Бакст Л.С.

Бакст (Розенберг) Лев Самойлович (1866 - 1924)

Театральный декоратор график живописец.

Родился в Гродно. С 1883 по 1887 Бакст учился в петербургской Академии художеств. В эти годы он является постоянным членом юношеского кружка из которого родилось художественное объединение "Мир искусства". Активный участник "Мир искусства" он выставляет на первых его выставках портреты сделанные в основном в технике пастели. Графические работы для журнала "Мир искусства" принесли известность Баксту.

Бакст исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана Ф. А. Малявина (1899) А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901) С. П. Дягилева с няней (1906).

Он создал символ-марку "Мир искусства" ставшую эмблемой журнала и выставок этого общества (ОрЕл на горной вершине). Его графика и живопись наполнены образами греческой архаики и античной мифологии.

С 1909 Бакст живет в Париже и работает с Дягилевым С.П. принимая участие в оформлении спектаклей "Русские сезоны". Бакст был прирожденным художником сцены. Спектакли русского балета и оперы в Париже выдвинули Бакста как первоклассного художника театра.

К концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна. Дебютировал в театре он еще в 1902 г. оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей делал отдельные костюмы для артистов в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907) создал декорации и эскизы костюмов для балета "Шахерезада" на музыку Римского-Корсакова Н.А. декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна" (1912) а также для многих других спектаклей.

Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов" а затем "Русского балета С. П. Дягилева". "Клеопатра" (1909) "Шехерезада" и "Карнавал" (1910) "Видение розы" и "Нарцисс" (1911) "Синий бог" "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912) "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией богатством и силой цвета а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Основные работы Бакста: "Ужин" (1902) заставки и концовки к журналу "Мир искусства" "Древний ужас" (1908) эскизы декораций и костюмов.

Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902) ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.

Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08) в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел" потом в журналах "Сатирикон" "Золотое руно" "Аполлон" успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры выставки).

Имя Бакста ведущего художника "Русских сезонов" гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров.

Все эти годы Бакст жил в Европе лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе но и с тем обстоятельством что он как еврей не имевший так называемого права на жительство не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины.

Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы правда начинающей увядать но все еще блистательной.