(1653-1713)
Воздействие Арканджело Корелли, величайшего скрипача XVII века, на музыку современников и композиторов последующих поколений трудно переоценить. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Маттесона и Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии.
Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещённой семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж. Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Ещё в юности Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в Болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, "академиях". Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов. Необыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики отнюдь не вскружило ему голову. Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними, интересами (он, например, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и даже холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М. Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.
В начале 1700-х годов он вошел в "Аркадскую академию", где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти.
Несмотря на гордый, независимый нрав, так характерный для больших художников, Корелли вынужден был связать себя службой у богатых меценатов - кардиналов Панфили и Оттобони. Справедливость требует отметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В этот период он создал большую часть своих трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, наконец, concerti grossi (1712 год).
Ведя жизнь скромного труженика и никогда не выезжая за границу, Корелли завоевал мировую славу и оставил после себя школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Джованни Баттиста Сомис и другие. Последователем Корелли был также крупнейший скрипач XVIII века Джузеппе Тартини.
Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своём он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.
Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.
Уже первые двенадцать трио-сонат 1681 года открыли новую страницу в истории итальянской инструментальной музыки, и с каждым новым опусом художественное совершенство возрастало. Сольные же сонаты ор.5 и концерты ор.6 оказались вершиной, в своём роде недосягаемой.
Знаменательно, что, невзирая на связи с церковными кругами, этот великий композитор Италии совсем, либо почти совсем не написал культовой музыки. Что же касается тех сонат Корелли, которые всё ещё называли иногда "церковными", то они не только вполне светские по образному содержанию, но к тому же никогда не имели подобного авторского обозначения. Более того, Корелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате заменял сопровождающий орган клавесином. Это окончательно эмансипировало сонату, оторвало её от церкви. Корелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. "Всякий труд, - писал он, - должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами".
В то время эстетика барокко и вычурно-надуманная поэзия маринистов отчасти оказали воздействие на манеру скрипичной игры, и она нередко страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихрённость стиля, неистовость эмоционального тонуса, какую так часто можно было тогда наблюдать в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах.
Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приёмах выразительности. Он чуждался аффектации; обнажённая, так сказать, непосредственность выражения также не была в его художественной натуре. Техника его, в то время не знавшая равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведения. Он играл мягким, певучим и глубоким звуком; выравненность тона сочеталась с выразительной, разнообразной нюансировкой.
Творчество Корелли подлинно народное. В танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы итальянских народных плясок. Один из самых совершенных образцов его манеры - знаменитая жига из пятой сольной сонаты соль-минор с её увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. Самая популярная среди сольных скрипичных композиций Корелли - ре-минорная, написана в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и её несчастной любви. Жизнерадостный финал Восьмого ("Рождественского") концерта - это поэтическая картинка, с великолепным мастерством воссоздающая звучание крестьянского инструментального ансамбля со свирелями, волынками, флейтами. Корелли народен как музыкант-художник, в классически ясных образах запечатлевший свой народ с его жизнью, идеалами, страстями.
У композитора, совмещавшего размах и темперамент южанина с трезвым рационализмом, эти образы потребовали широты, простора для своего воплощения. И Корелли нашел эти вместительные формы, обратившись к жанрам сонаты и концерта - жанрам, хорошо известным его предшественникам, а теперь всецело захватившим также и его внимание.
Шестьдесят сонат Корелли разделяются на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало.
В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать больших концертов (Concerto grosso). Наряду с концертами Генделя и И.С. Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.
Современники Корелли оставили нам немногочисленные, но важные свидетельства его великолепного дирижерского искусства. Он добивался чрезвычайно точной и тонкой отделки партитуры. Ансамбль звучал идеально слаженно по строю, штрихам, динамике, фразировке. Глубокая выразительность сочеталась с благородной простотой.
Стиль Корелли, с его отчетливо проступающими народными истоками, эмоционально наполненный и в то же время лаконичный и скромный, сдержанно-величавый, далёкий как от риторики, так и от излишеств экспрессии и структуры, удивительно гармоничный, уравновешенный в трактовке формы, не вместим в рамки стилевых понятий барокко или классицизма XVII века. Скорее, можно было бы определить его как стиль, предшествующий классицизму XVIII столетия.
В наш век, после продолжительного пребывания в полузабвении, concerti grossi Корелли снова зазвучали в концертных залах, способствуя развитию хорошего вкуса и воспитанию как аудитории, так и исполнителей.
Другие работы по теме:
Инструментальная музыка барокко
Орган – ведущий инструмент эпохи барокко. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа также писали канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии.
Итальянская инструментальная музыка XVII - начала XVIII века
Политическое положение Италии в XVII веке, развитие оперы и вокального мастерства. Характеристика инструментальной музыки начала XVIII века: скрипичное искусство и ее школы, церковная соната, партита. Яркие представители инструментальной музыки.
Творчество Джузеппе Тартини
Среди знаменитых скрипачей XVIII века таких как Арканджело Корелли с его знаменитыми сонатами для скрипки и Concerto grosso и Антонио Вивальди , скрипичные концерты которого впечатляют и в наши дни, в классическом скрипичном искусстве XVIII века ярко заявил о себе замечательный итальянский скрипач, композитор и педагог, а так же ученый методист
Антонио Вивальди
Краткая справка о творческом пути, сочинения, новаторство Вивальди в музыке.
Леклер, Жан-Мари
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Основные сочинения Введение Жан-Мари́ Лекле́р (ста́рший; фр. Jean-Marie Leclair; 10 мая 1697, Лион — 22 октября 1764, Париж) — французский скрипач и композитор, считающийся основоположником французской скрипичной школы.
Музыка барокко
Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко.
Апофеоз Корелли
Имя Арканджело Корелли – итальянского скрипача-виртуоза, автора популярных произведений для струнных – принято упоминать в одном ряду с И.С. Бахом, А. Вивальди, Г.Ф. Генделем, причисляя к самым знаменитым композиторам-классикам.
Музыка в пространстве музея
Пространство музея как "ковчег культуры". Толкование слова "экспозиция". Тема "открытого произведения" в искусстве. Музыкальные камерные программы и тематические выставочные проекты, проводимые в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.
Искусство Италии
Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии — это время медленного заката многовекового блистательного искусство. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре.
Паганини, Никколо
Введение 1 Биография 2 Музыка 3 Произведения 4 Музыкальные произведения по мотивам сочинений Паганини 5 Паганини в художественных произведениях 6 Скрипка Паганини
Каливода, Ян Вацлав
Ян Вацлав Каливо́да (чеш. Jan Vбclav Kalivoda; Иоганн Венцель Калливода, нем. Johann Wenzel Kalliwoda; 21 февраля 1801(18010221), Прага — 3 декабря 1866, Карлсруэ) — чешский композитор и скрипач. Отец Вильгельма Калливоды.
Музыка эпохи барокко
Введение 1 Происхождение 2 Обзор 2.1 Стили и тенденции 2.1.1 Отличия барокко от Ренессанса 2.1.2 Отличия барокко от классицизма 2.1.3 Другие особенности музыки барокко
Вивальди, Антонио
Введение 1 Биография 2 Музыка 3 Сочинения 3.1 Четыре времени года 4 Музыкальные фрагменты Введение Анто́нио Лу́чо Вива́льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.
King Tutankhamun Essay Research Paper King Tutankhamun
King Tutankhamun Essay, Research Paper King Tutankhamun lived over 3,300 years ago during a period known as the New Kingdom. This period of time was called the New Kingdom because it was when the pharaohs united upper and lower Egypt into one kingdom with the capital being Memphis near current day Cairo. The reason I chose to write a research paper on King Tut is because he is one of the most well known pharaohs of ancient Egypt.
The Life And Curse Of King Tut
Essay, Research Paper Matt Brockway James Evans Term Paper The Life and Curse of King Tut What comes to your mind when you hear the name King Tut? That his tomb was one of the most well known archeological finds ever. Maybe that the so-called curse of King Tut comes to your mind. Whatever it is, we all know that he was once Pharaoh of Egypt.
Drug Use In Olympics Essay Research Paper
A constant battle has been fought as the International Olympic Committee struggles to keep drug testing up-to-date and effective. We have come to associate drug use with a few famous names of fallen heroes, such as Ben Johnson, but few realize just how widespread drug use is in Olympic sports and how small a percentage of offenders ever get caught.
Knowledge Is The Enemy Of Postmodernism Essay
, Research Paper Michael Drach December 8 Philosophy Research Essay Society currently exists within a sphere of “reality” that can be classified as post-modern, or superseding the modern. This is a social condition that has come under much scrutiny and criticism in recent years, and its very being has been the subject of a great deal of debate.
Handel And The Politics Of
“The Messiah” Essay, Research Paper Handel, George Frideric b. Feb. 23, 1685, Halle, Saxony [Germany] d. April 14, 1759, London, Eng. German (UNTIL 1715) GEORG FRIEDRICH H?NDEL, OR HAENDEL
Style Periods Essay Research Paper Throughout its
Style Periods Essay, Research Paper Throughout its history, music has developed into cycle. This cycle is a return of fundamental and traditional ideas of an earlier time transposed into the present. It represents a ?style revolution? in which a simple structure further develops to become a more complex system.
Strong Shadows Essay Research Paper 1 I
Strong Shadows Essay, Research Paper 1. I believe that Dr. Zuger chose the people she did because she was trying to get a large amount of differences of infections the patients could contract and also show the patients? similarities in lifestyle and the similarities in the way in which they grew up to try and educate people on the lifestyle one must live to put oneself at higher risk for contracting this terrible disease.
Baroque And Classical Music Essay Research Paper
Part 1: Music of the Late Baroque (1700-1750) Italian opera was composed all over Europe. Metastasio was a famous librettist who supplied Italian opera stories to composers of the late baroque and classic periods.Two of Handel’s best-known Italian operas are Giulio Cesare and Rodelinda.The Italian city to the south of Rome that became the trend-setting center of opera was Naples.
Drug Use In Sports Essay Research Paper
Smoak 1 Michael Smoak Professor Rudolph English 101 15 November 1996 Drugs: Hurt Players and Sports Brett Favre, Diego Maradona, and Darryl Strawberry are all big name sport stars. They all play different sports, but all have the same problem: they tested positive for using illegal drugs. Cocaine, anabolic steroids, and painkillers are just a sample of drugs found in sports.
Music history
Music in ancient times, iconography in music. Ancient Chinese music and Imperial Office of Music. The Hurrian Hymn to Nikal in the ancient Hurrian language. Ancient Hebrew music, Greek music, Western Music. Styles and tendencies of 20th century music.
Куперен Франсуа
Куперен Франсуа (Francois Couperin), 1668-1733, – крупный французский композитор, клаве-синист и органист, педагог. Как непревзойденный мастер игры на клавесине он удостоился от своих современников титула "Le Grand" – "Великий".
Локателли Пьетро
В 1728 году в голландском городе Гронингене при дворе короля Касселя состоялся совместный концерт-состязание двух скрипачей-виртуозов - француза Жана-Мари Леклера и итальянца Пьетро Антонио Локателли.
Рахманинов Сергей Васильевич
Родился 20 марта 1873 г. в Новгородской губернии в имении Онег и происходит из старинного дворянского рода. Влечение ребенка к музыке сказалось в очень раннем возрасте, и уже четырех лет он брал уроки музыки у своей матери.
Франсуа Куперен (Couperin)
Французский композитор. Родился 10 ноября 1668 в Париже, происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17–18 вв.
Доменико Скарлатти (Scarlatti)
Одной из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной формы.
Вивальди Антонио
(Vivaldi, Antonio) (1678–1741) Итальянский композитор и скрипач; широкой известностью пользуются его виртуозные и мелодичные концерты. Родился в Венеции 4 марта 1678. Первым учителем Вивальди был его отец, скрипач собора св. Марка. В 1703 Вивальди принял сан священника, с 1704 по 1740 был директором музыки в Оспедале делла Пьета в Венеции – доме призрения сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа для девочек.