Хомяков Алексей Степанович (1804 - 1860), поэт, публицист, религиозный философ.
Родился 1 мая (13 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. В том же году начал печататься (перевод сочинения Тацита). Проявляет большой интерес к философии (тяготеет к немецкому идеализму) и литературному творчеству: пишет стихи, работает над исторической поэмой "Вадим", переводит античных авторов.
В 1822 Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. Устанавливает знакомство с поэтами-декабристами, печатает в "Полярной звезде" стихотворение "Бессмертие вождя" (1824). В 1825 оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью и пишет историческую драму "Ермак", которую по возвращении в Москву читает в доме Веневитиновых и получает одобрение слушателей:
В 1828 - 29 Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в свое имение, решив заняться хозяйством. Не оставляет и литературную деятельность, сотрудничая с различными журналами.
Уже в ранних стихотворениях Хомякова содержаться элементы славянофильства, которые в 1830-е складываются в славянофильскую идею. Этой идеей проникнуты его стихотворения "Орел", 1832; "Мечта", 1834; историческая драма "Дмитрий Самозванец", 1833. Основные теоретические положения славянофильства были изложены им в статье "О старом и новом" (1839). В эти годы усиленно занимается самообразованием, расширяя круг своих научных интересов. В 1838 приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением "Записка о всемирной истории".
В 1850 особое внимание уделяет религиозным вопросам, истории русского православия, в котором видит источник развития национального русского духа, основу народной нравственности. В эти годы публикует статьи "По поводу отрывков, найденных в бумагах И. Киреевского" (1857), "О современных влияниях в области философии" (1859) и др. В 1854 в списках разошлось его стихотворение "России" с обличительными строчками:
В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена...
Как и другие славянофилы, Хомяков идеализировал православие, патриархальный устой русской жизни, однако при этом был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением. В лирике Хомякова этих лет отразилось отвержение славянофилами существующего строя за безнравственность и бездуховность. Хомяков прожил 56 лет. Он скончался 23 сентября (5 октября н.с.) 1860 в селе Ивановском Липецкой губернии. Похоронен в Москве.
Другие работы по теме:
Нравоучение как вид христианского учительства
Нравоучение есть своеобразная форма выражения этического начала в древнерусской культуре в условиях синкретизма христианского сознания. С нормативной стороны нравоучение можно рассматривать как своеобразное этическое предписание.
Полемика западников и славянофилов
Формирование и истоки философской мысли в России. Рассмотрение философии как средства решения коренных проблем человеческого бытия. Формы русской философии и основные этапы ее развития. Славянофильство - направление философской и политической мысли.
Философия А.С. Хомякова
А.С. Хомяков: философ, богослов, социолог и экономист, поэт, художник, изобретатель (изобрел новую паровую машину и дальнобойное ружье), врач, знаток сельскохозяйственного производства. Увлечение историей родины. Оптимистическое мироучение Хомякова.
Русская философия XIX века
Концепции человека в русской философии XIX века. Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. "Излюбленная - тема русских размышлений - человек" /Франк/.
Философия национального возрождения А.С. Хомякова
Сегодня нам особенно необходимо понять сущность идей Хомякова, чтобы наша Родина – Россия, наконец, осознала свой путь, очертания которого до сих пор туманны и неясны, контуры которого нам даёт творчество А.С. Хомякова.
А.С. Хомяков
Философия славянофилов. А. С. Хомяков как один из основателей движения. Критика римско-католической церкви и протестантизма. Идея сочетания любви и свободы.
Философия истории Хомякова А.С.
В философии Хомякова больше всего места отведено философии истории. Проблемы философии истории особенно занимали славянофильское сознание.
Основатели русской философии просвещения
Сколько бы ни пытались понять различие западной и русской культуры, всё сказанное на эти темы было и остаётся продолжением спора, тем или иным отношением к позициям, высказанным полтора века назад И.В. Киреевским и А.С. Хомяковым.
Славянофильство
Славянофильство - неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры 19 в.
Либерализм и анархизм как общественно-политического движения
Философские, политические и экономические теории, идеологии либералов и анархистов. Характеристика программных реформ движений по вопросам конечной цели, национального, рабочего и аграрного вопросов. Тактика и методы борьбы, политические требования.
“Византийский миф” в Истории одного города
Персонаж очерка “Война за просвещение” Василиск Семёнович Бородавкин обладал, по указанию автора, “какою-то неслыханной административной въедчивостью”, однако же руководил городом Глуповом дольше, чем остальные градоначальники.
Культура славян
Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим, обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам "мы не такие, как все".
Георгий Николаевич Владимов. Большая руда
Виктор Пронякин стоял над гигантской овальной чашей карьера. Тени облаков шли по земле косяком, но ни одна не могла накрыть весь карьер, все пестрое, движущееся скопище машин и людей внизу. «Не может быть, чтобы я здесь не зацепился», — думал Пронякин.
А.С. Хомяков: творческий портрет. Славянофилы и Тульский край
Историко–социологическая концепция славянофильства А.С. Хомякова. Детские годы и юность писателя, его патриотизм. Влияние женитьбы на убеждения, энергию и деятельность Хомякова. Основы социального воззрения писателя, значение его духовного наследия.
Киреевский, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 2 Философские идеи 3 Электронные публикации Список литературы Введение Ива́н Васи́льевич Кире́евский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва, Российская империя — 11 (23 июня) 1856, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.
Общество любомудрия
Введение 1 История общества 2 Любомудры после самороспуска общества Список литературы Введение Убщество любому́дрия — литературно-философский кружок, собиравшийся в Москве в 1823—1825 годах. Его участниками были Владимир Одоевский (председатель), Дмитрий Веневитинов (секретарь), И. В.
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Илья Муромец
Лучшее свидетельство огромной популярности образа ильи муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем.
Западники и славянофилы
Либеральные идеи западников и славянофилов. Анализ взглядов западников и славянофилов: противоречия, различия, сходства.
Вспомогательные программы (утилиты)
Эстонско-Американский Бизнес Колледж Северо - Восточный филиал «Компьютеры и программное обеспечение» число: ----------- М. Хомяков Экономический ф-тет
Краткая история российского федерализма
Краткая история российского федерализма Федерализм в России: исторические корни В России размер страны и ее география тесно связаны со структурой политической власти, с характером институтов, регулирующих отношения между центром и территориями (регионами). Поэтому рассмотрение этих институтов крайне важно.
Методы разведения сирийских хомяков
При стремлении к качеству, разведение Сирийских Хомячков не всегда оказывается легкой задачей. И хотя выпущены Стандарты на определенные типы окрасов, разведение в соответствии с этими стандартами зачастую - серьезное испытание.
Распространенные заболевания хомяков и их лечение
Большинство владельцев хомяков не знают, чем болезни питомца отличаются друг от друга. При появлении различных симптомов у зверька, хозяин даже не подозревает, что это признаки недомогания. А между тем заболеваний у таких животных существует целый список.
Ветеринар
Слово «ветеринар» означает «лечащий скот». Слово это латинское. Ветеринар — одна из самых древних профессий на Земле.
Хомяков Дмитрий Алексеевич
Хомяков Дмитрий Алексеевич (1841 – 1918 /по другим сведениям – 1919/), русский мыслитель, педагог, церковный деятель, философ славянофильского направления. Старший сын основателя славянофильства А.С. Хомякова.
Мельгунов Н.А.
Русский писатель. Принадлежит к числу наиболее разносторонних деятелей русской культуры 1820-1860-x годов. Он приобрел известность как писатель и публицист, переводчик и один из первых в России библиографов, музыкальный критик и композитор.