Юмашев Борис Иванович

Рефераты по биографиям » Юмашев Борис Иванович

Заслуженный Летчик-испытатель СССР.

Родился 29 февраля 1932 г. в г.Москве в семье революционеров-большевиков.

Дед - Егоров Ипат Иванович - член ВКП(б) с 1903 г. участник баррикадных боев на Красной Пресне ранен потерял ногу. Бабушка - Егорова Анастасия Михайловна - до Октябрьской революции держала прачечную где подпольно издавалась революционная литература. Отец - Юмашев Иван Сергеевич (1895 г.рожд.) - член ВКП(б) с февраля 1917 г. участник Октябрьской революции комиссар участник Гражданской Финляндской и Великой Отечественной войн. Мать - Юмашева Мария Ипатовна (1903 г.рожд.) - удивительная высокообразованная самоотверженная женщина которая воспитала трех сыновей и помогла им встать на ноги в жизни. Сыновья стали летчиками-испытателями все получили высшее образование. Братья - Юмашев Владимир Иванович (1932 г.рожд.) - погиб в 1957 г.; Юмашев Юрий Иванович (1932 г.рожд.) - погиб при испытаниях в 1977 г. Оба похоронены на Новодевичьем кладбище. Супруга - Юмашева Елена Николаевна (1940 г.рожд.) - врач.

Свой первый ознакомительный полет Борис Иванович Юмашев выполнил на самолете ПО-2 будучи учеником Первой специальной школы ВВС в 1949 г. с известным летчиком Героем Советского Союза А.П.Маресьевым. После школы вместе с братом Юрием с отличием окончил Энгельское авиационное училище летчиков им.М.Расковой (1954 г.) и был направлен в Ленинградский военный округ. С 1954 по 1957 г. служил старшим летчиком командиром звена в 1103 БАП ЛенВО. В 1957 г. вступил в ряды КПСС.

В том же году в звании капитана авиации Борис Юмашев с братом был отозван в школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им.М.М.Громова которую окончил в 1959 г. с отличием и был направлен в ОКБ генерального конструктора В.М.Мясищева. В канун годовщины Октябрьской революции в 1959 г. на самолете 201 "М" генерального конструктора Мясищева установил 5 мировых и всесоюзных рекордов: вес 55220 кг был поднят на высоту 13121 м. Этим полетом были побиты все мировые рекорды установленные американскими летчиками а Б.И.Юмашев был награжден Золотой медалью рекордсмена.

В 1961 Б.И.Юмашев поступил в Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе окончил который в 1966 г. получив специальность инженера-механика. С 1961 по 1991 г. Б.И.Юмашев работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова в должности летчика-испытателя 1-го класса позднее - заместителя начальника комплекса по летным испытаниям.

В 1965 г. Борис Иванович написал письмо академику С.П.Королеву с просьбой о зачислении его в группу космонавтов. С.П.Королев дал команду о зачислении и Б.И.Юмашев приступил к подготовке. После смерти академика обстановка изменилась: гарантии полета в космос новому члену отряду космонавтов не дали и Б.И.Юмашев продолжил работу летчиком-испытателем.

В Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова Борису Ивановичу довелось работать с известными летчиками-испытателями Героями Советского Союза С.Н.Анохиным Амет-Ханом-Султаном Г.М.Шияновым А.А.Щербаковым В.П.Васиным В.А.Комаровым которые научили Бориса Ивановича принимать при испытаниях грамотные решения и хладнокровно действовать в экстремальных условиях. А таких ситуаций было очень много. Так в 1965 г. при испытаниях нового истребителя-перехватчика с опытным двигателем на высоте 21 тыс.м остановился двигатель который Борису Ивановичу удалось запустить на высоте 18 тыс.м. На 16 тыс.м. двигатель снова остановился и при попытках его запуска не запустился. Летчик приступил к расчету на посадку с остановленным двигателем но на высоте 1 тыс.м с земли поступил приказ катапультироваться. Б.И.Юмашев принял решение спасти самолет и сумел благополучно посадить его на своем аэродроме.

Работая в ОКБ Генерального конструктора В.М.Мясищева Б.И.Юмашев принимал участие в качестве второго пилота в испытаниях по заправке самолетов в воздухе а также в полетах на срывные режимы. На самолетах В.М.Мясищева он принимал участие в установлении мирового рекорда.

В ОКБ им.Ильюшина провел полный цикл сертификационных испытаний первого широкофюзеляжного самолета ИЛ-86 после чего лайнер вышел на трассы гражданского воздушного флота и летает до сих пор.

За время работы Б.И.Юмашев летал испытывал и освоил 126 типов самолетов в том числе самолетов-истребителей истребителей-перехватчиков бомбардировщиков пассажирских и транспортных самолетов их модификаций а также вертолетов. Провел комплекс сложных исследовательских работ и летных испытаний новой авиационной техники на предельных режимах полета: определению границ устойчивой работы воздухозаборников и двигателей связанных с помпажными срывами и самовыключением двигателя в полете; снятие аэродинамических характеристик самолетов на максимальных скоростях и числа М с набором динамического и статического потолков; испытания систем автоматического захода на посадку современных сверхзвуковых истребителей и др.

В 1974 г. за многолетнюю творческую работу в области исследований и испытаний новой авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР присвоил Б.И.Юмашеву и его брату Юрию почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР". За достигнутые успехи в области испытаний новой авиационной техники в 1977 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В декабре 1982 г. руководством ЛИИ и Министерства авиационной промышленности Борис Иванович был представлен к званию Герой Советского Союза но из-за гибели экипажа самолета ТУ-134 командиром которого был единственный оставшийся в живых Хатковский (муж С.Е.Савицкой) документы на присвоение звания не были отправлены в ЦК КПСС так как Б.И.Юмашев в то время являлся заместителем начальника комплекса по летным испытаниям.

Покинув ЛИИ им.М.М.Громова Б.И.Юмашев с 1991 по 1997 г. работал пилотом в Авиакомпании "Добролет" выполняя полеты на самолете ИЛ-76 миссии ООН и Международного Красного Креста по оказанию срочной гуманитарной помощи в страны терпящие бедствия и районы военных действий. С 1997 г. по настоящее время он является инспектором по авиационной безопасности полетов а также помощником депутата Государственной Думы ФС РФ.

Б.И.Юмашев очень любит Большой театр особенно балет часто посещает постановки Малого театра ходит в Консерваторию. Свободное время предпочитает проводить на даче и у автомобиля. Жизненное устремление - не оказаться за бортом жизни. "Главное - считает Борис Иванович - не быть подлецом и бороться с трудностями. Жизнь удивительна и прекрасна в своем проявлении радости и огорчения трудностями которые она преподносит встречами с настоящими замечательными людьми". Б.И.Юмашев стремится всегда находиться в гуще событий. Любит людей и по мере возможности старается им в чем-либо помочь.

Живет и работает в г.Москве.