Растрелли Ф.Б.

Рефераты по биографиям » Растрелли Ф.Б.

Растрелли Франческо-Бартоломео

Годы жизни: 1700 г. - 1771 г.

Архитектор

Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему едва основав Петербург государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров художников архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) проживавший в Париже.

В 1715 году он подписал договор что обязуется служить царю Петру: создавать статуи строить дома изготавливать цветные искусственные мраморы придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление чтобы приезжие "...времени даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.

Через пять десятилетий Франческо Бартоломео (1700-1771) став знаменитым русским архитектором составил перечень своих творений. Не стесняясь он приписал себе и все те где был только помощником отца. На самом деле за первые 20 лет жизни в России он построил самостоятельно только один дворец в Петербурге: для молдавского господаря князя Дмитрия Кантемира. Но уже эта работа принесла ему успех.

Известность Франческо как мастера удивительных архитектурных фантазий побудила новую русскую императрицу Анну Иоанновну повелеть отцу и сыну Растрелли возвести для нее зимний дом в московском Кремле летний - на окраине Москвы в Лефортове (1713) и Зимний дворец в Петербурге (1733). Увы ни один из них не дожил до наших дней.

Дворцы так понравились государыне и ее окружению что фаворит императрицы герцог Эрнст Бирон пожелал чтобы Франческо Растрелли спешно возвел для него два дворца в Курляндии: в Рундале (1736) и в Митаве (Елгава 1738). Здесь были предприняты первые серьезные поиски нового архитектурного стиля который окончательно утвердился через полтора десятилетия. За эту работу Растрелли было пожаловано звание обер-архитектора императорского двора (1738).

Однако не успев завершить отделку курляндских дворцов архитектор вынужден был спешно вернуться в Петербург. Новая правительница - Анна Леопольдовна вознамерилась иметь свой Летний дворец на том месте где теперь высится Михайловский замок. Строить его доверено было Франческо Растрелли. Только заложили фундамент как власть в России опять переменилась. Императрицей стала Елизавета Петровна дочь Петра Великого. Ее приближенные конечно не захотели признать архитектора ходившего недавно в любимцах всем ненавистного Бирона. Растрелли собрался было уезжать но...

Веселая императрица жаждала иметь новые роскошные дворцы. Размах и пышность строений должны были демонстрировать силу и могущество государства а буйно украшенные фасады - укрыть расстроенные финансы. Построить такие здания мог только Растрелли с его неуемной фантазией.

Создание нового дворца в Петергофе началось в 1747 и завершилось в 1752 г. Нарядное здание протянувшееся на 300 метров стоит на высоком берегу и фасадом обращено к бескрайним морским просторам. Известный историк искусства и художник XX столетия Александр Бенуа писал восхищаясь творением Растрелли: "Петергоф как бы родился из пены морской. Петергоф - резиденция царя морей".

Еще полным ходом шли работы в Петергофе а нетерпеливая императрица уже пожелала чтобы обер-архитектор срочно принял участие в перестройке старого дворца в Царском Селе. Пять лет трудился Растрелли над самой роскошной загородной резиденцией русских царей. Помимо грандиозного дворца протяженностью в 740 метров он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж Грот Катальную горку Монбижу.

Царскосельский ансамбль по праву можно назвать одной из вершин русского барокко. Стиля в который Растрелли внес свои отличительные черты: он украшал все фасады здания а не только главный как на Западе; следуя традициям древнерусской архитектуры успешно использовал цвет; очень активно применял рокайльные (в виде раковин) декоративные детали. Эти особенности позволили историкам искусства назвать стиль "елизаветинским" или "растреллиевским барокко".

Он очень быстро стал модным. Многие стремились построить дом и украсить его в растреллиевском духе. Петербургские вельможи замучили обер-архитектора своими просьбами. До наших дней сохранились дворец графа М. Воронцова на Садовой улице (1749) дом придворного поставщика Г. Штегельмана на Мойке (1750) дворец графов Строгановых на Невском (1753). В эти же годы Растрелли принимается за чертежи дворца для императрицы в Стрельне возводит небольшой дворец на Средней Рогатке создает проект нового Зимнего дворца наблюдает за работами в Царском Селе и в Смольном монастыре как стали называть женскую обитель по расположенному рядом с ней Смоляному двору.

К сожалению Растрелли не довелось полностью воплотить свой замысел: не были отделаны интерьеры и осталась только в модели ажурная 140-метровая колокольня. Деньги понадобились на войну с Пруссией (1756-1762) и для строительства нового Зимнего дворца.

История его создания примечательна и тем что раскрывает одну из черт характера Растрелли. Интересный собеседник общительный и доброжелательный он был хорошо принят в обществе. Правда на службе архитектор становился жестким и даже деспотичным. Но ради претворения в жизнь своих замыслов он умел быть терпеливым дипломатичным и даже льстивым. Елизавета замучила его бесконечными требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце. Растрелли безропотно выполнял все ее капризы но исподволь внушал императрице что возведение нового пышного Зимнего дворца - ее давняя и заветная мечта. И в конце концов Елизавета ему поверила.

Дворец заложили в 1753 году на месте прежнего времен Анны Иоанновны и прилегающих зданий. Последнее и самое грандиозное творение Растрелли представляет четыре больших квадратных объема по углам соединенным широкими галереями. Внутри - свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой в городе. И не случайно более ста лет запрещалось возводить здания выше Зимнего. Довольный император наградил обер-архитектора званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Первые и единственные награды за 46 лет верной службы.

В октябре 1770 Растрелли обратился с просьбой принять его в члены Петербургской академии художеств. В январе 1771 Академия 19-ю голосами против трех приняла еще недавно прославленного обер-архитектора в вольные общники. А в апреле того же года он скончался. Следы его могилы затерялись. В 1923 году площадь в Петербурге перед Смольным монастырем назвали площадью Растрелли.