(1525-1594)
Итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. – «золотого века» церковно-музыкального творчества. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина – это название было присоединено к фамилии музыканта – Пьерлуиджи. Своей славой Палестрина обязан главным образом церковным сочинениям для хора a cappella в развитом полифоническом стиле, который он довел до высокой степени совершенства и в котором добивался замечательных звуковых эффектов (это явление можно охарактеризовать как «хоровую инструментовку»).
По всей вероятности, в детстве Палестрина пел в хоре мальчиков в соборе родного города, а позже в хоре церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В возрасте примерно 19 лет он вернулся в Палестрину и поступил на службу в собор как органист и учитель певчих. В это время он женился, и у него родилось трое сыновей. В 1550 епископ Палестрины стал папой Юлием III, а в 1551 он перевел молодого музыканта в римский собор св. Петра, назначив его руководителем Капеллы Юлия.
В знак благодарности Палестрина посвятил своему покровителю сборник месс. Гравюра в этом издании дает нам самый ранний портрет Палестрины: композитор изображен подносящим свой дар папе. Последний, весьма польщенный, дал Палестрине место в папской капелле – замечательном ансамбле лучших певцов, находившихся в личном распоряжении папы. Возможно, Юлий III хотел, чтобы Палестрина стал постоянным композитором папской капеллы, но позже новый папа, Павел IV, отправил на пенсию всех женатых членов капеллы, и композитору пришлось уйти. Он работал в церквах Сан Джованни ин Латерано и Санта Мария Маджоре, а в 1571 вернулся в храм св. Петра, снова возглавил Капеллу Юлия и оставался на этом посту до конца своих дней. Между тем его жена, двое сыновей и двое братьев были унесены чумой, свирепствовавшей тогда в Риме. Убитый горем, Палестрина решил стать священником, но накануне рукоположения познакомился с одной состоятельной вдовой и в 1581 женился. Вместе с компаньоном он занялся торговым делом, принадлежавшим покойному мужу своей новой супруги, и поскольку ему удалось стать официальным поставщиком мехов и кож к папскому двору, дело пошло на лад, причем полученная прибыль вкладывалась в покупку земли и недвижимости.
В 1592 коллеги-музыканты сочинили и преподнесли Палестрине – в знак глубокого почтения – сборник музыкальных композиций на тексты псалмов вместе с хвалебным адресом.
В начале 1594 композитор внезапно заболел и спустя несколько дней скончался. На его отпевание в соборе св. Петра собралась огромная толпа.
Творчество
Про церковную музыку Палестрины говорят, что она «источает благоухание григорианских песнопений», и действительно, многие сочинения композитора опираются на древние григорианские мелодии (cantus planus, «плавное пение»). Их мотивы пронизывают хоровую фактуру, переходя из голоса в голос, часто с изящным ритмическим варьированием.
Мессы
Более девяти десятков месс Палестрины демонстрируют самые разные формы – от простых четырехголосных композиций до развернутых шести- или восьмиголосных циклов, созданных по поводу каких-либо торжеств. К первому типу принадлежат такие прекрасные мессы, как Missa brevis, Inviolata и Aeterna munera Christi. Зрелый период творчества открывается знаменитой шестиголосной Мессой папы Марцелла (Missa Papae Marcelli). Вслед за ней из-под пера композитора один за другим появляются шедевры – мессы для четырех, пяти, шести и даже восьми голосов. В двух последних группах можно найти такие превосходные сочинения на церковные праздники, как, например, величественная месса на День всех святых Ecce ego Ioannes, возвышенная месса на Успение Assumpta est Maria, блестящая рождественская месса Hodie Christus natus est (в ней звучат мотивы рождественских песен) и грандиозный хвалебный гимн Laudate Dominum omnes gentes.
Мотеты
После месс следующим по значению жанром в творчестве Палестрины являются мотеты – от четырех до пяти сотен произведений на литургические тексты, в основном взятые из т.н. проприя мессы, т.е. из той части, где представлены песнопения на разные праздники и разные по связанным с ними воспоминаниям дни церковного года – дни ликования, скорби, покаяния и т.д. Среди мотетов есть простые четырехголосные пьесы – например, восхитительный мотет Sicut cervus, который поется на освящении купели, или прекрасное пятиголосное ламенто (жалобная песнь) Super flumina Babylonis, сложный восьмиголосный мотет на Богоявление Surge illuminare и, наконец, великолепная Stabat Mater на Страстной неделе – вероятно, наиболее широко известное сочинение Палестрины. В этих мотетах Палестрина часто предвосхищает метод звуковой живописи, который впоследствии, через полтора века, будет применять И.С. Бах. Примерами могут служить вышеупомянутый мотет на Богоявление, где первые слова «восстань, сияй» передаются волнами восходящих пассажей в голосах, или радостный мотет Exsultatе Deo, где строки псалма, в которых упоминаются разные инструменты, остроумно иллюстрируются хоровым письмом. Немало шедевров и среди произведений Палестрины на тексты латинских гимнов, псалмов и других образцов малых форм.
Мадригалы
Мадригалы Палестрины как бы остаются в тени его величественного церковного творчества, но тем не менее обеспечивают своему автору почетное место среди выдающихся светских композиторов его эпохи. Правда, лучшие среди мадригалов Палестрины – это «духовные мадригалы» на стихи церковного или мистического характера, чаще всего славящие Спасителя и Пресвятую Деву. В числе подобных мадригалов – хоры на тексты Песни песней царя Соломона, музыка редкого обаяния, возможно, самое совершенное из созданного композитором в данной области. Палестрина никогда не сочинял музыку на стихи с эротической или просто чувственной окраской, и это нашло отражение в названиях большинства его мадригалов – Тихие воды, Мимолетная мысль, Зеленые холмы, а также в пьесах для средневекового карнавала, таких, как Триумф Дори, отмеченный мильтоновской величавостью и текста и музыки.
Другие работы по теме:
Кавосы
Об отце и сыне Кавосах — итальянских архитекторах, в XIX веке живших и работавших в России.
Боккаччо Джованни
(1313 - 1375) Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.
Рафаэль
Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов. Творчество Рафаэля Санти принадлежит к их числу.
Напольная мозаика «Нильский пейзаж»
Мозаики Древней Греции и Рима не только обеспечили прототипами и композиционными схемами целые пласты мирового изобразительного искусства, но на протяжении 23 столетий оказывали огромное влияние на развитие политического, религиозного мышления, философии
Тьеполо, Джованни Баттиста
Введение 1 Биография 2 Стиль Тьеполо 3 Библиография Введение Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.
1751 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались Список литературы Введение 1751 год — невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю.
Карбонарий
Карбонарии (итал. carbonaro) — члены тайного, строго законспирированного общества в Италии в 1807—1832 гг. Карбонарий по-итальянски означает «угольщик». Это название связано с тем, что в обществе карбонариев наряду с другими обрядами существовал ритуал сожжения древесного угля, символизировавший духовное очищение членов общества.
Иоахим Флорский
Иоа́хим Фло́рский , Джоаккино да Фьоре (итал. Gioacchino da Fiore) (Челико, ок. 1132— Сан-Джованни-ин-Флоре, Калабрия, 30 марта 1202) — итальянский цистерцианский монах, мистик-прорицатель, родоначальник средневекового хилиазма, яркий мыслитель философско-мистического склада.
Энрико ди Тедиче
(итал. Enrico di Tedice, известен по документам с 1254 по 1260 год) — итальянский художник пизанской школы. Имя Энрико ди Тедиче было прочитано на расписном кресте из пизанской церкви Сан Мартино: "ENRICUS QUONDAM TEDICI ME PINXIT". Отталкиваясь от этого, исследователи повели розыски в двух направлениях — в архивных записях и среди близких по стилю произведений XIII века.
1710 год
— невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. События Завершёно строительство Версальского дворца Русские войска взяли Ригу, Дюнамюнде, Пернов, Аренсбург, Ревель, Выборг, Кексгольм и Эльблонг (Пруссия).
Казанова, Джакомо
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Творчество 3.1 Мемуары 3.2 Другие сочинения 4 Казанова в культуре Список литературы Введение Джа́комо Джирола́мо Казано́ва (итал. Giacomo Girolamo Casanova) кавалер де Сенгальт — дворянский титул, который он себе присвоил (2 апреля 1725, Венеция — 4 июня 1798, Духцов, Чехия) — известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель.
Таволетта
Джованни ди Паоло. «Благовещенье». 1445 г. Ватикан, Пинакотека. Таволетта (итал.tavoletta di Biccherna, слово происходит от итал. tavola — доска) — деревянные обложки для расходных книг сиенского казначейства. Расписывались лучшими сиенскими художниками.
1723 год
— невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. События 1723—1737 — Великий герцог Тосканы Джованни Гасто. Знаменитый философ Христиан Вольф изгнан из Халле в 24 часа под угрозой повешения.
Расписной крест
Введение 1 Характеристика 1.1 Типы крестов 2 Основные расписные кресты XIV века Список литературы Введение Расписной крест (итал. croce dipinta, англ. painted cross) — распятие, украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
Росси, Эрнесто
Эрнесто Росси (итал. Ernesto Rossi; 27 марта 1827, Ливорно — 4 июня 1896, Пескара) — великий итальянский актёр так называемой «школы представления». Биография
Никола ди Улиссе
(итал. Nicola di Ulisse da Siena; известен по документам с 1428 по 1470 гг.) — итальянский художник сиенской школы. Дата и место рождения мастера не известны. Специалисты считают, что Никола родился и вырос в Сиене, поскольку в документах он фигурирует как Никола ди Улиссе да Сиена, т.е «из Сиены». Однако Никола ди Улиссе работал не только в Сиене, но также в Норчии и на территории провинции Марке.
Саккери, Джироламо
Джироламо Саккери (итал. Giovanni Girolamo Saccheri; 1667—1733) — итальянский математик, иезуит, создатель первого наброска неевклидовой геометрии.
Наксосское герцогство
План Введение 1 Предыстория 2 Особенности Венецианского правления 3 Правители герцогства 3.1 Династия Санудо 3.2 Династия Криспо 3.3 Управление Османской империи
Платоновская академия в Кареджи
Марсилио Фичино Плато́новская акаде́мия в Каре́джи — объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления, в рамках которого развивался флорентийский неоплатонизм. Академия возникла в 1462 году. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, могущественного Козимо Медичи, подарившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат.
Тибо, Антон Фридрих Юстус
План Введение 1 Происхождение и образование 2 Юридическая карьера 3 Семья 4 Наследие Список литературы Введение Антон Фридрих Юстус Тибо (нем. Anton Friedrich Justus Thibaut, (4 января 1772, Хамельн — 20 марта 1840, Гейдельберг) — немецкий юрист и музыкант[1].
Мональдески, Джованни Ринальдо
Джованни (Джан) Ринальдо Мональдески (швед. Giovanni Rinaldo Monaldeschi (сам писался как Monaldesco); ум. 10 ноября 1657, Фонтенбло) – итальянский маркиз, обер-шталмейстер шведской королевы Кристины.
Орсеоло, Пьетро I
Пьетро I Орсеоло (928—997) — 23-й венецианский дож (976—978). Родился в 928 году в влиятельной семье Орсеоло. В молодые годы командовал венецианским флотом, воевал против пиратов.
Пизакане, Карло
Карло Пизакане (итал. Carlo Pisacane, 22 августа 1818(18180822), Неаполь — 2 июля 1857, Санца, близ Сапри) — итальянский революционер, деятель Рисорджименто.
Motet Music Essay Research Paper The genesis
Motet Music Essay, Research Paper The genesis of the motet is, like the biblical birth of Eve, a matter of appendage. In the case of Eve, a rib was removed from Adam and fashioned into a women; the motet was a rib added to pre-existing clausulae. James C. Thomson describes this development as follows: ?In the thirteenth century, perhaps sooner, it became the practice to add a new text to the upper voice of a clausula.
Музыка эпохи Возрождения 2
Петр Киле Музыка эпохи Возрождения. Музыкальная эстетика эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами и теоретиками столь же интенсивно, как и в других видах искусства. Ведь как Джованни Боккаччо считал, что Данте своим творчеством способствовал возвращенью муз и вдохнул жизнь в обмертвелую поэзию, как Джорджо Вазари заговорил о возрождении искусств, так и Джозеффо Царлино в трактате «Установления гармонии» (1588) писал:
Джованни Грасси
Грасси, Джованни Баттиста (Grassi, Giovanni Battista) (1854–1925), итальянский зоолог и паразитолог.
Бонавентура
Бонавентура (Bonaventura). Настоящее имя – Джованни Фиданца (1217–1274) – средневековый схоласт. Доктор теологии (1253), епископ Албанский, удостоен титула «Серафического Доктора».
Джон Кабот
Кабот, Джон (Кабото, Джованни) (Cabot, John, итал. Giovanni Caboto) (ок. 1450–1499), итальянский мореплаватель.
Верацанно Джованни
Известный французский пират Жан Флорин, нападавший на торговые суда. Нью-йоркскую бухту открыл не Гудзон, как часто полагают, а Вераццано. Джованни де Вераццано был выходцем из Флоренции и родился не то в 1480-м, не то в 1485 году.
Джованни Боккаччо
Перу Боккаччо принадлежит много произведений - и стихотворных, и прозаических ("Охота Дианы", "Филострато", "Жизнь Данте Алигьери" и др.), но в историю мировой литературы он вошел прежде всего как автор сборника новелл "Декамерон".
Борромини
Борромини Франческо (Borromini, Francesco) (25.09.1599 / Биссон, Ломбардия, Италия–02.081667 / Рим, Италия), итальянский архитектор.
Джованни Паизиелло
Паизиелло, Джованни (Paisiello, Giovanni) (1740–1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист.
Бруно Вальтер (Walter)
Бруно Вальтер (Walter) (псевдоним; настоящие имя и фамилия Бруно Вальтер Шлезингер, Schlesinger) (1876-1962) - немецкий дирижёр и музыкальный писатель. Учился в консерватории Штерна в Берлине.