Кекушев Л.Н.

Кекушев Лев Николаевич

Годы жизни: 1863 г. - 1919 г.

Архитектор

Среднее образование получил в Виленском реальном училище. С 1883 по 1888 гг. учился в Институте гражданских инженеров (СПб.) который закончил с правом на чин Х класса; был зачислен в Техническо-Строительный комитет МВД. С 1889 г. работал помощником по постройке зданий и водонапорной башни на Санкт-Петербургских скотобойнях.

С 1890 г. вышел в отставку с государственной службы посвятив себя главным образом частной практике. Работал в Москве. Сначала (с 1890 - 1893 гг.) был помощником архитектора С. С. Эйбушитца на постройке Центральных бань и Охотного ряда затем работал самостоятельно. В 1893-1898 гг. состоял участковым архитектором. В 1898-1899 гг. преподавал в Техническом училище. совмещая эту работу с преподаванием в Строгановском училище (до 1901 г.) затем в 1901-1904 гг. вел занятия в Московском инженерном училище путей сообщения.

Прекрасный рисовальщик Кекушев в 1890-х гг. много проектировал в области декоративно-прикладного искусства - делал рисунки бронзовых деревянных и цинковых предметов для различных московских фабрик. С 1898 по 1901 гг. преподавал серебрение железную ковку и композицию в Строгановском художественно-промышленном училище технического рисования.

Активная работа Кекушева в художественной промышленности в 1890-х годах позволяет предположить что его роль в процессе трансформации стиля предметной среды того времени была весьма значительной. Именно в его великолепных изящных рисунках для многочисленных предметов быта и убранства интерьеров обнаруживались явные приметы нового - формировавшийся в те годы русский модерн оплодотворялся легкой и радостной игрой карандаша без усилий сплетавшего прихотливые орнаментальные узоры.

В 1890-х гг. к зодчему пришел настоящий успех и известность в среде состоятельных московских заказчиков - Кузнецовых Хлудовых Носовых и т.д. Как и в области декоративно-прикладного искусства внутренний переход мастера к стилю модерн составил стержневое направление его архитектурной работы тех лет. Сначала это проявлялся главным образом в деталях не затрагивая объемно-пространственной композиции: великолепны нарисованные им решетки балконов в доходном доме Григорие-Богословской церкви (1888-1893 совместно с арх. С. И. Тихомировым) на Б. Дмитровке прелестны скульптурные маски юных дев с распущенными волосами над входами в доходный дом Гагарина (1890-1893) в Варсонофьевском переулке.

Богадельня им. И. Н. Геер (1892-1899) также несмотря на выразительную пластику фасадов еще целиком оказалась во власти традиционного языка эклектических форм. Перестройка особняка Т. и Коробкова (1894-1896 совместно с С. С. Шуцманом) на Пятницкой улице композиционно ближе модерну хотя и сохранило облик эклектического сооружения. Доходный дом наследниц Хлудовых (1894-1896) - одно из известнейших произведений московской архитектуры конца XIX в. - уже активно развивало черты нового стиля лишь в деталях сохраняя налет эклектики.

Неразрывную связь архитектурных построек Кекушева с эстетикой символизма удачно иллюстрирует усадебный дом М. С. Грачева в Ховрино (Грачевке) (1898-1900).

Прочитываемая в усадьбе Грачевка калейдоскопичность разноплановость образов - своеобразное выражение сопричастности человека эпохи символизма всем культурам мира.

Этот импульс прочитывался и в первом целостном произведении московского модерна - собственном особняке Кекушева (1898-1899) в Глазовском переулке (сразу после постройки проданном О. Листу) где налицо были мотивы романского зодчества. Они проявили себя в растительной орнаментике своеобразной трактовке редких ордерных элементов и каменного цоколя.

Разрабатывая "романизированный" вариант модерна Кекушев обращался к проектированию функционально различных сооружений. Среди его построек рубежа веков станция Московско - Брестской железной дороги "Одинцово" (1898-1899) перестройка особняка И. И. Некрасова (1899) на Гоголевском бульваре особняк М. С. Саарбекова (1899-1900 при участии С.С. Шуцмана) на Поварской улице Никольские (Иверские) торговые ряды (1899- 1900 при участии С. С. Шуцмана) особняк А. И. Кекушевой (1900-1903) на Остоженке и т.д.

Перечисленные сооружения отмеченные ярким индивидуальным авторским почерком показывают что на рубеже веков Кекушев заявил себя не только в качестве родоначальника московского варианта нового стиля но и его наиболее последовательного и художественно одарЕнного последователя. Действительно автор первой постройки в стиле модерн в Москве оказался верен стилю на протяжении 1900-1910-х гг.

Имя Кекушева неотъемлемо от истории строительства гостиницы "Метрополь" - ключевого произведения московского модерна.

В 1898-1900 гг. он был назначен главным архитектором Северного Домостроительного Общества которое возводило гостиницу "Метрополь" и главным архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования намечавшего в тот период развернуть в Москве строительство фешенебельных особняков в новом стиле.

Особняк В. Д. Носова (1903) на Электрозаводской улице возведенный в стиле загородных дач с обширными террасами фигурными козырьками и фигурными резными обрамлениями явился редким примером использования декоративных приемов франко-бельгийского Ар Нуво в деревянном сооружении. Стилистически близки ему и другие деревянные произведения Кекушева - дачи В.А. Лыжина в Ивантеевке и И.И. Некрасова в имении "Райки" а также служебные постройки в том числе конюшня в имении Н.П. Малютина.

Особняк И. А. Миндовского (1903) на Поварской улице - одна из лучших построек московского модерна - также демонстрирует интерпретацию франко-бельгийских мотивов но уже в более привычном материале - камне металле и т.д.

К числу специфических приемов зодчего относится щедрое использование скульптурной декорации - настенных рельефов и круглых скульптур.

Как незаурядный мастер интерьера Кекушев заявил себя не только в целостных ансамблях возведенных им особняков но и в оформлении интерьеров уже существующих зданий. Он отделал несколько интерьеров и устроил вход со стороны Арбата в ресторане "Прага" (1906) а также сделал мастерское оформление залов в особняке И. А. Морозова на Пречистенке (1905-1908) где полностью подчинил свою индивидуальность задуманной в них владельцем экспозиции. В частности он великолепно оформил зал для живописных панно М. Дени на античные сюжеты - лучшем ансамбле произведений художника.

Исчезновение модерна из архитектурной практики Москвы конца 1900-1910-х годов повлияло на сокращение профессиональной деятельности Кекушева обладавшего ярко индивидуальным архитектурным почерком в этом стиле.

Последние годы жизни Кекушева были омрачены болезнью повлиявшей на постепенный отход его от профессиональной деятельности.