Дата рождения: 23.10.1932
Родился в крестьянской семье в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской области, работал столяром, мотористом, электромонтером. После службы в армии (1952—1955) работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной гаеты "Коммунар" (Вологодская область, 1956); с этого времени начал выступать в печати. В 1958 г. был избран секретарем районного комитета комсомола в Грязовецком районе Вологодской области; в 1959—1964 годах учился в Литературном институте им. М. Горького; в 1963 г. был принят в Союз писателей СССР.
Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х гг. (периода "оттепели"): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, жажда движения, героики. В этом русле развивалась массовая поэзия того времени, с которой многообразно перекликаются стихи Белова:
Идет человек от порога,
В тревожные дали идет.
Вместе с многими лириками 1950-х годов молодой Белов в "святой тревоге", в борьбе, в социальном порыве видит настоящее назначение человека, единственно достойное содержание жизни (стихотворение "Россия", поэма "Комсомольское лето"). Еще в юности он покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме "О чем поет гармонь" поэт скажет об этом:
И тогда совсем не горевал я,
Уходя из дому налегке.
В "Плотницких рассказах" герой Константин Зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: "...я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда". Но очень скоро тяга к "отцовскому краю" становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. Тема "возврата" звучит уже в первом поэтическом сборнике "Деревенька моя лесная" (Вологда, 1961). Путь сердца к родине, к "почве", к дому и земле у Белова не путь воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х годов в книгах Белова воссоздается мир северной русской деревни. Эпический по своему наполнению и по способам изображения, этот мир прониэан лиризмом различных оттенков: скорбь, горечь, грусть, нежность и мягкий юмора. В сборнике повестей и рассказов "Знойное лето" (Вологда, 1963) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Реальные подробности жизни деревни воссоздаются в общей сдержанной гамме. Стремясь к достоверности во всем, Белов прибегает почти к документальной точности в обрисовке характеров и нередко превращает рассказ в очерк ("Тиша да Гриша"). Наброски знакомых крестьянских типов были уже в стихотворениях "Дед", "Свекровь"; одно из первых осмыслений своих отношений с родной землей состоялось у Белова в поэме "Белая кровь", над которой писатель работал в 1961 г. Не случайно отрывок из последней — "На родине" ( 1981) — лег в основу написанного впоследствии рассказа "Холмы". Переход от поэзии к прозе у Белова естествен и по-своему неизбежен. Большая повесть "Привычное дело" (1967) — этапное произведение в творчестве Белова. С ее появлением старая тема народа, крестьянства приобрела новую этическую остроту, встали новые вопросы о художественной разработке этой темы. Судьба героя (Ивана Африкановича) раскрывается автором вглубь, к ее вечным, как земля, основаниям, от которых все получает устойчивость, ценность, красоту: дом, дети, труд, охота, отдых, чувство, поступок и слово. Но когда нарушаются кровные связи с этими основаниями, человек теряет бытийные опоры. Решив уйти из деревни, главный герой чувствует, как "что-то надломилось, треснуло в сердце". И как трагические следствия роковой этой надломленности воспринимаются смерть жены героя, смерть семейной кормилицы коровы Рогули, блуждание Ивана Африкановича в лесу, едва не кончившееся гибелью, хотя события эти как будто вызваны естественными причинами или просто случайны. Чуткость Белова к скрытому трагизму существования героев присутствовала уже в повестях "Деревня Бердяйка" (1961), "За тремя волоками" (1965). В более сложных ракурсах эта тема дана в "Плотницких рассказах" (1968). Для повествователя Константина Зорина деревенское прошлое отделено от него годами, психологической и культурной дистанцией. Взгляд героя на деревню иногда чуть отстранен, рационалистичен, но его вопреки всему с неодолимой силой влечет к родному дому, к старой деревенской бане, отремонтировать которую он и приехал в отпуск. Зорин погружается в медлительное существование полузаброшенного села, сходится с односельчанами. Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире "малой родины", где "тихо спят теплые ельники", где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние — редкость и почти не-доступно современному человеку. Оно удерживается в немногих вещах Белова — таких, как рассказ "Бобришный утор", и лишь эпизодически возникает в произведениях 1970—80-х гг. Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных - недостаток сердечности, любви, простоты в людях ("Воспитание по доктору Споку", 1974, "Чок-Получок". Мотив "надломленности" самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в "Плотницких рассказах". Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре внимания Белова с начала 1970-х гг. Писатель выходит к новому для него жанру — роману-хронике, создавая "Кануны" (1972—1984) и продолжение их — "Год великого перелома" (1989—1991). Книга "Год великого перелома" не воспринимается как завершение хроники. Трагический эпос о земле и крестьянстве, достигший кульминации в 30-е гг., остается не только без развязки, но и без высшего смысла. Ясно понимая это, Белов осмысление трагедии связывает с христианским взглядом на происшедшее в России.
Самая оптимистичная, даже праздничная книга Белова —"Лад" (1979). Мир крестьянской общины, семьи, хозяйства, мир работ и досугов, ремесла и художеств, обычаев и языка предстает в идеально "ладном" состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни. Автор с большим тактом умеет соединить этнографическую точность с нравственной правдой. Сама его речь — где картинна, где задушевна, где мягко-иронична, но всегда крепка, ладна, отчетлива в понятиях и оценках, всегда в ней уместно народное слово. Новую и непростую задачу поставил себе писатель в романе "Все впереди" (1986) — исследовать современную русскую жизнь, "человеческую породу" в условиях городского смешения наций, традиций, стилей, в столкновении разных нравственно-психологических типов. Затронутые в романе мотивы переходят в публицистику Белова, переплетаясь с основными темами его творчества — темами крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры. Яркое выражение они нашли в выступлениях писателя в качестве народного депутата СССР (1989—1992) и члена Верховного Совета (1990—1991), а также в ряде статей и книг: "Начать с личного самоограничения", "Из пепла..." (1991), "Внемли себе" (1993). В своей "почвенной" позиции Белов тяготеет к философским и историческим воззрениям И. А. Ильина, чьи избранные работы он подготовил и издал с собственным предисловием (1993). Перу Белова принадлежат рассказы для детей, юмористические миниатюры ("Бухтины вологодские завиральные в шести частях"), пьесы ("Князь Александр Невский", "Над светлой водой" и другие), киноповесть "Целуются зори...". Белов — лауреат Государственной премии СССР, Литературной премии им. Л. Толстого.
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - Кот василий деловое описание 2
Василий это персидский кот наших соседей. Он очень важный потому что у него есть настоящий паспорт и родословная. Длинная серая шерсть. Василия к зиме приобретает голубоватый оттенок становится густой и длинной и превращает кота в настоящего красавц.
В чём необычность главного героя рассказа Белова Привычное дело
Василий Иванович Белов вошёл в литературу в 60-е годы как автор «деревенской» прозы. В повести «Привычное дело» описывается жизнь колхозной деревни того времени, жизнь семьи Ивана Африкановича Дрынова. Он сам работает в колхозе – то возчиком, то косит, то пашет; жена его, Катерина – на ферме. У них девять детей мал мала меньше, с ними старая бабушка, мать Катерины, и, конечно, им приходится очень тяжело.
Черная вода
Автор: Хармс Д. Андрей Иванович плюнул в чашку с водой. Вода сразу почернела. Андрей Иванович сощурил глаза и пристально посмотрел в чашку. Вода была очень черна. У Андрея Ивановича забилось сердце. В это время проснулась собака Андрея Ивановича. Андрей Иванович подошел к окну и задумался. Вдруг что-то большое и темное пронеслось мимо Андрея Ивановича и вылетело в окно.
Шукшин Василий Макарович
Василий Макарович Шукшин «Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз.
Рецензия на текст Василия Белова про пробуждение природы
Автор: Белов В. Василий Белов – известный талантливый прозаик. Все его рассказы поражают языком и очевидной талантливостью их автора, завораживают пленительной, медвяной чистотой, пахучей вязью истинно народной речи. Они наполнены любовью к родной природе, к русской сельщине, к отчей деревне.
Белов Василий
(р. 23.10.1932) Белов Василий Иванович - прозаик. Родился 23 октября в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, в 1943 погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.
Творчество ВИ Сурикова
Text Text Graphics Суриков Василий Иванович Graphics «Степан Разин» 1907-1910г. «Степан Разин» 1907-1910г. Graphics
Бельский, Семён Фёдорович
Бельские (Гедиминовичи) Владимир Ольгердович, князь Киевский Иван Владимирович, князь Карельский и Бельский Иван Иванович Бельский "Большой" Иван Иванович Бельский "Меньшой"
Скуратов, Алексей Иванович
Введение 1 Память Введение Русская карта Дальнего Востока (1745). Алексей Иванович Скуратов — один из первых русских исследователей Арктики. Участник Великой Северной экспедиции.
Семён Иванович Бельский
Бельские (Гедиминовичи) Владимир Ольгердович, князь Киевский Иван Владимирович, князь Карельский и Бельский Иван Иванович Бельский "Большой" Иван Иванович Бельский "Меньшой"
Василий Шуйский 2
Введение 1 До воцарения 2 Правление 3 Свержение и плен 4 Браки и дети 5 В искусстве Список литературы Введение Васи?лий Иванович Шу?йский (1552 — 12 сентября 1612) — представитель княжеского рода Шуйских, русский царь c 1606 по 1610 годы (как Васи?лий IV Иоа?ннович).
Восточно-Казахстанский областной комитет КП Казахстана
- орган управления Восточно-Казахстанской областной партийной организацией КП Казахстана (1932-1991 годы). Восточно-Казахстанская область образована 10 марта 1932 года в составе Казахской АССР, 5 декабря 1936 преобразованной в ССР. 14 октября 1939 из Восточно-Казахстанской области была выделена Семипалатинская область.
Николаевское градоначальство
— административно-территориальная единица в Российской империи. Учреждено в апреле 1795. Первоначально возглавлялось военными губернаторами, Главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря (который одновременно состоял военным губернаторм Николаева и Севастополя). В административном отношении подчинялось непосредственно Министерству внутренних дел.
Аркадьев, Аркадий Иванович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Фильмография Введение Аркадий Иванович Аркадьев (наст. фамилия Кудерко; 1907 — 1993) — советский актер, театральный режиссер.
Киевский областной комитет КП Украины
- орган управления Киевской областной партийной организацией КП Украины (1932-1991 годы). Киевская область УССР образована 27 февраля 1932 года в числе пяти первых областей республики. Центр - г. Киев.
Заболоцкие
Заболо́цкие — русские дворянские роды, происходят от князей Всеволожских, отрасли князей Смоленских. Предок Заболоцких, князь Александр-Всеволод Глебович Смоленский (18 колено Рюриковичей), в первой половине XIV века выехал в Москву. Он имел трех сыновей, от младший сын Иван Всеволож был предком Всеволожских и Заболоцких.
Бочкарёв, Василий Иванович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография 3 Признание и награды Список литературы Введение Василий Иванович Бочкарёв — советский, российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1986). Народный артист России (1995), лауреат государственной премии России (2003) [1].
Ноздроватый-Звенигородский, Василий Иванович
Князь Василий Иванович Ноздроватый-Звенигородский (возможно написание Ноздреватый) (умер 1512) – окольничий и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III, часто выполнял дипломатические поручения. Рюрикович в XVII колене, сын Ивана Александровича Большого, удельного Звенигородского князя из Звенигорода на Оке, отделившегося от верховского Карачевского княжества (не путать со Звенигородом на Москве-реке).
Донецкий областной комитет КП Украины
Введение 1 Первые секретари Донецкого обкома КП(б)У (1932-1938) 2 Первые секретари Сталинского обкома КП(б)У-КПУ (1938-1961) 3 Первые секретари Донецкого обкома КПУ (1961-1991)
Воеводин, Василий Иванович
Василий Иванович Воеводин (1783—1843) — российский оперный певец (бас-баритон), драматический актёр. Происходил из крепостных нижегородского помещика Салтыкова.
Василий Острожский
Василий Острожский (серб. Василије Острошки в миру — Стоян Йованович , серб. Стоян Јовановић; 28 декабря 1610 — 29 апреля 1671) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Плещеев, Сергей Иванович
Плещеев, Сергей Иванович Сергей Иванович Плещеев (1752(1752), Москва — 23 января (4 февраля) 1802, Монпелье, Франция) — писатель и переводчик, вице-адмирал.
Верховный Совет БССР
План Введение 1 Председатели Верховного Совета Белорусской ССР 2 Председатели Президиума Верховного Совета БССР (1938—1990 гг.) Список литературы
Русь Московская
Обьединение русских княжеств. Правление Ивана Калиты. Усиление Москвы. Хронология княжения.
Левашов, Василий Иванович фаворит
Василий Иванович Левашов (1740(?) - 1804) — генерал от инфантерии, обер-егермейстер. Биография На службу поступил в 1758 г. в лейб-гвардии Преображенский полк и из подпоручиков гвардии пожалован был премьер-майором Троицкого пехотного полка. Во время турецкой войны участвовал в бою при Галацах, в Ларгской битве, при преследовании отступающего неприятеля от Измаила, при покорении ретраншемента перед Журжей и при овладении этою крепостью.
Гарпе, Василий Иванович
Василий Иванович Гарпе (1762—1814) — российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор. Биография Из эстляндских дворян. Службу начал 24 июня 1781 фурьером в л.-гв. Преображенском полку. В 1783 г. был выпущен прапорщиком в Кексгольмский пехотный полк. Произведён в подпоручики 1 января 1788, в поручики — 1 января 1789.
Кларк, Павел Иванович
Павел Иванович Кларк (19 июня (1 июля) 1863, Уфимская губерния — 15 ноября 1935, Москва) — участник российского и австралийского революционных движений, искусствовед.
Альтести, Андрей Иванович
Андрей Иванович Альтести — государственный деятель Российской империи. Андрей Иванович Альтести родился в городе Рагуза в середине XVIII века. Во времена правления императрицы Екатерины II Альтести вступил в русскую службу в Коллегию иностранных дел. Андрей Иванович Альтести исполнял (вместе с Грибовским и Рибасом) обязанности секретаря практически всесильного в то время Платона Александровича Зубова и пользовался его полным доверием.
Василий Иванович Белов
Стихи и рассказы Белова публиковались в провинциальных газетах и журналах. В 1964 окончил Литературный институт им. А.М.Горького, учился в поэтическом семинаре Л.И.Ошанина.