Гадамер, Ханс-Георг (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».
Родился 11 февраля 1900 в Марбурге. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Бреслау и Марбурга. В 1922 защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 познакомился с Хайдеггером, преподававшим в Марбургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии и в 1929 защитил диссертацию о платоновском Филебе. С 1939 по 1947 – профессор в Лейпцигском университете (в 1946–1947 – ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашенного профессора в университетах США (до 1989).
Масштаб Гадамера как философа определен главным образом его трудом Истина и метод (Wahrheit und Methode, 1960). В этой работе он обращается к поставленной Дильтеем проблеме философского обоснования гуманитарных наук, однако рассматривает ее (под влиянием Хайдеггера и Гегеля) в ином аспекте. Если Дильтей видел в «понимании» специфику гуманитарного знания (в отличие от естественных наук, для которых основная процедура – «объяснение»), то для Хайдеггера «понимание» выступает в ином качестве – как опыт человеческого бытия в его истине.
Гадамер подхватывает хайдеггеровскую постановку вопроса, но помещает его в контекст проблематики Дильтея, вопрошая о «собственной» истине гуманитарного познания. Разрабатываемая им герменевтика не является ни учением об искусстве понимания, как у Шлейермахера и Дильтея, ни самораскрытием человеческого существования в его бытии, как у Хайдеггера, она представляет собой философское прояснение разума, с деятельностью которого мы имеем дело в гуманитарном познании, да и вообще в каждом конкретном акте понимания. Это философское прояснение разума, в свою очередь, Гадамер толкует как движение и осуществление самой исторической традиции, тем самым примыкая к гегелевской философии духа, развертывающегося в истории.
Чтобы точнее описать осуществление и опыт истины традиции, Гадамер прибегает к модели искусства. Как и в сфере искусства, в историческом познании истина раскрывается не только в научных суждениях, выносимых с воображаемой дистанции по отношению к предмету и обеспеченных определенными правилами метода, но и благодаря вовлеченности познающего в целостность исторического процесса, который самим познающим и «совершается». Эстетическая, равно как и историческая, истина есть истина, которую совершают, осуществляют. Это проявляется, по Гадамеру, в процессе т.н. действенной истории (Wirkungsgeschichte). Речь здесь идет прежде всего о развивающемся воздействии античных текстов: их понимание протекает благодаря «предрассудкам», дорефлективным представлениям нашего «предпонимания», которые, в конечном счете, уже заданы самими этими текстами и традицией их последующей интерпретации. Но вызов, бросаемый текстом, приводит, по мысли Гадамера, к возникновению специфической ситуации, когда представления нашего предпонимания могут быть поставлены под сомнение и подвергнуты проверке на «работоспособность». И там, где текст понимается в ходе продуктивного взаимодействия («игры») нашего предпонимания, с одной стороны, и ясного, отчетливого усвоения содержания текста – с другой, продолжается традиция. Основная идея Гадамера, таким образом, состоит в том, что традиция должна быть всякий раз заново прояснена, и только при этом условии она совершается, сбывается. Традиция и ее обновление неотделимы друг от друга, их взаимная принадлежность проявляется в актах понимания, каждый раз совершаемых заново.
От этой установки Гадамер не отказывался и в других своих сочинениях, хотя в более поздних работах трактовка традиции как завершенного в себе космоса отошла на задний план. Акцент был перенесен на разделы Истины и метода, непосредственно относящиеся к философии языка. Язык, по Гадамеру, представляет собой беспрерывную игру «вопрос – ответ», находящую выражение как в понимании и истолковании текстов, так и в диалоге между отдельными людьми.
Свои систематические рассуждения Гадамер подвергал постоянной практической проверке. Он интенсивно занимался истолкованием поэзии (Гёльдерлин, Гёте, Стефан Георге, Пауль Целан) и философской классики (Хайдеггер и Гегель, но в первую очередь мыслители греческой античности – Платон, Аристотель).
Умер Гадамер в Гейдельберге 13 марта 2002.
Воздействие, оказанное Гадамером на современную философскую мысль, многообразно. Гадамер, прежде всего через посредничество Хабермаса, повлиял на социальную философию; его полемика с Жаком Деррида вошла в контекст деконструктивизма. Ричард Рорти, сводя критические счеты с аналитической философией, рекомендовал своим читателя Гадамера как образец «научающей философии». Философская герменевтика в ее трактовке Гадамером сделалась моделью философии, сознающей свою глубокую связь с классической традицией и в то же время не отрицающей своеобразия современной ситуации.
Другие работы по теме:
Га дамер Ганс-Георг
Га́дамер Ганс-Георг (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля 1900, Марбург — 12 марта2002, Гейдельберг) — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., Изучал философию, классическую филологию, германистику и историю искусства, известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».
Анализ работы Гадамера Истина и метод и системы родства Леви-Стросса
.Гадамер: действенно-историческое познание. В работе «Истина и метод» немецкий философ Ганс-Георг Гадамер, подвергая критике экспансию естественнонаучной методологии, обосновывает специфику гуманитарного метода познания. В естественнонаучной методологии история направлена на поиск законов, закономерностей, на выяснение вопроса, как и почему возникает то или иное историческое явление.
Понятие герменевтики
В собственно теоретико-познавательном смысле под герменевтикой имеется в виду истолкование, понимание текстов. Этот термин стал употребляться в философском смысле в раннем немецком романтизме.
Соловей
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. За садом китайского императора начинался лес, а в лесу жил соловей, который пел так хорошо, что даже бедный рыбак забывал о своем неводе, но потом снова принимался за свое дело и не думал о соловье до следующей ночи. Путешественники говорили, что соловей — лучшее, что есть у императора.
Свинопас
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Бедный принц, владеющий маленьким королевством, захотел жениться на дочери императора. Он отправил ей в подарок драгоценную розу с чудесным ароматом и соловья. Но гордячка не оценила подарка, ибо они были живые, а не искустно сделанные. Тогда принц поступил к императору на службу свинопасом, и за поцелуи продал принцессе волшебный гошочек, который вызванивал мелодию и мог показать, что у кого готовится, и трещотку, воспроизводящую все вальсы и польки мира.
Огниво
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Возвращаясь домой, солдат встретил колдунью. Так направила его в дупло, где в 3 комнатах из 3 сундуков, охраняемых страшными собаками, он мог набрать медяков, серебра и золота, предварительно посадив собак на старухин клетчатый передник. За это она попросила принести ей находящееся там огниво.
Дюймовочка
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Бездетная женщина по совету колдуньи вырастила из зернышка тюльпана девочку в дюйм ростом — Дюймовочку. Колыбелькой для нее стала ореховая скорлупка, лодкой — лепесток тюльпана в блюде с водой и цветами, где девочка плавала и пела. Однажды ночью ее украла жаба, чтобы сделать невестой для своего безобразного сына.
Директор кукольного театра
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Когда директор кукольного театра давал представление на почтовой станции, среди публики был интересный господин: с виду студент, но по слухам — кандидат политических наук. Его лекция впечатлила директора. На следуюший день после спектакля каднидат пригласил директора распить бутылочку.
Новый наряд короля
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм — хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят.
Бузинная матушка
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Мама собралась поить простудившегося сына бузиновым чаем. В гости заглянул старичок, у которого всегда была наготове сказка. Когда к старичку вдруг «пришла» сказка, из-под крышки чайника показались ветки бузины, а из них улыбалась ласковая старушка — Бузинная матушка (Дриада).
Принцесса на горошине
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Один принц желал взять в жены только настоящую принцессу. В бурю к ним постучалась девушка, вся мокрая и жалкая, но утверждающая, что она — настоящая принцесса! В ходе проверки королева уложила ее на 20 тюфяков + 20 перин, под которые положила горошину. Утром гостья пожаловалась на плохой сон, ибо всю ночь ей что-то очень мешало и наставило синяков по всему телу.
Волшебный холм
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Ящерицы обсуждают, что в волшебном холме готовятся к встрече знатных гостей. Когда холм раскрылся, из него вышла старая лесная фея, которая носила на лбу янтарное сердце. Она попросила козодоя разнести приглашения: на большой бал — всех, даже людей, если они разговаривают во сне или занимаются еще чем-то «по нашей части», а на банкет — только знать, ведь ожидали старого норвежского тролля с сыновьями, за которых предполагалось выдать 2 дочек лесного царя, и которые были «неважно воспитаны».
Королевство Великобритания
Эта статья — об исторически существовавшем государстве, называвшемся «» (1707—1800). О современном государстве-преемнике см. статью: Великобритания
Грейфсвальдский союзный договор
— договор, между Россией и Ганновером, подписанный в Грейфсвальде 28 октября 1715 года русским представителем Борисом Ивановичем Куракиным и ганноверским резидентом в Пруссии Гейшеном. Договор являлся попыткой Петра I втянуть на своей стороне в Северную войну Великобританию, поскольку Ганноверский курфюрст Георг Людвиг с 1714 года, в силу личной унии, одновременно являлся английским королём Георгом I.
Вахтмейстер, Карл Ханс 1682 1731
Введение 1 Биография 2 Семья Список литературы Введение Карл Ханс Вахтмейстер (швед. Carl Hans Wachtmeister; 15 июня 1682(16820615), Стокгольм — 31 января 1731, Стокгольм) — шведский адмирал, барон.
Адмиралтейств-коллегия Швеция
Адмиралтейств-коллегия (швед. Amiralitetskollegiet) – центральный государственный орган управления военно-морским флотом Швеции в XVII-XVIII вв.
Гаман, Иоганн Георг
Иоганн Георг Гаман (нем. Johann Georg Hamann; 27 августа 1730, Кёнигсберг — 21 июня 1788, Мюнстер) — немецкий философ, идеолог литературного движения «Буря и натиск». Представляет вместе с Гердером и Якоби реакцию против школьного рационализма и догматизма во имя свободного религиозного чувства и живой веры.
Гёльдерлин, Иоганн Христиан Фридрих
Введение 1 Биография и творчество 2 Признание и наследие 3 Гёльдерлин и музыка 4 Издания Введение Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (нем. Johann Christian Friedrich Hцlderlin; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт.
Макензен, Ганс Георг фон
Введение 1 Биография 2 Образование 3 Карьера в армии 4 Карьера в МИД Введение Ганс Георг фон Макензен (26 января 1883, Берлин, Германская империя — 28 сентября 1947, Констанц, Баден, ФРГ) — немецкий государственный деятель. Капитан (1919). Группенфюрер СС (1942).
Пухта, Георг Фридрих
Введение 1 Биография 2 Основные идеи 3 Библиография Список литературы Введение Георг Фридрих Пухта (нем. Georg Friedrich Puchta, 31 августа 1798, Кадольцбург — 8 января 1846, Берлин) — немецкий юрист, последователь Ф. Савиньи, представитель исторической школы права.
Рутс, Иоганн Георг Валентин
Валентин Рутс. Вильседе Иоганн Георг Валентин Рутс (нем. Valentin Ruths; 1825—1905) — немецкий ландшафтист. С 1843 г. упражнялся в рисовании на камне, в 1846 г. поступил в политехническую школу и посещал рисовальные классы античной залы Академии художеств в Мюнхене.
Циммерман, Иоанн Георг Риттер фон
План Введение 1 Философ 2 Врач 3 Иоанн Георг Циммерман и Россия 4 Характер. Афоризмы Список литературы Введение Иоа́нн Гео́рг Риттер фон Циммерма́н (нем. Johann Georg Ritter von Zimmermann; часто пишут без титула: Иоанн Георг Циммерман или Иоганн Георг Циммерман; 8 декабря 1728, Бругг, Швейцария — 7 октября 1795, Ганновер, Германия) — швейцарский философ и врач.
Георг V король Ганновера
Ганноверский талер 1855 г. с портретом короля Георга V Георг V (нем. Georg V.; 27 мая 1819 — 12 июня 1878) был пятым и последним царствующим королём Ганновера (с 1851 по 1866). Член британской королевской семьи, сын Эрнста Августа, герцога Камберлендского, внук Георга III и двоюродный брат королевы Виктории.
Георг I король Великобритании
Георг I (нем. Georg Ludwig von Hannover, англ. George I; 28 мая 1660(16600528), Ганновер — 11 июня 1727, Оснабрюк) — король Великобритании с 1 августа 1714 года, первый представитель Ганноверской династии на королевском троне Великобритании.
Георг II король Великобритании
Гео́рг II Ганноверский (Георг Август, англ. George II, нем. Georg II., 10 ноября 1683 — 25 октября 1760) — король Великобритании и Ирландии (11 июня 1727—1760), курфюрст Ганновера и герцог Брауншвейг-Люнебургский (11 июня 1727—1760), сын Георга I. Последний монарх Британии, родившийся за её пределами.
Виндзорская династия
План Введение 1 Представители династии 2 Генеалогия Введение Виндзорская династия — ныне правящая королевская династия в Великобритании, младшая ветвь древнего саксонского дома Веттинов. До 1917 года носила название Саксен-Кобург-Готской. В конце Первой мировой войны 17 июля 1917 года Георг V отказался за себя и свою семью от всех немецких титулов и званий, а также от родового имени, приняв фамилию «Виндзор» по названию Виндзорского замка.
Северное Возрождение
План Введение 1 Отличие от итальянского Возрождения 2 Периоды 3 Представители Список литературы Введение Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Штаден, Ханс
Гравюра из книги Штадена 1557 г, изображающая каннибализм в племени тупинамба. Ханс Штаден , нем. Hans Staden (c. 1525 Хомберг (Эфце) — c. 1579 Вольфхаген или Корбах) — немецкий ландскнехт и моряк, дважды путешествовавший в Южную Америку в составе испанской и португальской экспедиций конкистадоров.
Вахтмейстер, Карл Ханс
Карл Ханс Вахтмейстер (швед. Karl Hans Wachtmeister; 2 апреля (12 апреля) 1689(16890412) — 7 марта (18 марта) 1736) — адмирал шведского флота, граф, сын Ханса Вайхтмейстера старшего.
Вахтмейстер, Ханс
Ханс Вахтмейстер (швед. Hans Wachtmeister; 24 декабря 1641 (3 января 1642)(16420103) — 15 февраля (26 февраля) 1714) — адмирал-генерал шведского флота, основатель Карлскруны (1680).
Список шведских губернаторов Сен-Бартельми
Шведские губернаторы Сен-Бартельми стали назначаться после продажи французами острова Швеции в 1784 г. Первый из них прибыл на остров в марте 1785 г. Райалин, Саломон Мауриц фон (1757-1825) – март 1785 – март 1787
Биография Ханса Кристиана Андерсена
Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки.
Андерсен Ханс Кристиан
Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: "Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену" — и отнес тросточку на почту.
Агрикола, Георг
Агрикола, Георг (Agricola, Georgius) (1494–1555), немецкий учитель, врач, ученый и писатель.