ЛевПушкарев
Олеарий (Оlearius) Эльшлегер (Ölschläger) Адам (1599–1679) –немецкийученыйипутешественник; историкиэтнограф, лингвист, географ, математикиастроном, названныйпотомками«голштинскимЛеонардо».
РодилсявСаксонии, училсявЛейпцигскомуниверситете, тамжеипреподавал, одновременноисполнялобязанностипридворногоматематикаибиблиотекарягерцогаГольштинского. С 1639 жилвГотторпе. Зналрусский, арабскийиперсидскиеязыки. ЧастьегожизниоказаласьсвязанасРоссиейиПерсией, кудаонсовершилнесколькопутешествийиописалих.
ВпервыеОлеарийпосетилРоссиюв 1633–1634 всоставешлезвиг-голштинскогопосольствавкачествеегоученогосекретаря, азатемсоветника. ПосольствовыясняловозможностьторговлиГолштиниисПерсиейчерезМосковию. Целисвоейпосольствонедостигло, нодаловозможностьОлеариюначатьподробноеописаниепутиизГолштиниивРоссию. ВторойразОлеарийпосетилМосковскоецарствововремяпутешествиявПерсиюв 1635–1639.
ВовремяпребываниявРоссиииПерсиитщательнозаписывалвсезапримеченноевдолгомпути, делалзарисовкиувиденного, которыеповозвращениювГотторпв 1639 обработалдлягравирования, ав 1643 завершилвсюкнигу. ОнозаглавилееОписаниепутешествиявМосковиюичерезМосковиювПерсиюиобратно.
В 1643 ОлеарийвновьприехалвМоскву–наэтотразодин. Известно, чтооноченьпонравилсяпервомурусскомуцарюизродаРомановыхМихаилуФедоровичу (1613–1645). Тотприглашалегонаслужбу, ноОлеарийотказался.
Описание…Олеария–одинизсамыхточныхисточниковтоговременипоисторииментальностей, историиповседневности, историиженщин, бытаинравовнесколькихнародоввпервойполовине 17 в. Огромноеколичествокартповышалоценностьописаний. Описание…снабженозарисовкамиснатуры, имеющимибольшуюисточниковедческуюценностькакрезультатнепосредственнойфиксацииувиденныхбытовыхкартинисобытий. ВнеммноговажныхсведенийоповседневнойжизниМосковиипервойполовины 17 в., нравах, быте, одежде, гигиеническихпривычках, свадебныхтрадициях, статусеженщинразныхсоциальныхслоев, воспитаниидетей (вчастности–оспособахихзакаливания), оботношенияхрусскихссопредельнымистранамиинародами. Поточности, подробностииясностиизложения, отсутствиюнафантазированныхиприсочиненныхподробностейОписание…резковыделяетсясредизаписокпутешественников 17 в. Неудивительно, чтооносталобуквальнобестселлеромсвоейэпохи, раскрывшимевропейцамНовоговременитаинственныймирЕвразии. В 1647 Описание…быловпервыеопубликовановШлезвигенанемецкомязыке; впоследствиипоявилисьизданиянаанглийском, французском, голландском, итальянском. В 1869 переведенонарусский.
ГеографическиенаблюденияоМосковскомцарственачинаютсяуОлеариясрассказаопутиизНарвычерезНовгородиТоржоквнаправлениистолицы. Попутноописанывсенаселенныепункты, черезкоторыеонпроезжал, некоторыеизнихзарисованы (крепостиЯм, Копорье, городТарки). ВрассказеопребываниивМосквевыделяетсяописаниепубличнойаудиенции, даннойцаремМихаиломФедоровичемпосольствугерцогаГолштинского. СухойрассказобофициальномприемеОлеарийрасцветиллюбопытнымисведениямивсвязисувиденнымиимвМосквебытовымисценками, которыеоннаблюдалнагуляньях, праздничныхпирушках, наулицах, вцерквах, нарынкахит.п. ИнтереснызарисованныеОлеариемкукольныепредставлениятеатраПетрушки (сценапродажилошадицыганом), подробностииобыкновениянародныхигр (катаниянакачеляхи«скакания»надосках). ОлеарийпредставилнетолькохитросплетенияцеремониаловцарскогодворавРоссии, ноипростодушиерусскихпосадскихлюдей, ихгостеприимствоит.п. Онпостаралсяпредставитьвоззренияправославныхмосковитовнастрануимир, своегосударство, егогородаивоеводства, особенностигеографическогоразмещениянареках, взглядыруссовнатрадициииныхнародов, населявшихМосковию (черемисов, мариидр.).
БольшоевниманиеОлеарийуделилцерковнымобрядам, подчеркнувприэтомпышностьодеянийцерковнослужителей, богатстворусскойправославнойцеркви.
Считавшийсебяистиннымевропейцем, представителемпросвещенногоицивилизованногоЗапада, Олеарийсчиталсебявправесудитьобиныхнародахнесколькосвысока. Воценках«московитов»былтонок: онсчитал, чтоони«незнаютсвободы»ивтожевремя«хотятполнойволи». ЕдвалинепервымизевропейцевОлеарийпочувствовалразницумеждупонятиями«svoboda» (приведеннымимвтранслитерацииипереведеннымимкак libertas) и«volia» (voluntas). Подобную«неоформленностьпонятий»Олеарийприписывалвсем«варварам».
ВмельчайшихподробностяхописалОлеарийисвоедальнейшеепутешествиеизстолицыМосковиивПерсию: вначалепоМоскве-реке, далеепоОкеиВолгенаречныхсудах, путьпоКаспию. Почтивсегороданаэтомпутионпродолжалзарисовывать, подробнорассказываяонепривычнойдляевропейцадеревяннойжилойзастройкегородовигородскихукреплений. ВосхищалсяКазанью, Астраханью, Дербентом, Баку. СамыйподробныйрассказОлеарияпосвященПерсии–никтодонеготакподробнонеописывалэтустрану.
Вернувшисьизпутешествий, Олеарийс 1654 работалкакпереводчик, опубликовавшийнанемецкомязыкесборникстиховперсидскихиарабскихпоэтов (вчастности, внеговошлапоэмаГюлистанперсидскогопоэтаСаади). Другимегоувлечениемпродолжалаоставатьсягеография. ДлягерцогаФридрихаГолштинскогоон–посвидетельствусовременников–сконструировал«чудоземнойинебесноймеханики»–ГотторпскийГлобус, которыйбылпомещенвпервыйвевропейскойисториипланетарий, гдебылапредставленанебеснаясферавсоответствиисгелиоцентрическойсистемойКоперника.
Другие работы по теме:
Классическая филология
Из обоих древних языков на Руси узнали раньше греческий, а из сочинений, написанных на этом языке, сперва читали и переводили преимущественно Священное писание, толкования к нему и богослужебные книги.
Закаливание
Реферат по теме: Закаливание организма средствами физкультуры. Содержание: 1. Введение. Что такое закаливание.
Россия XV-XIX веков глазами иностранцев
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН РЕФЕРАТ на тему: РОССИЯ XV – XIX ВЕКОВ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ
«оош №4 г. Харабали»
И астрахань называется главной базой снабжения войск и переселенцев. Я хотел бы больше узнать о истории Астраханского края. И поделиться своими знаниями с другими. Мне было очень интересно дважды участвовать в праздновании «Дня археолога». И я бы хотел ещё больше узнать о истории Астраханского края
Древнерусские колокола и звоны
Русская земля была наполнена храмами, с колоколен которых доносились дивные звоны. Колокола были главным украшением земли русской, сотворенным руками человека.
Русская печь
Русская печь - уникальное явление восточнославянской материальной культуры, самый предметный и яркий символ русского духа
Кирпичники в Замоскворечье
В XVII - XVIII веках кирпичные заводы, расположенные у Донского и Андреевского монастырей, производили две трети всего московского кирпича.
По Покровке-Маросейке…
Начиналась Покровка у Ильинских ворот, у моста, перекинутого через ров, защищавший стены Китай-города. На плане-чертеже Москвы, составленном в начале 1600-х годов сыном Годунова Федором Борисовичем, можно разглядеть и ворота, и мост, и ров.
Оздоровительные эффекты бани
Содержание Введение………………………………………………………………………. 1. История бани……………………………………………………………….. Оздоровительное воздействие бани на организм человека……………...
Древнерусская литература о колоколах
Колокола как памятники и помянники. Легенды о колоколах. Колокол как музыкальный инструмент. О колокололитейном искусстве. Колокольни, звонницы, церкви "под колоколы".
Немного о святках в допетровской Руси
Пафос всего праздника заключается в том, что произошло соединение Божеского и человеческого. Вочеловечившись, Иисус Христос тем самым низвел Бога до человека, но одновременно и поднял человека до Бога.
История названия улиц Астрахани
Происхождение Бакинской улицы. Река Кутум как один из рукавов Волги. Татарский и Армянский мосты на Канаве. Луковский мост – мост Победы — в память о победе над белоказаками в 1918 году. "Вечерний базар" у стен кремля и торговля в Астрахани на базаре.
Романов, Никита Иванович
Никита Иванович Романов (ок.1607-21 декабря 1654) — сын Ивана Никитича Романова, двоюродный брат первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Последний боярин нецарственной линии Романовых. Был стольником в 1644 году, боярином в 1645 году.
Кабак
— питейное заведение. Слово кабак в письменных источниках впервые появляется в 1563 году (эту дату называет этимологический словарь Фасмера). Считается, что слово заимствовано из нижне-немецкого диалекта kabacke, kaback — «ветхий дом, хибара».
Соляной бунт
Введение 1 Причины бунта 2 Хронология бунта 3 Итоги бунта Список литературы Введение Московское восстание 1648, «Соляной бунт», одно из наиболее крупных городских восстаний середины XVII века в России, массовое выступление низших и средних слоёв посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей.
Арсений Грек
— иеромонах, переводчик греческих и латинских книг и учитель греко-латинской школы. Родился около 1610 года в еврейской семье принявшей христианство[1], по одним источникам в Солуни, а по его собственным словам в греческом городе Трикала. Когда ему исполнилось 14 лет, его старший брат, архимандрит Афанасий, по обычаю греков того времени, отвёз его в Венецию, для обучения грамматике, а оттуда в Рим.
Русско-персидский конфликт 1651 1653
План Введение 1 Предыстория 1.1 Русские владения на Северном Кавказе 1.2 Персидские владения 1.3 Причины конфликта 2 Первый поход на Сунженский острог
Фредерик корабль
Фредерик (Friedrich) — первый известный вооружённый парусный корабль (1636) западноевропейского типа, построенный в России. В 1634 году ко двору царя Михаила Федоровича прибыло посольство от голштинского герцога Фридриха III с просьбой о разрешении для его подданных проезжать через территорию России в Персию по торговым делам.
Сыскной приказ
План Введение 1 Структура 2 Обязанности 3 Руководители Список литературы Введение Сыскной приказ — один из приказов Московского государства XVII века.
Быт и нравы московских дворян в эпоху Домостроя
"Домострой" — свод старинных русских житейских правил, основанных на христианском мировоззрении; источник правил поведения в семье и обществе в допетровский период. Влияние писания на быт и нравы московских дворян. Положение женщин в семье при Домострое.
Феномен самозванства
Династическая и социально-политическая причины Смуты В России в ХVІІ в., и как следствие - феномен появления самозванства. Личности известных самозванцев: Лжедмитрий, Емельян Пугачев, Княжна Тараканова, Тимофей Акундинов, их роль в истории России.
Россия в XVI веке глазами иностранцев
Интерес, который проявляли иностранцы к нравам и традициям русских людей, культуре, экономике, быту, религии. Записки, воспоминания и дневники путешествий иностранцев, посетивших Россию в XV-XVI веках. Отношение западноевропейского мира к древней России.
Жизнь царицы Марии Ильиничны
Жизнь Марии Ильиничны как пример для всех цариц дома Романовых второй половины XVII века. Выезд предка Милославских, в конце XIV века, из Великого княжества Литовского служить Московскому великому князю Василию I. Стиль одежды царицы Марии Ильиничны.
Роль женщины в 17 веке
--- --- Глава 2 Заключение брака. В обстановке преобразований начала XVIII в. власти предприняли попытку перестроить институт брака на более разумных началах, чем прежде. В первых указах Петра по поводу брака чувствуется как знакомство с европейскими обычаями и формами жизни, так и личная заинтересованность законодателя, ибо заключенный по «старине» первый брак Петра оказался весьма неудачным.
Адам Олеарий О купеческих нравах
Министерство образования и науки Рязанский Государственный Педагогический Университет им. С. А. Есенина Факультет Социологии, экономики и управления
Нормы уголовного права по Соборному Уложению 1649 г
Отношение к смертной казни в Соборном Уложении 1649 года. Религиозно-идеологические основы карательной доктрины Московской Руси. Ссылки на сочинение Адама Олеария. Анализ телесных наказаний в Уложении, проблемы устранения и целесообразности уголовных кар.