Реферат: Петергоф - дворцово-парковый ансамбль - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Петергоф - дворцово-парковый ансамбль

Рефераты по строительству » Петергоф - дворцово-парковый ансамбль

Федеральное агентство образования.

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

(технический университет)



Кафедра минералогии, кристаллографии, петрографии


Реферат


По дисциплинеКамень в искусстве и архитектуре

Тема Петергоф - дворцово-парковый ансамбль


Выполнил студент гр. МГП-07 / Кулешова С. А. /

Проверил доцент / Морозов М. В. /


Санкт-Петербург

2010

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Дворцово-парковый ансамбль............................................................................4

История возникновения......................................................................................4

Композиция ансамбля.........................................................................................4

Большой Петергофский дворец.........................................................................5

Верхний сад.........................................................................................................6

Нижний парк.......................................................................................................7

Воронихинские колоннады................................................................................8

Гроты Большого каскада....................................................................................8

Дворец «Марли».................................................................................................9

Дворец «Монплезир»........................................................................................10

Каскад «Шахматная гора».................................................................................11

Царицын павильон............................................................................................12

III. Заключение..........................................................................................................13

IV. Список используемой литературы.....................................................................14


I. Введение

Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли".
По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить. К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства: множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз. В 1799—1806 свинцовые статуи были заменены золочёными бронзовыми. В Петергофе работали скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.
В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.


II. Дворцово-парковый ансамбль Петродворца

1. История возникновения

Дворцово-парковый ансамбль Петродворца (до 1944 года — Петергоф) — одно из высших достижений русской национальной культуры, прекрасный пример органического синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства. Петергоф называют столицей фонтанов; миллионы туристов со всего света считают своим долгом, прибыв в Петербург, совершить паломничество в царство блестящих на солнце, причудливо переплетенных струй воды посреди золотого великолепия, тем более, что и находится Петергоф недалеко, всего в 29 километрах от Петербурга. Впервые это место упоминается в "Походном журнале" Петра Великого 13 сентября 1705 года. Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков музей-заповедник «Петергоф».

Архитектурный стиль-барокко.

Государственный музей-заповедник «Петергоф» - памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков - бывшую загородную царскую резиденцию. Всемирная ценность Петродворца подтверждена включением в 1990 году города и его дворцово-парковых ансамблей в список культурного наследия ЮНЕСКО. В 1996 году Указом Президента РФ государственный музей-заповедник «Петергоф» занесен в перечень особо ценных памятников российской истории и архитектуры.


2. Композиция ансамбля


Центр ансамбля — Большой дворец, построенный на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко».

Важная часть ансамбля — парки с фонтанами: Верхний парк (с южной стороны) с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км (1721—1724, инженер В. Туволков). Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами (Большой каскад). Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. В центре бассейна — фонтан со скульптурой «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802, скульптор М. И. Козловский) с высотой струи 20 м. По сторонам «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800—1803, архитектор Воронихин); в восточной части парка — «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной — каскад «Золотая гора» (Марлинский) и 2 больших (Менажерных) фонтана.

От Большого Дворца к Финскому заливу ведёт Морской Канал.


3. Большой Петергофский дворец

Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров.
Общая идея местоположения и первоначального облика Верхних (Нагорных) палат принадлежала Петру I.
На протяжении XVIII и XIX столетий такие выдающиеся русские и западноевропейские мастера, как И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н. Микетти, М.Земцов, Ф.-Б. Растрелли, А.И.Штакеншнейдер работали над созданием архитектурного облика дворца и над оформлением его многочисленных покоев. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами. Длина обращённого к морю фасада — 268 м.

В Петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет первого русского императора. Главным элементом убранства этого небольшого, но уютного покоя служат дубовые резные панно, созданные еще при жизни Петра, талантливым французским скульптором Николя Пино. Здесь представлены и личные вещи Петра I, среди которых его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
В середине XVIII столетия, в годы царствования дочери Петра I Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойденный мастер барочного стиля. Для интерьеров, созданных гением Растрелли характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все западное крыло дворца занимает Танцевальный зал или, как он именовался в XVIII веке, Купеческий зал. Существует предание, что Елизавета Петровна специально потребовала Растрелли убрать зал побогаче: «как можно более вызолотить…». Дело в том, что этот зал предназначался для приема именитого купечества, любившего, по словам императрицы, золото.
Во второй половине XVIII века происходят очередные изменения и переделки интерьеров Большого дворца в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Ю.М.Фельтен, Ж..Б. Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770-х гг. такие интерьеры, как Чесменский зал, Тронный зал, Китайские кабинеты.
Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. Большой Петергофский дворец являлся летним центром официальной жизни Российской империи: здесь происходили многие важнейшие для страны события, устраивались праздники и приемы, балы и маскарады.
На сегодняшний день Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. Это предметы мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, фарфор, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца.
 

4. Верхний сад

Верхний сад - лучший пример восстановления сада регулярного стиля в паркостроении. Занимая площадь 15 га, он имеет важное значение в художественном облике ансамбля Петергофа и выполняет роль парадного двора - курдонера.
Он был заложен в первые годы строительства петровской резиденции и долгое время оставался утилитарным «огородом»: на грядках росли овощи, а в трех прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу. Только во второй половине XVIII в. приобрел облик регулярного парка: один за другим здесь стали появляться фонтаны. В период перестройки Большого дворца сад был расширен по плану Ф. Б. Растрелли. Его планировка создана по законам регулярного стиля. В партерах установили золоченые свинцовые статуи и солнечные часы, и с этой поры по своему художественному оформлению Верхний сад стал равнозначен ансамблю центральной части Нижнего парка. Во второй половине XVIII в. стиль регулярного парка был утрачен подстрижку деревьев и кустарников прекратили, и с течением времени они разрослись и закрыли вид на фасад.
В 1926 г. началась реставрация партера сада по чертежам XVIII в., и свинцовую скульптуру заменили на мраморную, которая в начале войны была зарыта в землю и спасена. Реставрация Верхнего сада в 1960-х годах проходила по историческим документам и планам: все старые деревья были заменены двадцатилетними липами; воссозданы круговые посадки, узорчатые цветники, крытые аллеи, установлена на свои места мраморная скульптура, введены в действие все фонтаны.


5. Нижний парк


Нижний парк Петергофа - самая известная часть дворцово-паркового комплекса. Именно этот замечательный ансамбль с его архитектурными памятниками, фонтанами и скульптурным украшением принес музею-заповеднику мировую славу.
Нижний парк закладывались по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле, получившем название регулярного. Характерные черты этого стиля - строго геометрическая планировка аллей, фигурная стрижка деревьев и кустарников, изысканность рисунков больших цветников, богатство скульптурного украшения, изящные павильоны.
Автором, определившим основу всей композиции Петергофа и ее дальнейшего развития был сам Петр I. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции.
Архитектурно-планировочным центром комплекса является Большой дворец. Он высится на 16-метровом уступе, перед которым двухкилометровой узкой лентой вытянулся вдоль берега Финского залива Нижний парк.
Прямая линия Морского канала от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части: восточную и западную. По обеим сторонам ковша канала раскинулись Большие цветники. От них симметрично в обе части паркового массива веером отходят четыре аллеи. Западные аллеи ведут к павильону Эрмитаж, восточные - к дворцу Монплезир. Другая система аллей берет начало на западной окраине парка, у дворца Марли: три луча дорог пересекают парк с запада на восток.
В Нижнем парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей, каждый из которых включает дворец, партеры, фонтаны и так называемые хозяйственные уголки. Это центральный ансамбль - Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, "Большая оранжерея" с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами "для поваренных трав", дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Несколько прудов было вырыто в Нижнем парке для осушения местности. Они гармонически вплелись в общую планировку парка, кроме того, в них разводили ценные породы рыб для царского стола.
Во время Великой Отечественной войны, оказавшись на линии фронта, Нижний парк получил очень тяжелые повреждения. В послевоенные годы после разминирования и разборки завалов в парке были проведены огромные реставрационные работы: посадка молодых деревьев, воссоздание цветников у Монплезира, Большого дворца и каскада "Шахматная гора", возрождение элементов регулярного парка. Работы ведутся и сейчас.
Всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны.


6. Воронихинские колоннады

Мраморные Воронихинские колоннады(1800-1803 гг.), получившие свое название по имени их создателя бывшего крепостного А.Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола-невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И.Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.


7. Гроты Большого каскада

  Верхний и Нижний гроты, архитектурный центр Большого каскада Петергофа, построены в 1716-1720гг. архитекторами Ж.-Б.Леблоном, И.Браунштейном, Н.Микетти согласно замыслу Петра I. Гроты облицованы туфом и украшены мраморной и позолоченной скульптурой. В Нижнем гроте устроены фонтаны-шутихи.


8. Дворец Марли

Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет достаточно важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — березовая. Изящный фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток. Проект «Малых приморских палат», как они упоминались в первоначальных документах, создал архитектор И.Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным. Однако, когда на следующий год здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и к 1723 году второй этаж был готов. Через год закончили основные отделочные работы в интерьерах. Новый дворец получил название Марли на манер резиденции французских королей в Марли-де-Руа близ Парижа, которую Петр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году.

Предназначался дворец для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращен в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. На протяжении почти двух столетий Марли не подвергался переделкам. Но в конце XIX века стены дали трещины, и по предложению архитектора А. Семенова дворец после тщательных обмеров был разобран до основания и вновь собран после укрепления фундамента из тех же материалов. Затем на место вернулся весь снятый декор помещений.

Во дворце хранятся личные вещи императора Петра I: суконный плащ-епанча, штофы из цветного стекла с печатями «Данциг» и «Лондон», две фляги из коричневого стекла, по преданию привезенные Петром из города Спа, сделанный его руками столик со вставкой из «аспидного» камня. Почти половина живописных полотен во дворце происходит из первоначальной коллекции Петра I.

Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е.Казанской и А Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.

С 12.10.2009 г. музей закрыт на реставрацию.


9. Дворец «Монплезир»


Монплезир – любимый дворец царя-преобразователя Петра I. Именно Петр I определил местоположение дворца, он располагается в нескольких шагах от беспокойных волн Финского залива, а также внутреннюю планировку и некоторые элементы декоративной отделки. Здание строили с 1714 по 1723 годы крупные архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики того времени.
Дворец соответствовал представлениям императора о совершенном жилище просвещенного человека. Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. С парадными помещениями соседствуют жилые комнаты и хозяйственно-бытовые помещения. В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении, отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени.
Художественные достоинства Монплезира обеспечили ему видное место в русском искусстве: здесь представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII-XVIII веков (картины приобретены самим Петром I); живописные работы во дворце выполнялись французским художником Ф. Пильманом; кроме того, Монплезир хранит коллекцию китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонную утварь петровского времени. В оформлении интерьеров использованы голландские изразцы, «китайские» лаковые панно, ткани, дубовые резные панели, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление интерьеров – это шедевр декоративной лепки XVIII века.
Исторические события, свидетелем которых явился Монплезир, позволяют относить его к особо почитаемым реликвиям отечественной истории. Здесь встречались сподвижники Петра: русские купцы, иностранные послы, шкиперы кораблей; проходили ассамблеи – съезды императорского двора, парадные приемы. Последний раз Петр I посетил Монплезир в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии Наук. Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных. С середины XVIII века к Монплезиру стали относиться как к мемориалу, связанному с именем Петра Великого. До сих пор здесь сохраняются личные вещи и дипломатические подарки Петра I.


10. Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)


Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырех уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Каскад в восточной части Нижнего парка в конце Монплезирской аллеи известен в архивных документах под различными названиями: "Малый грот", "Руинный каскад", "Драконов каскад". До наших дней он дошел под названием "Шахматная гора". В его проектировании и строительстве принимали участие знаменитые архитекторы: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Ю. Фельтен, Н. Бенуа.
Замысел строительства каскада принадлежит Петру I, который довольно обстоятельно описал всю его композицию. Сооружение должно было иметь сходство с Малым каскадом в резиденции французского короля в Марли. Уже в 1724 году из Италии прибыли мраморные скульптуры, предназначавшиеся для установки на склонах горы.
После смерти Петра первоначальный замысел был изменен, и законченный к 1739 году каскад был назван "Драконовой горой", т.к. вход в верхний грот каскада охраняли три дракона - основные водометы фонтана. В середине XVIII века ступени каскада расписали "под шахматную доску" и стали называть "Шахматной горой".
В период Второй мировой войны "Шахматная гора" была уничтожена оккупантами. При восстановлении каскада реставраторы, использовав изображения на рисунках конца XVIII столетия, вернулись к тому его облику, который сформировался к середине XVIII века. Спасенная мраморная скульптура заняла свои прежние места.


11. Царицын павильон


Царицын павильон



   Царицын павильон, возведенный архитектором А. И. Штакеншнейдером в

Петергофе в 1842 – 1844 гг., был подарком Николая I супруге, императрице Александре Федоровне. Построен в «помпеянском» стиле — в подражание античным виллам, открытым при раскопках Помпей. Архитектор широко использовал природный камень в отделке и убранстве Царицына павильона. Среди камней главная роль отводилась различным по цвету и рисунку мраморам. В ходе реставрационных работ 2003 -2004 гг. было выполнено детальное минералого-петрографическое исследование всех видов природного камня, использованных в декоре Царицына павильона. Это — итальянский, французский, карельский (рускеальский и тивдийский) мрамор, лиственит, шокшинский кварцит и др., из которых выполнены мозаичные полы, колонны, камины, мрамором облицован имплювий. Известен рапорт Петергофского дворцового правления об окончании работ по установке в столовой павильона «фриза и боковых частей» античной мозаики. В нем указывается, что они были выполнены из «порфира, крепкого сибирского и итальянского мрамора» (Вернова, 1972).

Исследование камня из Царицына павильона показало, что внешне сходная с итальянским мрамором типа «Verde» метасоматическая горная порода - лиственит, это среднезернистая горная порода с преимущественно гетеробластовой структурой и массивной текстурой имеет кварц-магнезитовый минеральный состав с примесью весьма специфических второстепенных минералов. Наиболее известным распространением лиственитов в пределах России XIX в. являлось Березовское месторождение золота (Средний Урал). Именно отсюда пошел и сам термин «лиственит», который был предложен немецким исследователем Густавом Розе в 1842 г. для часто золотоносных кварц-карбонатных горных пород, обнаруженных на Урале.

Для точной диагностики камня, использованного в декоре Царицынского павильона, было проведено сравнительное микроскопическое исследование его и образца лиственита из Березовского месторождения.

По результатам рентгенофазового анализа, рентгеноспектрального микрозондового исследования и макро- и микроскопической характеристики образца установлено, что листвениту из Березовского месторождения присущи аналогичные камню из Царицына павильона структурно-текстурные особенности и что эти две горные породы идентичны по составу и строению.

Изучение литературных источников и информационных ресурсов интернет показало, что Березовское месторождение было открыто в начале XVIII в., периодически камень отсюда брался для архитектурных и поделочных работ. Также было установлено, что для внутренней облицовки стен зданий, декоративных изделий и художественно-мозаичных работ использовался и так называемый невьянский лиственит .




III. Заключение

Дворцово-парковый ансамбль Петродворца — одно из высших достижений русской национальной культуры, прекрасный пример органического синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства. Он обладает богатейшей коллекцией русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства XVIII - начала XX в. Более двух столетий, из года в год, с начала лета и до самой осени, дворцы, фонтаны и парки Петергофа предстают великолепным зрелищем, где с подлинным триумфом достигнут союз архитектуры, ландшафтного искусства и скульптуры. Каждая деталь, любая часть или фрагмент ансамбля Петергофа - выдающееся творение первоклассных мастеров Европы и России, по красоте и мощи художественного воздействия сравнимые с лучшими произведениями мирового искусства.


IV. Список используемой литературы

1. Петергоф. Государственный музей-заповедник. - peterhofmuseum/

2. Экспертиза камня в памятниках архитектуры: Основы, методы, примеры / А. Г. Булах. – СПб.: Наука, 2005.

3. Царицын павильон - olgin.spb/