Фомин И.А.

Фомин Иван Александрович

Годы жизни: 22.01.1872 - 12.06.1936

Архитектор.

Окончил классическую гимназию в Риге затем три курса математического факультета Московского Университета. С 1894 по 1897 гг. учился в ПАХ (СПб) откуда был отчислен в связи со студенческими волнениями. Год изучал архитектуру во Франции. По возвращении в Москву сдал экзамен на право производства строительных работ работал помощником в мастерских Л. Н. Кекушева (1899) Ф.О. Шехтеля (1900-1902).

Работа с Шехтелем оказалась для Фомина плодотворной - помимо того что он стал свидетелем подлинного творческого подъема мастера создавшего в тот период свои лучшие произведения в стиле модерн ему посчастливилось принять деятельное участие в создании интерьеров Художественного театра в 1902 г. отразивших своеобразную эстетику эпохи символизма. Тогда же Фомин получил первые самостоятельные заказы. В них он выразил свое понимание стиля модерн который воспринял в австро-германской трактовке (возможно не без влияния Шехтеля).

В 1900 году он построил богато декорированный особняк для В. И. Рекк (Я. А. Рекка) в Скатертном переулке (перестроен) сразу ставший московской достопримечательностью. Лапидарность общей композиции составленной из неповторяющихся элементов чем-то напоминала знаменитый фасад фотоателье "Эльвира" в Мюнхене созданный в 1896 г. А. Энделем. Как и в нем в особняке Рекка важную роль играл намеренно гипертрофированный лепной декор воспроизводивший формы органической жизни - в "Эльвире" морскую волну и водоросли в постройке Фомина - цветы.

Эта постройка сразу поставила Фомина в ряд наиболее известных московских мастеров нового стиля. В 1901 г. Я. А. Рекк привлек его к работе Торгово-Строительного акционерного общества заказав пристройки к принадлежавшему ему ампирному особняку в Мертвом переулке. Сама поставленная задача наглядно обнажала художественный "конфликт" классицизма и раннего модерна - архитектор спроектировал дворовые службы в стиле модерн с таким варварски сочным крупным декором который намеренно усиливал их контрастность по отношению к правильной ордерности самого послепожарного особняка.

Эта работа не была осуществлена но по-видимому прочно ввела Фомина в круг крупной промышленной буржуазии и владельцев строительных фирм покровительствовавших распространению стиля модерн. Без их поддержки ему вряд ли удалось организационно осуществить такое дорогостоящее предприятие как выставка "Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля" прошедшая в Москве в конце 1902 - начале 1903 года и положившая начало широкому распространению стиля в архитектуре города.

Фомин главный экспонент выставки создал для нее мебель отделку нескольких интерьеров и множество разнообразных предметов быта. Молодой архитектор сумел продемонстрировать в выставочных экспонатах подлинный синтетизм своего дарования. Мебель по его рисункам выполнили такие солидные фирмы как Мюр и Мерилиз (Москва) Шпини и Менке (Берлин) Э. Бардорф (Москва) наконец Абрамцевская мастерская Е.Г. Мамонтовой осветительные приборы изготовили фирмы Кузьмичева Кирова и мастерская Э. Бардорф (Москва) камины фирма братьев Вишневских (Москва) П.С. Сысоев и мастерская Н. Крушельницкого (Москва) цветные стекла - венская фирма "Гейлинг" и московские мастера Ф. Подпалый и Р.Домбровский бронзовые изделия - фирма братьев Вишневских и заведение братьев Носенковых ковры - фирма братьев Сапожниковых мастерская Е. Чоколовой и Орликовская Учебная мастерская (Курская губ.) кованые медные изделия сделала фирма Кузьмичева деревянные резные изделия - Учебная мастерская Московского Губернского Земства (Троице-Сергиев Посад) а инкрустации по дереву создала художница Ф. Нейман (Курляндия).

Само перечисление этих московских и европейских художественных заведений не только довольно полно характеризует круг производителей предметной среды модерна в Москве но и отражает многогранность художественных устремлений самого зодчего много и успешно работавшего в начале 1900-х годов в сфере дизайна.

Кроме широкого личного участия в экспозиции Фомин несомненно был главным организатором выставки. Именно он сумел привлечь к участию в ней таких европейских знаменитостей как М. и Ч. Макинтош X. Кристиансен П. Беренс Я. Котера К. Мозер и И. Ольбрих а также наиболее интересных художников и зодчих Москвы и Петербурга.

Устроенная Фоминым международная выставка не только позволила увидеть отечественные произведения в контексте работ признанных за рубежом мастеров но и позволила определить основные тенденции в развитии стиля.

С этим периодом связана и еще одна уникальная инициатива архитектора - именно он пытался организовать в Москве новое Архитектурное общество противопоставленное по творческим установкам существовавшему. Этого сделать не удалось но сама идея показывает как близки были фоминские устремления к общеевропейским.

Неудача не укротила организаторские попытки Фомина. В том же 1902 г. им были основаны в Москве Строительные курсы на которых он стал основным педагогом. При них были созданы и специальные женские курсы которыми первоначально также заведовал Фомин. Возможно не без его участия в 1905 г. в Москве возник новый художественный журнал "Искусство" публиковавший интересные материалы о современном изобразительном искусстве и архитектуре острую профессиональную критику.

Таким образом этот первый "московский" период творческой жизни зодчего напрямую связан с зарождением стиля модерн в Москве активным пропагандистом и апологетом которого Фомин выступал в начале 1900-х годов. Однако вскоре его внимание переключилось на национальный стиль: "поклонник Вены и Вагнера" он сделал "поворот к русским теремам лампадкам и птицам Сиринам". Но и это увлечение с переездом в Санкт-Петербург в 1905 г. вскоре сменилось работами в неоклассическом стиле одним из создателей которого в архитектуре ему суждено было стать.

В 1905-1909 гг. Фомин продолжил обучение в ИАХ после окончания которой со званием художника-архитектора был направлен пенсионером за границу (в 1912 г.). Учеба в Академии существенно повлияла на профессиональные приоритеты зодчего ориентировав его на освоение архитектурного наследия эпохи Возрождения и русского классицизма. К стилю модерн зодчий после 1905 г. уже не возвращался однако опыт работы в этой стилистике иногда просматривается в его произведениях 1920-х гг.

Блестящий рисовальщик график офортист. После 1917 г. ф. вошел в когорту самых известных советских зодчих. Выдающийся мастер существенно повлиявший на развитие советской архитектуры в 1920 - 1930х гг. создатель "пролетарской классики".