Иванов-Шиц И.А.

Рефераты по биографиям » Иванов-Шиц И.А.

Иванов-Шиц Илларион Александрович

Годы жизни: 28.03.1865 - 07.12.1937

Архитектор

Среднее образование получил в Воронежском реальном училище. С 1883 по 1888 учился в ИГИ (СПб.) в процессе обучения был награжден золотой медалью за лучшие архитектурные проекты. После окончания учебы провел несколько месяцев в Германии Австрии и Швейцарии изучая современную архитектуру. После возвращения был причислен к Техническо-Строительному Комитету МВД однако работать там не стал так как переехал в Москву.

С 1889 г. состоял сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления в течение двух лет был помощником архитектора М. К. Геппенера. С 1890 г. работал в Москве городским архитектором. В 1893 г. вновь путешествовал за границей с профессиональной целью. Эта поездка по-видимому окончательно определила круг его профессиональных привязанностей. Из московских архитекторов именно Иванов-Шиц вскоре стал в Москве одним из самых последовательных интерпретаторов и приверженцев Венского Сецессиона и в частности творческого почерка знаменитого австрийского архитектора О. Вагнера.

Начав самостоятельную деятельность в конце 1880-х годов с работ в стиле эклектики (Детский сиротский приют им. Мазурина (1892-1893) Ремесленное техническое училище (1893) ряд доходных домов (1895-1898) через десятилетие он постепенно выработал свой собственный почерк совмещавший четкость геометризм форм и объЕмной композиции со своеобразно стилизованными ордерными элементами заимствованными главным образом из стиля "неогрек". Эти особенности хорошо прочитываются в особняке Я. А. Полякова (1898) в Б. Николо-Песковском переулке еще не вышедшим за рамки эклектики.

Интерес эпохи символизма к искусству античности имел прочную философскую базу разработанную ещЕ Ф. Ницше и его последователями. Он основывался на вызывавшем тогда живой интерес и глубокие размышления двуединстве "аполлонического" и "дионисийского" как общих началах человеческой природы и культуры. В архитектуре он чаще всего воплощался в антикизированных мотивах которые позволяли заказчикам или посетителям здания переживать соответствующие эмоции - помечтать о далекой языческой древности причудливо пронизавшей всю последующую историю человечества уже в следующей постройке зодчего - доходном доме А. С. Хомякова (магазин Мюр-Мерилиз банк "Г. Волков и сыновья" (1898- 1900) на Кузнецком мосту использование антикизированного архитектурного языка представляется качественно иным.

Во внешнем облике этого сооружения доминируют вертикальные членения подчеркнутые использованием фактурно различных материалов - камня штукатурки облицовочной керамической плитки что весьма характерно для зарождавшегося московского модерна. Акцентирован угол сооружения между улицей Петровка и Кузнецким мостом здесь устроен эффектный граненый гранитный эркер. Композицию угловой части дома завершал мощный аттик (равный по высоте еще одному этажу) с пилонами по сторонам на которых были установлены скульптурные подобия древнегреческих светильников. (Через год аналогичный прием будет использован Ф. О. Шехтелем в композиции гостиницы "Боярский двор".)

Наиболее характерные декоративные детали здесь также были заимствованы из языка греческой классики - антефиксы с львиными мордами рельефные фризы "бегущий меандр" парапеты лоджий и аттиков с рисунком из восьми перекрещенных стержней но в целом постройку нельзя было назвать выполненной в стиле неогрек напротив она была подчеркнуто современна.

Действительно аранжировка фасадных плоскостей и декоративных деталей сочетавших наряду с греческими отдельные мотивы барокко рококо и классицизма была близка именно произведениям Вагнера 1890-х годов весьма популярным в тот период в России. Если среди убежденных сторонников Вены в Москве можно назвать имя Иванова-Шиц то среди его произведений первым успешным опытом работы в стилистике венской школы был как раз доходный дом Хомякова после окончания строительных работ считавшийся одним из самых красивых в Москве.

Не прошло мимо зодчего и общее увлечение франко-бельгийским Ар Нуво во многом предопределившее развитие московского модерна. Возможно в этом определЕнную роль сыграла совместная работа с Л. Н. Кекушевым (участие в проектировании богадельни имени И. Н. Геер (1892-1899) и постройке дома наследниц Хлудовых (1900) - известным апологетом этой стилистики.

Ее ярчайшим примером в архитектуре Москвы стал особняк Н. А. Терентьева (1900-1902) в Петровском переулке. Композиция главного фасада и прорисовка деталей явно восходила к рокайльной орнаментике что обнаруживало их прямую связь с французским Ар Нуво.

Еще раз к насыщенному декором языку франко-бельгийского Ар Нуво Иванов-Шиц вернулся в 1905 г. при оформлении ресторана "Мартьяныч" в подвале Верхних торговых рядов и театрального зала Гирша. Особенно прелестны были витражи и мебель кабинетов "Мартьяныча" живо напоминавшие дизайн бельгийского варианта стиля. В дальнейшем архитектор лишь в деталях возвращался к линеарному языку Ар Нуво (например решЕтка ограды Морозовской больницы 1903).

Правая часть доходного дома А. С. Хомякова (1900; 1902-1903 совместно с арх. М. К. Геппенером) как и большинство построек Иванова-Шица в стиле модерн продемонстрировала приверженность к композиционным и декоративным приемам австрийского модерна формальные признаки стиля находились здесь в тонко продуманной взаимосвязи. Любимые московским модерном цветные керамические плитки кованые металлические кронштейны арочные оконные ниши фигурные филенки с лепным декором и наконец женская головка с распущенными волосами над входом размещены на фасаде с той расчЕтливой умеренностью которая делает здание произведением искусства. Трактовка скульптурной девичьей головки в этой постройке может быть наиболее точно воспроизводит свой немецкий литературный прототип - сказочную деву Лорелею давшую жизнь целому направлению в иконографии эпохи символизма.

Квинтэссенцией элегантного линеарно сдержанного объемно и декоративно уравновешенного модерна Иванова-Шиц стали здания Главной Московской сберегательной кассы (1902-1907) родильного приюта Абрикосовой (1903-1906) и Введенского народного дома (1903-1906). В структурах их фасадов прочитывалось стремление к ордерной упорядоченности а в деталях - прежняя приверженность к классицизированному "венскому" варианту модерна.

Во второй половине 1900-х годов зодчий обратился к стилю неоклассицизм оказавшемуся первоначально сильно связанным с модерном (Купеческий клуб (1907-1908) Народный университет им. А. Л. Шанявского (1910-1912) совместно с А. Л. Эйхенвальдом). По сути в этих произведениях он продолжал развивать принципы своего особого "классицизированного" модерна лишь слегка расширив свою палитру отдельными декоративными деталями и приемами заимствованными из московского послепожарного ампира.

С 1907 по 1917 гг. преподавал архитектуру в МУЖВЗ.

После 1917 г. продолжил активную архитектурную деятельность. В 1918 г. был назначен членом Технического совета при Бюро Московского совета районных дум. С 1918 по 1926 гг. состоял архитектором Наркомфина затем консультантом ВЦСПС в 1933?1937 гг. работал архитектором Лечебно-санаторного управления. Построил несколько крупных санаториев и больничных комплексов в Москве под Москвой в Крыму и на Кавказе. Перестроил часть парадных залов Большого Кремлевского дворца разместив на их месте Зал заседаний Верховного Совета СССР.

Один из немногих архитекторов старшего поколения награжденный Орденом Ленина.