Зарудный И.П.

Рефераты по биографиям » Зарудный И.П.

Зарудный Иван Петрович

Годы жизни: Вторая половина XVII века - 1727 г.

Архитектор

Прибыл в Москву видимо с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России. Мастерской Зарудного принадлежит ряд иконостасов в формах "южного барокко" из которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

В Москве достоверна лишь одна работа Зарудного - церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах так называемая "Меншикова башня"; ему приписывают ряд работ сходных по манере с Меншиковой башней: церковь Петра и Павла на Новобасманной ул. церковь Иоанна Воина на Якиманке палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.

Меншикова башня

Церковь Архангела Гавриила

Дата создания: 1705 г. - 1707 г.

Материал техника: кирпич белый камень штукатурка

Меншикова башня построена вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатый в плане многоярусных храмов "московского барокко" но трактовка форм и деталей целиком принадлежит уже новой петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес три сквозных арочных восьмерика со звоном завершавшихся шпилем с фигурой ангела но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик где были установлены часы с курантами английской работы сгорел и уже не был возобновлен при достройке башни в 1770-х гг. (это не только уменьшило высоту башни раньше возносившейся выше Ивана Великого на полторы сажени (3 2 л) но и сказалось на стройности ее пропорций и общей устремленности ввысь). Оставшиеся два восьмерика в 1773 г. были завершены главой.

Весь облик церкви Архангела Гавриила говорит о влиянии на ее архитектуру светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами тройные двусветные окна обилие скульптурного декора и т.д.). В обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены на сопоставлении большого и малого ордеров прием новый в московском строительстве). Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами что смягчает резкость очертаний их объемов; карниз основания башни и четверика имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в.

Но особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада эти своеобразные контрфорсы выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь. Меншикова башня произведение более барочное чем храмы "московского барокко". Ее зодчий стремится к усложнению форм к их пластичности и многоплановости отходя от плоскостной трактовки стены своих предшественников; одновременно он пытается смягчить переходы между ярусами нивелируя тем самым ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех составляющих его объемов пронизанных единым порывом в высоту.