(25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, — 26.9.1945, Нью-Йорк)
Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899—1903). С 1907 профессор этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора (венгерского, румынского, словацкого и др.), собрал свыше 30 000 песен.
В сочинениях 1900—1910-х гг. сочетал элементы архаического песенного фольклора с остродинамичными современными средствами выражения (пьесы для фортепьяно, «Багатели», 1908, «Бурлески», 1911, «Варварское аллегро», 1911, «Портреты» для оркестра, 1908, 2 струнных квартета — 1908 и 1915—17). Его новаторские произведения, в том числе опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911), не были приняты консервативной критикой. Начало общественного признания Бартока связано с балетом «Деревянный принц» (соч. 1916). В период Венгерской советской республики (1919) Барток совместно с З. Кодай разработал демократическую реформу музыкальной жизни в стране, за что подвергся репрессиям в годы хортистского режима. В 1919 было создано одно из наиболее выдающихся его сочинений — балет «Чудесный мандарин» (пост. 1926).
Освоив опыт И. Стравинского, А. Шёнберга и других современных западных композиторов, Барток продолжал и в 20-е гг. развивать национальные фольклорные элементы. Но в некоторых его произведениях этого времени ещё острее проявились тенденции к коренному обновлению средств музыкальной выразительности (2 сонаты для скрипки, 3-й и 4-й квартеты, ряд фортепьянных пьес), что приводило иногда к чрезмерной усложнённости музыкального языка. Этим сочинениям Бартока присущи крайняя заострённость и динамизация языка, тяготение к ударно-шумовым эффектам и в то же время рафинированный интеллектуализм, изощрённость колорита. 20—30-е гг. — период расцвета гастрольно-концертной деятельности Бартока-пианиста (выступал в странах Западной Европы, США, в 1929 гастролировал в СССР).
В 30-х гг. в творчестве Бартока наметился известный поворот в сторону большей простоты и классичности стиля; Барток отказывается от некоторых крайностей звукового выражения, обращается к большей тематической ясности и чёткости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепьянный концерт, 1931, «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936). В предвоенные годы Барток занимает антифашистскую позицию. Он создаёт сочинения, своеобразно выражающие идеи гуманизма и братства народов. В сонате для 2 фортепьяно и ударных (1937), скрипичном концерте, «Дивертисменте» для струнного оркестра (1939) ярко национальный тематизм сочетается с динамической напряжённостью, передающей тревожную атмосферу этих лет. Общая тенденция к демократизации творчества Бартока выразилась в создании произведений для музыкальной самодеятельности (обработка народных венгерских песен, кантата «Из прошлого», 1935), а также пьес педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931, и фортепьянный цикл «Микрокосмос», 1937). В период фашистской диктатуры, в 1940, Барток эмигрировал в США, где не достиг признания музыкальных кругов и умер в нищете. Из произведений американского периода наиболее значительны концерт для оркестра (1943) и фортепьянный концерт (1945).
Наиболее важное место в творчестве Бартока занимают инструментальные сочинения — пьесы для фортепьяно, 6 струнных квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки, многочастные сочинения для оркестра. Выдающееся значение имеют научные исследования Бартока в области фольклористики. Барток оказал большое влияние на формирование композиторских школ 30—50-х гг. в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Посмертно удостоен премии им. Кошута (1948) и Международной премии Мира (1955).
И. В. Нестьев
Другие работы по теме:
Бела Барток
Уже в студенческие годы вокруг имени Белы Бартока ходили легенды. Он был не только потрясающим пианистом, но еще и столь целеустремленным человеком, что это зачастую ему мешало. Он совершенно не признавал компромиссов.
Печорин
В предисловии к роману герой характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но все же по ходу повествования многие поступки Печорина находят свое оправдание.
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бела» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных».
Из двух друзей всегда один раб другого (Лермонтов Герой Нашего времени)
Сочинение-опровержение. Из двух друзей, всегда один раб другого. Эту нелепую фразу сказал Печорин - герой произведения М. Ю. Лермонтова "Герои Нашего времени". Я считаю, что его утверждение не верно, так как дружба основана на равноправии, взаимоуважении и на взаимном доверии. Такая мысль могла прийти в голову Печорина только потому, что у него самого не было никогда настоящих друзей.
Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина Недоросль
Автор: Фонвизин Д.И. Я прочитала комедию Фонвизина «Недоросль» и хочу высказать свои впечатления об отрицательных героях. Простакова представлена как властная необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо.
Цара-Бырсей
Карта окрестностей Брашова, включающая всю область Цара-Бырсей (рум. Ţara Bвrsei, венг. Barcasбg, нем. Burzenland — историческая область в центральной Румынии, на юго-востоке Трансильвании, вокруг города Брашов. Расположена в Южных Карпатах и ограничена примерно городами Фельдиоара на севере, Рышнов на юго-западе и Преймер на юго-востоке.
Мате Залка
Введение 1 Биография 2 Память 3 Библиография Список литературы Введение Ма́те За́лка (венг. Zalka Mбtй; настоящее имя Бела Франкль, венг. Frankl Bйla; 23 апреля 1896, Матольч, Венгрия — 11 июня 1937, Уэска, Испания) — венгерский писатель и революционер, активный участник гражданских войн в России 1918—1921 и Испании 1936—1939.
Кирай, Бела
Введение 1 Биография 1.1 Военная служба до 1945 1.2 От капитана до генерала 1.3 Арест и тюремное заключение 1.4 Военный лидер повстанцев в 1956 1.5 Эмигрант
Агнесса Антиохийская
, также Агнесса де Шатийон , (фр. Agnes de Chatillon), (1153 — 1184) — антиохийская княжна, происходящая из рода Готвилей и дома Де Шатийон, дочь Рено де Шатийона и антиохийской княгини Констанции, супруга короля Венгрии Белы III.
Баранцев, Анатолий Иванович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография 2.2 Озвучивание 3 Признание и награды Список литературы Введение Анатолий Иванович Баранцев (1926 — 5 октября 1992) — советский актёр театра и кино,заслуженный артист РСФСР (1965).
Кун, Бела
Введение 1 Ранние годы 2 Первое пребывание в России 3 Венгерская советская республика 4 Крым 5 Работа в Коминтерне 6 Арест и гибель 7 Семья Список литературы
Белая рука
(сербск. Бела Рука) — секретная сербская террористическо-националистическая организация, боровшаяся против аналогичной организации «Чёрная рука» и Австро-Венгрии. Создана 17 мая 1912 года генералом Петаром Живковичем, участвовавшим в свержении короля Александра Обреновича в 1903 году.
Пржемысл маркграф Моравии
Пржемысл (чеш. Přemysl), (1209 — 16 октября 1239) — маркграф Моравии из династии Пржемысловичей, сын короля Чехии Пржемысла Оттокара I и Констанции Венгерской.
Венгерская коммунистическая партия
Введение 1 История 2 Руководители ВКП 3 Съезды ВКП 4 Конференции ВКП Список литературы Введение Венге́рская коммунисти́ческая па́ртия (венг. Magyar Kommunista Pбrt или Kommunistбk Magyarorszбgi Pбrtja) — марксистско-ленинская партия в Венгрии, образованная 24 ноября 1918 и находившаяся у власти в период Венгерской Советской Республики (с марта 1919).
Констанция Кастильская королева Франции
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Констанция (Констанс) Кастильская (ок. 1140 — 4 октября 1160, Париж) — инфанта Кастильская и королева Франции, дочь Альфонсо VII, короля Кастилии и Леона, и Беренгелы, дочери Рамона Беренгера III, графа Барселоны.
Битва на реке Шайо
План Введение 1 Предпосылки 2 Соотношение сил 3 Ход битвы 4 Последствия Битва на реке Шайо Введение Битва на реке Шайо (на реке Сайо, Солёной; в долине Мохи) — сражение 11 апреля 1241 года между войсками венгерского короля Белы IV и его брата, хорватского герцога Коломана, с одной стороны, и монгольскими войсками во главе с Батыем, Шибаном, Каданом и Субэдэем, действовавших в рамках Западного похода монголов 1236—1242 годов и, в частности, похода на Юго-Западную Русь и в Центральную Европу 1240—1242 годов.
Оттон III герцог Баварии
План Введение 1 Биография 2 Семья и дети Введение Оттон III (нем. Otto I von Niederbayern, венг. Ottу; 11 февраля 1261(12610211), Бургхаузен — 9 сентября 1312, Ландсхут) — в 1290—1312 годах герцог Нижней Баварии из династии Виттельсбахов, являвшийся с 1305 по 1307 годы венгерским королём под именем Бела V.
Монгольские вторжения в Венгрию
План Введение 1 Первое вторжение (1241-1242) 2 Последствия 3 Поздние вторжения (1280-е) Список литературы Введение Монгольские вторжения в Венгрию — вторжения монголов в Венгерское королевство, происходившие в XIII веке.
Людовик VII король Франции
Людовик VII Молодой (фр. Louis VII le Jeune, 1120—18 сентября 1180) — французский король (1137—1180), сын Людовика VI Толстого. Биография Людовик VII
Фогараши, Бела
Бела Фогараши (венг. Fogarasi Bйla, 25 июля 1891 — 28 апреля 1959) — венгерский философ-марксист. Биография Участник радикального политического движения в Венгрии до Первой мировой войны, видный работник культурного фронта в Венгерской советской республике, соратник Дьёрдя Лукача, участник его «Воскресного кружка», в котором состояли такие деятели венгерской культуры, как Бела Балаш, Фредерик Антал, Арнольд Хаузер и другие.
Балаш, Бела
Бела Балаш (правильнее Балаж , венг. Balбzs Bйla; наст. имя и фамилия Герберт Бауэр , венг. Bauer Herbert, 4 августа 1884, Сегед, — 17 мая 1949, Будапешт) — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино.
Concert Paper 3 Essay Research Paper February
Concert Paper 3 Essay, Research Paper February 20, 1997 William Strang Music 6 Concert Paper #3 On Feb 20,1997, I attended a piano concert that was performed by Barbara Wieman. The performance was held at the American River College Music Department choir room. The choir room holds about 100 people and every seat was taken and students were seated on the floor.
Dimitri Shostakovich Essay Research Paper Dmitri ShostakovichDmitri
Dimitri Shostakovich Essay, Research Paper Dmitri Shostakovich Dmitri Shostakovich, born on September 25, 1905, started taking piano lessons from his mother at the age of nine after he showed interest in a string quartet that practiced next door. He entered the Petrograd (formerly St. Petersburg, later Leningrad) Conservatory in 1919, where he studied the piano with Leonid Nikolayev until 1923 and composition until 1925 with Aleksandr Glazunov and Maksimilian Steinberg.
Teen Suicide In The Us Essay Research
Paper Teen Suicide in the US ?Suicide is the third leading cause of deaths among people 15 to 24?? (16) Although lately the rate of suicide is beginning to level off, it has tripled since the 1950?s. The suicide rate varies with gender, race, sexuality, and environment. Males commit suicide four times more than females, yet females attempt suicide four times more than males.
20Th Century Music Essay Research Paper There
20Th Century Music Essay, Research Paper There is no distinct transition between the romantic and 20th century music periods. They were both musical movements that broke away from many of the previous traditional ideals. Both stressed emotion and depth, and focussed on the composer’s individual feelings and interpretations.
A Critique Of Two Concerts Essay Research
Paper Music is one of the most unique performing arts due to the way it has evolved. Styles and melodies considered unfit in one era are displayed prominently in another. The two concerts previewed in this report have two different and distinct techniques. The first performance that I attended was a symphonic concert playing a mix of contemporary and early 20th century works at Carnegie Hall.
Analogy Essay Research Paper analogy
Analogy Essay, Research Paper analogy Similarity in several respects between discrete cases. A logical argument by analogy relies upon an inductive inference from the supposition that things
Jazz Essay Research Paper JazzJazz is a
Jazz Essay, Research Paper Jazz Jazz is a type of music developed by black Americans about 1900 and possessing an identifiable history and describable stylistic evolution. It is rooted in the mingled musical traditions of
Молодой герой первой трети XIX века - Онегин и Печорин
Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е- 20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади, отсутствием идеалов вообще.
Sing Sing Sing Essay Research Paper SING
Sing, Sing, Sing Essay, Research Paper SING SING SING I used to always go over to my grandparent’s house and watch my grandfather go crazy over this “Jazz” music. He explained to me that it wasn’t Jazz unless it swung like the greats. I listened to a song “Sing Sing Sing” the other day from one of my Jazz collections that my grandpa gave to me and realized that their was so much energy and pizzazz in this music.
Анастасия Ярославна
Анастасия Ярославна, королева Венгрии (ум. ранее 1094), дочь князя Ярослава Владимировича Мудрого (ум. 1054), супруга венгерского короля Андрея (Эндре) (ум. 1061).