Перевезенцев С. В.
В 532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены произведения, которые оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита — жившего в Афинах в I в., обращенного в христианство Апостолом Павлом и ставшего первым афинским епископом. Об этих событиях упоминается в "Деяниях Апостолов". В корпус сочинений, приписываемых Дионисию, входят четыре большие религиозно-философские работы — "Об именах Божиих", "О таинственном богословии" ("О мистическом богословии"), "О небесной иерархии" и "О церковной иерархии", — а также десять писем. Все эти сочинения были написаны на греческом языке и переведены на латынь только в IX в.
Позднее было установлено, что произведения, приписываемые Дионисию, на самом деле были написаны в V в. в Сирии, которая тогда была частью Византийской империи. Точное имя их автора неизвестно до сих пор, хотя на этот счет в современной науке существует несколько различных мнений. Поэтому нередко автора этих сочинений называют "Псевдо-Дионисием Ареопагитом", а сами сочинения "Ареопагитиками".
Уже в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора "Ареопагитик" огромное влияние оказало учение неоплатонизма. Причем, если большинство христианских философов IV–V вв. опирались на рациональные элементы неоплатонизма, то в "Ареопагитиках" в большей степени использованы его мистические черты. Возможность мистического познания Бога — вот что проповедуется в сочинениях Дионисия.
Дионисий считает, что у христианского богословия есть два метода постижения Бога. Первый — путь положительный (по-гречески — "катафатическая" теология), когда от самых первых, низших понятий (камень, воздух и т.д.) человек в своем стремлении понять сущность Бога приходит к высшим понятиям — Свет, Благо, Мудрость, Любовь, Всемогущество и др. В силу абсолютности Бога к Нему приложимы все Его имена, упоминаемые в Священном Писании. Однако этот путь не ведет к открытию Божественной истины, ибо человеческими понятиями невозможно выразить сущность Бога.
Поэтому сам Дионисий формулирует так называемый отрицательный путь познания, или отрицательную (по-гречески — "апофатическую") теологию. Суть ее заключается в том, что по отношению к единому и единственному Богу можно употреблять лишь такие имена, как Сверхблаго, Сверхмудрость, Сверхбытие и т.д. Используя их, необходимо последовательно отрицать все возможные имена и понятия, доступные пониманию человека, ибо Бог совершенно не похож ни на одно из них.
Бог вообще не доступен человеческим чувствам и мыслям, не постигается ни чувственно, ни умственно, так как находится за пределами человеческого разумения. "К сокровенному, — пишет Дионисий, — мы устремляемся, отрешась от всякой умственной деятельности". И в этом смысле он приходит к признанию правильности лишь мистического понимания Бога, очень близкого по своему характеру к неоплатоновскому экстазу.
Если в положительной теологии Бог становится "всеимянным", то в отрицательной теологии Дионисия утверждается абсолютная "безымянность" Бога. И вообще, неизреченность и непознаваемость Бога — это вершина его понимания человеком. В этом заключается главная идея "Ареопагитик".
Приближенное к истине знание о Боге может совершаться только в качестве мистических богоявлений: "Если кто-либо скажет, что некоторым святым непосредственно являлся сам Бог, пусть он из Священного Писания уразумеет и другое: что сокровенное Божие никто не видел и не увидит, богоявление же праведникам свершалось через боголепные и соразмерные им видения и изъяснения".
Господь изливает на все созданное им невидимый сверхъестественный свет, который описывается в "Ареопагитиках" с необычайной художественностью: "Божественный мрак — это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в Писании, обитает Бог. Свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот мрак вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через не-видение и не-познавание, но воистину возвышается над видением и познаванием, зная то, что Бог — во всем чувственном и во всем умопостигаемом".
Бог вообще есть "Начало и Конец всех существ": "их Начало, поскольку Он есть их Причина, их Конец, поскольку Он есть их высшая цель". Своими световыми излияниями Бог порождает добро и любовь, а уже посредством добра и любви сотворяет все мироздание. При этом любовь ежесекундно движет всеми существами и снова ведет их к Богу. Поэтому, в понимании Дионисия, на пути любви человеку доступно то, что недоступно на пути разума — приближение к познанию Бога.
Земной, телесный мир творится Богом в самую последнюю очередь, после того как он сотворяет мир небесный — небесную иерархию. В человеческом обществе Божественный свет находит свое полное отражение только в Церкви, поэтому именно церковная иерархия отражает собой иерархию небесную, следовательно, сама Церковь есть воплощение Божественного света на Земле. И только Церковь способна открыть людям глаза на Божественную истину.
Учение Дионисия стало необычайно популярно и в Восточной, и в Западной церквах. В Западной Европе "Ареопагитики" стали широко известны в IX в., когда были переведены на латынь, потому что большинство католических теологов не знали греческого языка. Западную, а позднее Римско-католическую Церковь, "Ареопагитики" привлекали своим учением о главенствующей роли Церкви в человеческой жизни.
На Востоке сочинения Дионисия стали известны раньше. Православные мыслители большее внимание обращали на обоснование Дионисием возможности мистического познания Бога, ибо именно в мистике многие из них видели путь к постижению Божественной истины.
Другие работы по теме:
Трилогия
Трилогия (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии , объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания.
Философия Византии
Особенности византийской философии IV–XV в. Рационализм и мистицизм в развитии богословско-философской мысли. Учение Дионисия Ареопагита, его влияние на средневековую философию и теологию. Характеристика апофатического и катафатического богословия.
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Знание
Мировоззрение современного человека должно гармонично сочетать в себе научное знание об устройстве и законах вещественного мира с духовным знанием о цели земной жизни и путях ее достижения.
О понятии «время» в христианской картине мира
Христианство представляет мировое бытие в пространстве и времени посредством идеи порядка, т. е. гармонизированного космоса, в отличие от хаоса. Мировой порядок связан с представлением о Боге, измеряющем христианский космос.
Шесть родов икон
В "Третьем защитительном слове против порицающих святые иконы или изображения" прп. Иоанн Дамаскин ставит несколько вопросов. Среди них: что есть икона, как много родов образов существует, что может быть изображаемо — (воиконовлено) и что нет.
Соборность иконообраза
Иконообраз обладает такой важной характеристикой как соборность. Это проявляется а) как внутреннее органичное двуединство самого иконообраза, б) как способность органично объединяться в одно соборное целое с другими иконообразами.
Икона и образ
Многозначность слова "икона" не могла не повлиять на разработку богословия иконы, на некоторые существенные стороны понимания самой иконы и иконописания как особого вида искусства, на характер иконопочитания и иконоборческого мышления.
Апофатика - основной метод науки XXI века
Слово "апофатика" надо понимать здесь в том же смысле, в каком понимал его Дионисий Ареопагит. Он говорил, что есть два пути Богопознания - катафатический и апофатический.
Дионисий
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV века был Дионисий( родился, вероятно, около 1440 года, умер после 1503 года).
Дионисий
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Р Е Ф Е Р А Т по истории мировой и отечественной художественной культуры
Дионисий
Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя.
530-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 540 до н. э. 1.2 539 до н. э. 1.3 538 до н. э. 1.4 537 до н. э. 1.5 536 до н. э. 1.6 535 до н. э. 1.7 534 до н. э. 1.8 533 до н. э. 1.9 532 до н. э.
Дионисий Парижский
Введение 1 Житие 2 Почитание 2.1 Православное почитание Дионисия в Париже 3 Отождествление Дионисия Парижского с Дионисием Ареопагитом Введение Диони́сий Пари́жский (фр. Saint Denis, лат. Dionysius) — христианский святой III века, первый епископ Парижа, священномученик.
Всадники Спарта
Введение 1 Структура и формирование отряда 2 Функции спартанских «всадников» Список литературы Введение «Всадники» (др.-греч. ἱππεῖς) в древней Спарте — отборный отряд, состоявший из трехсот молодых спартиатов, прошедших специальный отбор; вопреки своему названию были пешими.
Саламанкская школа
Введение 1 Представители школы 2 Теоретическая база 3 Основные открытия и достижения в экономике 4 Итог 5 Интересные факты Список литературы Введение
Ab urbe condita
Введение 1 Значение 2 Вычисления Варрона 3 Вычисления Дионисия Малого 4 Альтернативные вычисления Список литературы Введение Ab Urbe condita (связано с Anno Urbis conditae: AUC или a.u.c.) — лат. «от основания города (Рима)», традиционно принимавшегося за 753 год до н. э. Тип летосчисления, использовавшийся для обозначения года некоторыми римскими историками.
Древнегреческий календарь
План Введение 1 Афины 2 Делос 3 Милет 4 Дельфы 5 Этолия 6 Фессалия 7 Беотия 8 Родос 9 Эпидавр 10 Кос 11 Македония 12 Подробно см Введение Древнегреческий календарь — лунно-солнечный календарь, в котором годы состояли из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней — всего в году было 354 дня — с вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца.
Дионисий Малый
Дионисий Малый , Дени Малый (первая половина VI в.) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры). По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
О хронологии
Для отсчета лет в любой календарной системе необходима исходная точка. Такой отправной момент в счёте годов, называется эрой, от латинского AERO - число, цифра, или по другой версии от первых четырёх букв латинской фразы 'ab exordio regni Augusti'.
Эры
Для того, чтобы ориентироваться в хронологических данных, далеко не достаточно одного знакомства с разными видами календарей, применявшимися в прошлом различными народами. Необходимо знать также эры этих народов.
Двоеверие на Руси
Сохранение языческих обрядов и праздников на Руси. Примеры проявления двоеверия.
Артеменко, Константин Григорьевич
— советский и украинский актёр и режиссёр. Биография Родился 25 февраля 1925 года в с. Хомивка Житомирской области. Окончил актёрский (1959) и режиссёрский (1957) факультеты Киевского государственного института театрального искусства им. И.Карпеко-Карого.
О чем молчат красоты мира
Хоменков А. С. Мы уже касались в предыдущих материалах вопросов эстетических феноменов живой природы. Какой же из двух рассмотренных точек зрения на мироздание – монистической или дуалистической – соответствуют им?
Гармония живой природы и проблема происхождения мира
При изучении природы мы находим в ней все больше эстетических признаков, которые выявляются, как правило, не сразу, но после детального математического анализа. Эти признаки никак не связаны с проблемой приспособления вида к окружающей среде.
Дионисий
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.
Абеляр, Петр
Абеляр, Петр (Abelard, Abailard) (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт.