Бенуа А.Н.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

Художник-график живописец театральный художник издатель литератор один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94) но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" - показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ изучение сочинений Сен-Симона литературы Запада XVII-XIX вв. интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков воссоздав в них дух и атмосферу старины.

В концу XIX-н.ХХ вв. Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа Ораниенбаума Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства" став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке" существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей экспозиции музея способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду" где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897 1905-06) в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907) "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др. воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам в сущности были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899 1910) а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику" трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов" организованных Дягилевым С.П. в Париже которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903) либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

С 1926 жил в Париже где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906) "Фантазия на Версальскую тему" (1906) "Итальянская комедия" (1906) иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.