Фомин Иван Александрович
Годы жизни: 22.01.1872 - 12.06.1936
Архитектор.
Окончил классическую гимназию в Риге, затем три курса математического факультета Московского Университета. С 1894 по 1897 гг. учился в ПАХ (СПб), откуда был отчислен в связи со студенческими волнениями. Год изучал архитектуру во Франции. По возвращении в Москву сдал экзамен на право производства строительных работ, работал помощником в мастерских Л. Н. Кекушева (1899), Ф.О. Шехтеля (1900-1902).
Работа с Шехтелем оказалась для Фомина плодотворной - помимо того, что он стал свидетелем подлинного творческого подъема мастера, создавшего в тот период свои лучшие произведения в стиле модерн, ему посчастливилось принять деятельное участие в создании интерьеров Художественного театра в 1902 г., отразивших своеобразную эстетику эпохи символизма. Тогда же Фомин получил первые самостоятельные заказы. В них он выразил свое понимание стиля модерн, который воспринял в австро-германской трактовке (возможно, не без влияния Шехтеля).
В 1900 году он построил богато декорированный особняк для В. И. Рекк (Я. А. Рекка) в Скатертном переулке (перестроен), сразу ставший московской достопримечательностью. Лапидарность общей композиции, составленной из неповторяющихся элементов, чем-то напоминала знаменитый фасад фотоателье "Эльвира" в Мюнхене, созданный в 1896 г. А. Энделем. Как и в нем, в особняке Рекка важную роль играл намеренно гипертрофированный лепной декор, воспроизводивший формы органической жизни - в "Эльвире" морскую волну и водоросли, в постройке Фомина - цветы.
Эта постройка сразу поставила Фомина в ряд наиболее известных московских мастеров нового стиля. В 1901 г. Я. А. Рекк привлек его к работе Торгово-Строительного акционерного общества, заказав пристройки к принадлежавшему ему ампирному особняку в Мертвом переулке. Сама поставленная задача наглядно обнажала художественный "конфликт" классицизма и раннего модерна - архитектор спроектировал дворовые службы в стиле модерн с таким варварски сочным, крупным декором, который намеренно усиливал их контрастность по отношению к правильной ордерности самого послепожарного особняка.
Эта работа не была осуществлена, но, по-видимому, прочно ввела Фомина в круг крупной промышленной буржуазии и владельцев строительных фирм, покровительствовавших распространению стиля модерн. Без их поддержки ему вряд ли удалось организационно осуществить такое дорогостоящее предприятие, как выставка "Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля", прошедшая в Москве в конце 1902 - начале 1903 года и положившая начало широкому распространению стиля в архитектуре города.
Фомин, главный экспонент выставки, создал для нее мебель, отделку нескольких интерьеров и множество разнообразных предметов быта. Молодой архитектор сумел продемонстрировать в выставочных экспонатах подлинный синтетизм своего дарования. Мебель по его рисункам выполнили такие солидные фирмы как Мюр и Мерилиз (Москва), Шпини и Менке (Берлин), Э. Бардорф (Москва), наконец, Абрамцевская мастерская Е.Г. Мамонтовой, осветительные приборы изготовили фирмы Кузьмичева, Кирова и мастерская Э. Бардорф (Москва), камины фирма братьев Вишневских (Москва), П.С. Сысоев и мастерская Н. Крушельницкого (Москва), цветные стекла - венская фирма "Гейлинг" и московские мастера Ф. Подпалый и Р.Домбровский, бронзовые изделия - фирма братьев Вишневских и заведение братьев Носенковых, ковры - фирма братьев Сапожниковых, мастерская Е. Чоколовой и Орликовская Учебная мастерская (Курская губ.), кованые медные изделия сделала фирма Кузьмичева, деревянные резные изделия - Учебная мастерская Московского Губернского Земства (Троице-Сергиев Посад), а инкрустации по дереву создала художница Ф. Нейман (Курляндия).
Само перечисление этих московских и европейских художественных заведений не только довольно полно характеризует круг производителей предметной среды модерна в Москве, но и отражает многогранность художественных устремлений самого зодчего, много и успешно работавшего в начале 1900-х годов в сфере дизайна.
Кроме широкого личного участия в экспозиции, Фомин, несомненно, был главным организатором выставки. Именно он сумел привлечь к участию в ней таких европейских знаменитостей, как М. и Ч. Макинтош, X. Кристиансен, П. Беренс, Я. Котера, К. Мозер и И. Ольбрих, а также наиболее интересных художников и зодчих Москвы и Петербурга.
Устроенная Фоминым международная выставка не только позволила увидеть отечественные произведения в контексте работ признанных за рубежом мастеров, но и позволила определить основные тенденции в развитии стиля.
С этим периодом связана и еще одна уникальная инициатива архитектора - именно он пытался организовать в Москве новое Архитектурное общество, противопоставленное по творческим установкам существовавшему. Этого сделать не удалось, но сама идея показывает, как близки были фоминские устремления к общеевропейским.
Неудача не укротила организаторские попытки Фомина. В том же 1902 г. им были основаны в Москве Строительные курсы, на которых он стал основным педагогом. При них были созданы и специальные женские курсы, которыми первоначально также заведовал Фомин. Возможно не без его участия в 1905 г. в Москве возник новый художественный журнал "Искусство", публиковавший интересные материалы о современном изобразительном искусстве и архитектуре, острую профессиональную критику.
Таким образом, этот первый "московский" период творческой жизни зодчего напрямую связан с зарождением стиля модерн в Москве, активным пропагандистом и апологетом которого Фомин выступал в начале 1900-х годов. Однако, вскоре его внимание переключилось на национальный стиль: "поклонник Вены и Вагнера", он сделал "поворот к русским теремам, лампадкам и птицам Сиринам". Но и это увлечение с переездом в Санкт-Петербург в 1905 г. вскоре сменилось работами в неоклассическом стиле, одним из создателей которого в архитектуре ему суждено было стать.
В 1905-1909 гг. Фомин продолжил обучение в ИАХ, после окончания которой со званием художника-архитектора был направлен пенсионером за границу (в 1912 г.). Учеба в Академии существенно повлияла на профессиональные приоритеты зодчего, ориентировав его на освоение архитектурного наследия эпохи Возрождения и русского классицизма. К стилю модерн зодчий после 1905 г. уже не возвращался, однако опыт работы в этой стилистике иногда просматривается в его произведениях 1920-х гг.
Блестящий рисовальщик, график, офортист. После 1917 г. ф. вошел в когорту самых известных советских зодчих. Выдающийся мастер, существенно повлиявший на развитие советской архитектуры в 1920 - 1930х гг., создатель "пролетарской классики".
Другие работы по теме:
Экологические проблемы в карстовых районах
Природное выщелачивание урана с накоплением на геохимических барьерах достаточно широко известно [1], чтобы предположить, что после выхода карстовых подземных водотоков, на геохимических барьерах следует ожидать урановую, радоновую и тритиевую аномалии.
Архитектура конца XIXначала XX веков
Text Text Graphics visaginart.nm/MOD/kon.htm visaginart.nm/MOD/kon.htm «Большая Советская Энциклопедия 1970г.» pasha-sevkav/arxitekturnye-stili/ Graphics
Влияние российского спорта на формирование личности
ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКОГО СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Автор: Ю. А. ФОМИН ФОМИН Юрий Алексеевич - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философских, исторических и социальных наук Московской государственной академии физической культуры.
Проект организации работ
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………… Сетевой график ……………………………………………………………………. Сводный сметный расчет ………………………………………………………….
Тема Кол-во страниц
Алексеева Л. С. Древнеанглийский язык. – М.: Высшая школа, 1971. – С. 59 – 68
Контрапункт
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) - одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Лютня
Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв.
Печальный детектив
Автор: Астафьев Виктор. Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги «Жизнь всего дороже» после пяти лет ожидания наконец-то принята к производству, но это известие не радует Сошнина.
Русская культура в XVII веке
Text Graphics Россия оставалась агрегатной страной со слабым развитием городов. Русская православная церковь продолжала оставаться мощной идеологической силой. Постулат все в руках Божьих был основополагающим для страны. Основная масса населения продолжала жить в условиях традиционного средневекового общества.
Планирование и контроль в физическом воспитании
ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ П.Н. Жгунов Уральский государственный педагогический университет Резюме. В статье раскрывается сущность необходимости планирования и контроля в физическом воспитании как для преподавателя так и для образовательного процесса. Представлены и охарактеризованы виды планирования и контроля.
Эволюция подходов к менеджменту качества 2
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А по дисциплине «Контроль качества» Вариант 3 Выполнил: Проверил: Челябинск 2008 СОДЕРЖАНИЕ 1. Эволюция подходов к менеджменту качества 3
Неповторимая «Катюша»
Почему немецким оружейным конструкторам так и не удалось воспроизвести подобное по мощи и эффективности супероружие?
Капская горлица
Научная классификация Латинское название Oena capensis (Linnaeus, 1766) Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Капская [1], или масковая
Вечерний сокол
Научная классификация Латинское название Falco rufigularis Daudin, 1800 Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Вечерний сокол [1], или
Балашов, Владимир Павлович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Художественные фильмы 3.2 Озвучивание 4 Факты Список литературы Введение Влади́мир Па́влович Балашо́в (10 июля 1920 — 23 декабря 1996) — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1955), лауреат Сталинской премии I степени (1951).
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Институт российской истории РАН
Введение 1 История основания 2 Сотрудники института 3 Направления исследований 4 Книги, изданные в ИРИ РАН Список литературы Введение Институт российской истории РАН (ИРИ РАН) - научно-исследовательский институт Российской академии наук в области истории.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Полосатая горлица
Введение 1 Описание 2 Ареал Список литературы Введение Полоса́тая горлица[1], или зе́бровая полосатая го́рлица[2] — птица семейства голубиных.
Суриковский литературно-музыкальный кружок
Суриковцы — московское литературное объединение русских писателей и поэтов, преимущественно самоучек из крестьян и мелких ремесленников, существовавшее в 1872—1933 годах.
Фомин, Сергей Никифорович
Сергей Никифорович Фомин (1740 — не ранее 1800) — генерал-майор, комендант Динабургской крепости. Биография Родился в 1740 году, происходил из солдатских детей Риги. 23 мая 1753 года был записан на военную службу в Эзельский пехотный полк Рижского гарнизона и через пять дней назначен ротным писарем.
Построение и анализ простой эконометрической модели
Проверка наличия линейной связи между соответствующими показателями деятельности коммерческих банков Украины в модуле Multiple Regression ППП Statistica. Расчет теоретических значений зависимой переменной и ошибки модели, вид графика линейной функции.
Выявление функциональной зависимости в массиве данных
Алгоритмическое решение задач как метод формализации. Реализация простейшей самоорганизующейся таблицы с самоорганизацией методом транспозиции. Описание модулей алгоритма и листинг программы для определения функциональной зависимости в массиве данных.
Выявление функциональной зависимости в массиве данных
Алгоритмическое решение задач как метод формализации, его использование на современном этапе, применение информационных технологий. Разработка программы для определения функциональной зависимости в массиве данных с помощью языка программирования С++.
по Гражданскому праву 2
Задача 1. Дорофеев заключил договор с Ереминым о продаже ему телевизора. По условиям договора Еремин должен был взять телевизор через три дня. В доказательство заключения договора Еремин передал Дорофееву задаток в сумме 5 тыс. руб. Когда Еремин приехал за покупкой, Дорофеев заявил, что он продал телевизор Иванову, который предложил более высокую цену.
Бакфарк
Греф Бакфарк Балинт (Валентинус) /Greff Bakfark/ (1507 - 1576) - считался непревзойдённым исполнителем-лютнистом своего времени, в Польше даже сложилась поговорка: "после Бакфарка не каждый возьмется за лютню".
Винченцо Галилей
Винченцо Галилей / Vincentio Galilei /, (родился ок. 1520г. в м.Санта-Мария близ Флоренции - ум. в 1591г. во Флоренции) - итальянский композитор, музыкальный теоретик, лютнист, скрипач (отец знаменитого учёного-астронома Галилео Галилея).
Джузеппе Доменико Скарлатти
Джузеппе Доменико Скарлатти (Scarlatti), (родился в 1685г. в Неаполе, умер в 1757г. в Мадриде) - итальянский композитор, клавесинист и органист.
Преториус Михаэль
M.Praetorius — немецкий композитор, органист и музыкальный теоретик. Его настоящая фамилия Шультхайс, Шульц, Schultheiß, Schulz, Schulze. По сведениям одних источников он родился примерно в 1571 - 1572 гг.