Юджин О'Нил

О'Нил Юджин (O'Neill Eugene) (1888–1953) американский драматург лауреат Нобелевской премии по литературе 1936. Родился 16 октября 1888 в Нью-Йорке. С детства сопровождал родителей-актеров в гастрольных поездках сменил несколько частных школ. В 1906 поступил в Принстонский университет но уже через год бросил учебу. За несколько лет О'Нил сменил ряд занятий – был золотоискателем в Гондурасе играл в труппе отца ходил матросом в Буэнос-Айрес и Южную Африку работал репортером в газете «Телеграф». В 1912 заболел туберкулезом лечился в санатории; поступил в Гарвардский университет чтобы заниматься в семинаре по драматургии у Дж.П.Бейкера (знаменитая «Мастерская 47»).

Два года спустя труппа «Провинстаун плейерс» поставила его одноактные пьесы – К востоку на Кардифф (Bound East for Cardiff 1916) и Луна над Карибским морем (The Moon of the Caribbees 1919) где в жесткой и одновременно поэтической манере переданы собственные впечатления О'Нила от морской жизни. После постановки первой многоактной драмы За горизонтом (Beyond the Horizon 1919) повествующей о трагическом крушении надежд он приобрел репутацию яркого драматурга. Пьеса принесла О'Нилу Пулитцеровскую премию – этой престижной премией будут награждены также Анна Кристи (Anna Christie 1922) и Странная интерлюдия (Strange Interlude 1928). Ободренный исполненный творческого дерзания О'Нил смело экспериментирует умножая возможности сцены. В Императоре Джонсе (The Emperor Jones 1921) исследующем феномен животного страха драматическая напряженность значительно усиливается благодаря непрерывному бою барабанов и новым принципам освещения сцены; в Косматой обезьяне (The Hairy Ape 1922) сильно и ярко воплощается экспрессионистская символика; в Великом боге Брауне (The Great God Brown 1926) с помощью масок утверждается мысль о сложности человеческой личности; в Странной интерлюдии поток сознания героев забавно контрастирует с их речью; в пьесе Лазарь смеется (Lazarus Laughed 1926) используется форма греческой трагедии с семью хорами в масках а в Продавце льда (The Iceman Cometh 1946) все действие сводится к затянувшейся попойке. Прекрасное владение традиционной драматургической формой О'Нил продемонстрировал в сатирической пьесе Марко-миллионщик (Marco Millions 1924) и в комедии О молодость! (Ah Wilderness! 1932). Значение творчества О'Нила далеко не исчерпывается техническим мастерством – много важнее его стремление пробиться к смыслу человеческого существования. В его лучших пьесах особенно в трилогии Траур – участь Электры (Mourning Becomes Electra 1931) заставляющей вспомнить древнегреческие драмы присутствует трагический образ человека пытающегося провидеть свою судьбу.

Драматург всегда принимал активное участие в постановках своих пьес но в период с 1934 по 1946 он отошел от театра сосредоточившись на новом цикле пьес под общим названием Сага о собственниках обокравших самих себя (A Tale of Possessors Self-Dispossessed). Несколько пьес из этой драматической эпопеи О'Нил уничтожил остальные были поставлены после его смерти. В 1947 была осуществлена постановка не вошедшей в цикл пьесы Луна для пасынков судьбы (A Moon for the Misbegotten); в 1950 опубликованы четыре ранние пьесы под общим названием Утраченные пьесы (Lost Plays). Умер О'Нил в Бостоне (шт. Массачусетс) 27 ноября 1953.

Написанная в 1940 на автобиографическом материале пьеса Долгий день уходит в ночь (Long Day's Journey into Night) была показана на Бродвее в 1956. Душа поэта (A Touch of the Poet) в основе которой конфликт между отцом-иммигрантом из Ирландии и дочерью живущей в Новой Англии была поставлена в Нью-Йорке в 1967. Недолго продержалась в 1967 на Бродвее обработка незаконченной пьесы Дворцы побогаче (More Stately Mansions). В 1981 вышла книга Юджин О'Нил за работой (Eugene O'Neill at Work) с рисунками драматурга к более чем 40 спектаклям в ней приведено около сотни творческих замыслов О'Нила.