Сергей
C
ергеевич Прокофьев
(11(23). IV. 1891, Сонцовка - 5. III. 1953, Москва)
А. Волков
Русский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил её как композитор (1909) и пианист (1914). В годы учёбы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918–33 жил за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932 предпринял концертные поездки в СССР.
Музыка Прокофьева – крупнейшего композитора 20 в. – воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Оперное и балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приёмы музыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний музыкального театра (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910–1920-х гг. («Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел») проявились особенности творческого метода Прокофьева – напряжённость и непрерывность музыкально-драматургического развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вокальной декламации. От «Игрока» и «Огненного ангела», развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере «Семён Котко» – народно-бытовой драме о событиях Гражданской войны и военной интервенции 1918–20 на Украине, в которой декламационность обогащается национальной народной песенностью. Опыт работы над национальной историко-героической тематикой в жанре киномузыки (кинофильм «Александр Невский», «Иван Грозный», в содружестве с режиссёром С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приёмов кинодраматургии) и подготовил патриотическую оперу-эпопею «Война и мир». Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развёрнутые народные и батальные сцены с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирической оперы – психологизмом выразительных речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере – «Повесть о Настоящем человеке» (где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьева с русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера «Обручение в монастыре» завершила поиски Прокофьева в области современной комической оперы.
Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева 20-х – нач. 30-х гг. («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»). Балеты Прокофьева 2-й пол. 30-х – нач. 50-х гг. («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке») принесли советскому балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромео и Джульетты», глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развития в балете, новаторскую трактовку хореографии и музыки, выпуклость музыкальных характеристик. Продолжая традиции балетов П. И. Чайковского, Прокофьев создал современные классические образцы жанра. Не менее значительны достижения Прокофьева в других жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его 7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпического, драматического и лирико-жанрового симфонизма. 1-я симфония оригинально претворяет черты гайдновского симфонизма. 2-я симфония (2-частная) сочетает в себе драматическую напряжённость и жёсткость с красотой русского распева, подвергнутого изобретательному вариационному развитию. Тесно связаны с театральным творчеством лирико-драматическая 3-я (тематизм «Огненного ангела») и лирико-жанровая 4-я («Блудного сына») симфонии. Эпическая, насыщенная современным содержанием 5-я (по словам Прокофьева, «симфония величия человеческого духа») и лирико-драматическая 6-я симфонии навеяны событиями Великой Отечественной войны 1941–45. Ясностью и гармоничностью отличается музыкально-образный строй лирико-созерцательной, просветлённой 7-й симфонии. Самобытный стиль фортепианных сочинений Прокофьева (9 сонат и 5 концертов, циклы) с его ударной трактовкой инструмента и преломлением раннеклассицистских фактурных приёмов сыграл значительную роль в формировании нового пианизма в музыке 20 в. Музыка Прокофьева, завоевав огромную популярность во всём мире, оказала значительное влияние на творчество многих советских и зарубежных композиторов. Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943; три – в 1946; 1947; 1951). Член Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934), Шведской королевской музыкальной академии (1947), почётный член «Умелецкой беседы» в Праге (1946).
Оперы – Маддалена (1911; 2-я редакция 1913), Игрок (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва), Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград), Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь), Семён Котко (1940, Москва), Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград), Война и мир (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же). Повесть о настоящем человеке (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва); балеты – Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж), Стальной скок (1927, Париж), Блудный сын (1929, там же), На Днепре (1932, там же), Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград), Золушка (1945, Москва), Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, 1954, Москва); для солистов, хора и оркестра – оратория На страже мира (слова С. Я. Маршака, 1950), кантаты, в т. ч. К 20-летию Октября (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937), Александр Невский (1939), вокально-симфонические сюиты, в т. ч. Зимний костёр (слова С. Я. Маршака, 1949); для оркестра – 7 симфоний (Классическая, 1917; 1924; 1928; 1930, 2-я редакция 1947; 1944; 1947; 1952), Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915), симфоническая сказка Петя и волк (1936), Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.; концерты с оркестром – 5 для фортепиано (1912; 1913, 2-я редакция 1923; 1921; 1931, для левой руки; 1932), 2 для скрипки (1917, 1935), симфония-концерт для виолончели (1952) и др.; камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, соната для флейты и фортепиано, 2 квартета; для фортепиано – 9 сонат, циклы Сарказмы, Мимолётности, Сказки старой бабушки, пьесы; романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.
Другие работы по теме:
Алексеев Сергей Алексеевич
Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист. Боролся с критицизмом, полагал, что "индивидуальный субьект" должен занять место "гносеологического субъекта".
Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад)
Сергей Сергеевич Прокофьев Доклад по музыке ученика 7 «И» класса средней школы №30 Гайланс Максима Прокофьев Сергей Сергеевич – выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся музыкальное дарование.
Русская музыка
На территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг о друга - это был "оркестр ударных инструментов".
Николина гора, поселок
Дачный поселок Николина Гора, расположившийся на высоком левом берегу Москвы-реки, несмотря на то, что существует всего несколько десятилетий, имеет достаточно древнюю историю.
Сергей Прокофьев
Сочинение-миниатюра с элементами биографии В музыке, так же, как и в литературе, есть много прекрасных произведений, созданных для детей. Почти все композиторы в своем творчестве обращаются к детской тематике, наверное потому, что им приятно вспоминать свое детство. Одним из таких выдающихся композиторов был Сергей Сергеевич Прокофьев, который уже в 5 лет сам начал сочинять музыку.
Поэзия Прокофьева
Любой сборник стихов Александра Прокофьева раскрываешь, словно распахиваешь дверь в просторный мир, где и «ветер лавиной, и песня лавиной»… Поначалу этот своеобразный мир даже ошеломляет. На вас обрушиваются ураганы бурь, водопады ливней, каскады красок. Вас подхватывают и кружат цветные метели, вьюги белых черемух, бьют в глаза «брызги первосортных медуниц».
Леди Макбет Мценского уезда
Автор: Лесков Николай. Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное.
Есенин Сергей
(1895-1925) Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей.
Алексей Николаевич Арбузов. Иркутская история
На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки — Валя и Лариса. Валя — кассирша, ей двадцать пять лет. Это веселая девушка, мало задумывающаяся о своем поведении и образе жизни.
Бадичкин, Сергей Александрович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Озвучивание Введение Сергей Александрович Бадичкин (род. 4 апреля 1966) — советский и российский актёр. 1. Биография
Захарин, Сергей Александрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова 3.2 Роли в кино
Багоцкий, Сергей Юстинович
Введение 1 Молодые годы 2 Революционная и партийная деятельность 3 Государственная и хозяйственная деятельность Список литературы Введение Сергей Юстинович Багоцкий (11 августа 1879[1], Опочка, Псковская губерния[1] — ?) — русский революционер, партийный и государственный деятель, медицинский работник, крупный хозяйственник, учёный.
Верховный король Ирландии
(англ. High King of Ireland, ирл. Ard Rн Йirinn) — в древности глава Ирландии, резиденция которого находилась в королевстве Миде, в Таре[1][2]. Земли Миде были окружены королевствами Улад, Коннахт, Лейнстер и Манстер, и короли этих королевств были относительно добровольными подданными Верховного короля[3].
Запрудник, Янка
Введение 1 Биография 2 Работы Список литературы Введение Янка Запрудник (белор. Янка Запруднік, англ. Jan Zaprudnik, настоящее имя Сергей Вильчицкий, род. в 1926 году) — белорусско-американский историк и публицист, один из самых активных деятелей белорусской диаспоры в США, почетный член Белорусского ПЭН-центра.
Белякович, Сергей Романович
Введение 1 Биография 2 Роли, сыгранные в Театре на Юго-западе 3 Иллюстрации Введение Сергей Романович Белякович (7 июля 1953 — 31 мая 2009) — советский и российский актёр, актёр и основатель Московского театра на Юго-Западе, заслуженный артист Российской Федерации, брат художественного руководителя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича.
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Плещеев, Сергей Иванович
Плещеев, Сергей Иванович Сергей Иванович Плещеев (1752(1752), Москва — 23 января (4 февраля) 1802, Монпелье, Франция) — писатель и переводчик, вице-адмирал.
Антимонов, Сергей Иванович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Пьесы 2.2 Роли в театре 2.3 Роли в кино Введение Сергей Иванович Антимонов — российский и советский актёр театра и кино, драматург.
Сергей Васильевич Рахманинов
Доклад по истории на тему: «Сергей Васильевич Рахманинов» подготовил ученик 8 класса «Б» Эрлих Александр Сергей Васильевич Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов
Горбунов, Сергей Петрович
Сергей Петрович Горбунов (1902, село Журавна, Зарайский уезд, Рязанская губерния[1] — 5 сентября 1933, южнее Подольска, ок. ст. Лопасня) — один из организаторов советской авиационной промышленности.
Айдаров, Сергей Васильевич
Сергей Васильевич Айдаров (настоящая фамилия Вишневский, 1867 — 16 августа 1938) — драматический актёр и режиссёр театра Малого театра. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937).
Аллилуев, Сергей Яковлевич
Сергей Яковлевич Аллилуев (7 октября 1866(18661007) — 1945, Москва) — русский революционер.[1] Отец Н. С. Аллилуевой, тесть Сталина. Биография Родился в селе Раменье Воронежской губернии 7 октября 1866 года в семье Якова Трофимовича и Марфы Прокофьевны Аллилуевых . Член партии с 1896 года. За революционную деятельность в 1903 году ему было запрещено жить на Кавказе.
Бадюк, Сергей Николаевич
Введение 1 Биография 1.1 Образование 1.2 Опыт работы 1.3 Работы в кино Введение Сергей Бадюк — российский актёр, бизнесмен, инструктор по карате, обладатель 8 дана каратэ Киокусинкай Будокайкан, мастер спорта международного класса, мастер боевых искусств.
Черный аист
Крупная контрастно окрашенная птица. Длина крыла 540 мм, масса около 3 кг. Голова, шея и вся спинная сторона черные с зеленоватым и медно-красным металлическим отлив-вом; низ белый, хорошо виден при полете птицы.
Сергей Иванович Вавилов
Сергей Иванович Вавилов - известный советский физик. Под его руководством был открыт и объяснен эффект Вавилова- Черенкова.
С.И. Щукин
Биография и история галереи С.И. Щукина.
Наровчатов С.С.
Наровчатов Сергей Сергеевич (1919 - 1982), поэт. Родился 3 октября в городе Хвалынске Саратовской области. Детские годы провел на Волге. В 1933 вместе с родителями уехал на Колыму, где окончил магаданскую среднюю школу.