Введение
1 Этимология
2 История
3 Разделы музея
4 Знаменитые сотрудники
Список литературы
Кунсткамера
Введение
Кунстка́мера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук[1].
1. Этимология
Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей). В прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера [2], упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»
2. История
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
3. Разделы музея
Северная Америка
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
Япония
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Африка
Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
Китай и Монголия
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора. А также предметы из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.
Индия и Индонезия
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
Австралия и Океания
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
Анатомический раздел
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.
Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.
4. Знаменитые сотрудники
Байбурин, Альберт Кашфуллович
Бартольд, Василий Владимирович
Берёзкин, Юрий Евгеньевич
Дыренкова, Надежда Петровна
Кнорозов, Юрий Валентинович
Ломоносов, Михаил Васильевич
Мерварт, Людмила Александровна
Потапов, Леонид Павлович
Радлов, Василий Васильевич
Резван, Ефим Анатольевич
Струве, Василий Васильевич
Чистов, Кирилл Васильевич
Гумилёв, Лев Николаевич
Список литературы:
Кунсткамера на сайте Музеи России
Королевская Датская Кунсткамера (англ.)
Источник: ru./wiki/Кунсткамера
Другие работы по теме:
Москва и Санкт-Петербург
резко отличаются от остальных городов России. Будучи мультимиллионерами, они далеко оторвались даже от Нижнего Новгорода и Новосибирска, близких к нему по числу жителей. Обе столицы имеют богатое историческое прошлое. Великий русский художник Василий Иванович Суриков в своих картинах “Утро стрелецкой казни” и “ Боярыня Морозова” отобразил исторические события, происходившие в Москве.
Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого
Автор: Толстой А.Н. Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение художников многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Одним из значительных произведений на эту тему является роман Алексея Толстого, содержание которого составляют становление личности Петра и исторический процесс петровского времени.
Кунсткамера
Дата создания 28.10.1998 18:17:00 автор Морозов Михаил Кунс ткамера. На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее явное влияние шлютеровских идей, это – «библиотека и Кунсткамера», как её называли в старину. За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра Великого.
Культура России XVII XVIII веков.
оглавление 10.4 Культура России XVII – XVIII веков XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташ-ным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.
Петровское Барокко 2
Содержание Введение 3 Отличительные черты «Петровского барокко» 6 Д. Трезини - "первый архитектор Петербурга", создатель стиля "петровского барокко" 7
Кунсткамера
Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея.
Мир одного предмета: астролябия Г.Арсениуса
В известном нам виде астролябия сформировалась на Востоке к IX — XI вв. и тогда же получила там самое широкое распространение. В XI в. приборы появляются в Испании, а затем и в других странах Западной Европы.
Монс, Виллим Иванович
Введение 1 Биография 1.1 Служба 1.2 Казнь 1.3 Голова Список литературы Введение Виллим Монс, подписывался де-Монс (1688—1724) — брат любовницы Петра I Анны Монс, адъютант императора, камер-юнкер, камергер императорского двора. Казнен за взятки и любовную связь с императрицей Екатериной.
Реформы Петра1 2
Петр Великий был одним из самых величайших политических деятелей в истории государства Российского. Значение и неоднозначность реформ, которые он проводил, является предметом для споров и по сегодняшний день. Одни считают, что он оказал исключительно положительное влияние на развитие нашего государства, другие наоборот.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Гамильтон, Мария Даниловна
Введение 1 Биография 1.1 Разоблачение 1.2 Приговор 1.3 Голова 2 В искусстве 2.1 Баллада Список литературы Введение Мария Даниловна Гамильтон (Марья Гамонтова) (? — 14 марта 1719) — камер-фрейлина Екатерины I и одно время любовница Петра I. Казнена в 1719 году за детоубийство, воровство и оскорбительные речи о царице.
Присоединение Чукотки к России
Введение 1 Начальный этап колонизации Чукотки 2 Военный поход Д. И. Павлуцкого 2.1 Гибель А.Ф. Шестакова и Д.И. Павлуцкого и их отрядов 2.2 Долгосрочные последствия военных действий
Архитекторы XVIII века
Архитекторы XVIII века Адам — крупнейший представитель английского классицизма Бауэр Захаров — русский архитектор, представитель стиля «ампир» Кент
Реформы Петра I 14
Реформы Петра I Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Цели реформ Петра 1
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Реформы Петра I
Правление Петра I как рубеж между Московским царством и Российской Империей. Характеристика и значение основных петровских реформ. Особенности и предпосылки возникновения нового социального слоя - работных людей, обслуживающих петровские мануфактуры.
Здание кунсткамеры Санкт-Петербурга
Рассмотрение истории кунсткамеры, ставшей впоследствии этнографическим музеем, единственным в стране музеем для двух тесно связанных наук этнографии и антропологии. Строительство здания кунсткамеры, являющегося памятником русского зодчества XVIII века.
Археология в России
Археология, в смысле научного исследования вещественных памятников, возникает в России лишь с XIX в. Описание и собирание археологических памятников, началось, однако, гораздо раньше.
Просвещение и наука эпохи Петра 1
Содержание. Введение……………………………………2 Школы……………………………………….2-4 Книги…………………………………………4-5 Ассамблеи…………………………………..5-6 «Юности честное зерцало»..……………..6-7
Блеск Петербурга
Лицо города, как лицо человека, в разные периоды жизни - разное, меняющееся порой до неузнаваемости. Смотришь на старинные рисунки и фотографии, на которых изображен Петербург, и убеждаешься: каждый крутой поворот в судьбе города накладывает отпечаток на его облик. Между Петербургом, увековеченным
Реформы Петра I в первой четверти XVIII века
Text Text Русская живопись I четверти XVIII века приобретает ярко выраженный светский характер, формируясь под влиянием западноевропейского искусства. Основным жанром живописи становится портрет.
Русская культура и быт в первой половине XVIII века
Text И.Т. Посошков (О скудости и богатстве 1724 г.) поддерживал формирование абсолютной монархии в России. Он подчеркивал, что сильному государству необходимо развитие промышленности и торговли, отмечая помехи на пути промышленного развития, прежде всего, произвол чиновников и крепостное право, которое Посошков считал временным явлением: Крестьянам помещики - не вековые владельцы.
Смысл названия комедии Проблема ума и безумия АС Грибоедов Горе от ума
Смысл названия комедии. Проблема ума и безумия (А.С. Грибоедов "Горе от ума") Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье".
Достопримечательности России
Россия - страна с бурной многовековой историей и богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на территории РФ внесены в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО, в том числе Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей, исторические памятники Новгорода, историко-культурный комплекс Соловецких островов, белокаменные памятники древней Владимиро-Суздальской земли и городов "Золотого Кольца России", церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Церковь Вознесения в Коломенском, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" и др.
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, город федерального значения, центр Ленинградской области, город-герой. Санкт-Петербург раскинулся на берегах Невы при ее впадении в Финский залив, на 42 островах невской дельты.
Аудит в системе непрерывного образования
Лебедев Алексей Валентинович Ноль Лев Яковлевич АДИТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мы живем в эпоху перехода от индустриальной (товаропроизводящей) к постиндустриальной (обслуживающей) экономике. Экономистами и философами разработан ряд моделей постиндустриального общества. Одна из наиболее известных - модель
Иероним Босх
Иероним босх — замечательно своеобразный художник. Чисто нидерландские пристальность и наблюдательность сочетаются у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма мрачным юмором.