельствуют о новаторстве модерна давшего начало новой архитектурной системе и создавшего новую стилевую систему на основах противоположных системе нового времени но в определенной мере родственных архитектурной системе средневековья. [3]

В модерне прекрасное не имеет материального эквивалента потому выражается по другому. Носителем прекрасного являются специфически обработанная трактованная в соответствии с принятыми в модерне нормами красоты утилитарно-конструктивная форма а не геометрические формы объема и плана или система иллюзорно-тектонического декора: ордер. Целостность модерна определяется единообразием трактовки и приемов гармонизации разнородных несущих функциональную нагрузку форм. [3]

Модерн отказывается от применения специальной художественной имеющей только содержательно-декоративное значение системы он за применение утилитарных форм трактуемых художественно. Архитектурно переосмысленное утилитарное польза выступают одновременно и как художественное красота эти две роли неотделимы. Конечно модерн не отрицал декоративного все дело в характере формообразующей связи. Хотя утилитарное трактуется в модерне нарочито декоративно а в декоре подчеркнута его практическая бесполезность это не меняет дела. В модерне декор – второстепенное. Недаром теперь часто говорят что истинная архитектура всегда конструктивна. Декору отведена роль "чистого" украшения и в соответствии с замыслом он часто изощрен и прихотлив. Он может быть а может и не быть (противоположность классицизму и эклектике: система форм – основное). [3]

Модерн можно охарактеризовать словами французского искусствоведа Шарля Блана: "...архитектура в высшем ее понимании – это не сооружение которое украшают а украшение которое строят". [4]

При кажущемся хаосе в архитектуре нового стиля господствовал принцип динамического равновесия. Особняки модерна сооружались первоклассными архитекторами и были воплощением смелой творческой мысли высокого вкуса огромной художественной эрудиции. Неоштукатуренный кирпич мозаики на фасадах витражи окон выглядели не цитатами из прошлого а логичной частью построек. Стиль отличался взаимозаменяемостью архитектурных элементов скульптуры предметов декоративно-прикладного искусства. Зодчими движет желание создать синтетичный стиль в котором все элементы архитектурного проекта и дизайна были бы связаны. Принцип художественной продуманности ("до последнего гвоздя") придает каждого проекту стиля модерн поразительную цельность и эстетическую законченность. В этой ансамблевости решения важную роль играют новые материалы. Например архитекторы с упоением любуются обнаженностью металлических конструкций: разнообразными изгибами лестниц решеток балюстрад опор. [5]

Важнейшим для нового стиля сделался лозунг Ван де Велде "Назад к природе". Многие архитекторы и художники соотносят свои творческие поиски с природными формами. Это художественное направление в стиле модерн получило название флореального. Авторы часто обращались к мотиву раковины волны пламени облака переносили в свои произведения формы насекомых (бабочки стрекозы) ветвей растений особенно цветов (ириса ползущего вьюнка стрельчатых астр и орхидей камыша цикламена лилии). [5]

Знаменательны слова начертанные на фасаде здания "Венского Сецессиона" (Secession): "DER ZEIT IHRE KUNST DER KUNST IHRE FREIHEIT". Стиль модерн был романтической попыткой создания нового "стиля жизни" в конце XIX века – самого эклектичного из столетий. (Примечание: Der zeit ihre kunst der kunst ihre freiheit – (нем.) Каждому времени – свое искусство каждому искусству – своя свобода). [5]


Список литературы

1. sapr.mgsu/biblio/arxitekt/archstyle/modern.htm

2. По материалам статьи Людмилы Уразовой "Русский модерн и мебель".

3. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – Москва: Искусство 1982.

4. Ремпель Л.И. Вязниковцева Т.В. Архитектура СССР. – 1935. – №10-11.

5. Борисова Е.А. Стернин Г.Ю. Русский модерн. – Москва: Советский художник 1990.


Приложение

Рисунок 1. – Скамья Врубеля парк в Абрамцево Москва

Рисунок 2. – Доходный дом Перцовой Москва

Рисунок 2.1 – Доходный дом Перцовой Москва

Рисунок 3. – Ярославский вокзал Москва


Рисунок 4. – Особняк Кекушева Москва

 

Рисунок 5. – Северный модерн в Петербурге

 

Рисунок 6. – Пушкинская аптека Екатеринбург

Рисунок 7. – Дом врача И. Сяно Екатеринбург

 


Рисунок 8. – Дом Мишиных Екатеринбург

 

Рисунок 9. – Дом Зубковых Екатеринбург