Датский теолог, философ, писатель.
Сёрен Аби Кьеркегор родился в Копенгагене 5 мая 1813 года. Воспитание юного Сёрена находилось под контролем отца. В шесть лет Сёрен пошел учиться в школу. Осенью 1830 года по воле отца семнадцатилетний Сёрен стал студентом теологического факультета Копенгагенского университета. Зачисленный, как и все студенты, в королевскую лейб-гвардию, он через три дня был отчислен из нее по состоянию здоровья. Кьеркегор вел легкомысленный образ жизни, свойственный молодежной богеме, предпочитая серьезным занятиям и изучению богословских трактатов попойки с приятелями в ресторанах и посещение оперного театра, благо отец терпеливо оплачивал все долги своего "блудного сына".
Однако образ жизни фланера и повесы неминуемо привел к неудовлетворенности, разочарованию и депрессии, из которой вывело Сёрена неожиданное знакомство с четырнадцатилетней Региной Ольсен. Кьеркегор впервые встретился с ней в мае 1837 года. Это была его первая и последняя любовь. Три года после знакомства они были помолвлены. А на другой день после обручения, как свидетельствует его "Дневник", Сёрен уже сожалел об этом. Ровно год спустя неожиданно для Регины она получила обратно обручальное кольцо с прощальным письмом. Расставшись с Региной, он долгие годы тяжело переживал это расставание.
Спустя шесть лет после разрыва Регина вышла замуж за своего бывшего учителя и поклонника Фрица Шлегеля, впоследствии датского губернатора на Антильских островах. "Она вышла замуж... Когда я прочел об этом в газете, меня словно хватил удар..." Кьеркегор обратился с письмом к Шлегелю: "В этой жизни она будет принадлежать вам. В историю она войдет рядом со мною". Он посвятил ей две свои "Назидательные речи". Он завещал ей все свое имущество. Регина Шлегель пережила Кьеркегора на полвека. Она умерла 82 лет от роду. "Он пожертвовал мною Богу", - писала она незадолго до смерти.
В литературных произведениях Кьеркегора есть некоторые раздумья о браке, которые проливают свет на его экстравагантный поступок. Это, крупнейшее событие в личной жизни Кьеркегора, биография которого сделалась предметом бесчисленных исследований.
Разрыв с Региной произошел спустя две недели после того, как Кьеркегор защитил свою магистерскую диссертацию "О понятии иронии, с особым вниманием к Сократу". В 1838 году ушел из жизни отец Сёрена. В наследство от отца ему осталось более 30 тысяч ригсдалеров в ценных бумагах, обеспечившая ему не только комфортабельное, но и позволившая оплачивать издание всех его сочинений.
В 1843 году вышло в свет крупнейшее произведение Кьеркегора - двухтомная этико-эстетическая работа "Или - или" в 838 страниц. За последующие двенадцать лет (до его смерти) он опубликовал более шести тысяч печатных страниц (пятнадцать томов Собрания сочинений), а его рукописное наследство составляет почти десять тысяч страниц (в том числе "Дневник", начатый им с 1838 года и продолженный до конца жизни), заполнивших двадцать печатных томов. Это эстетические, этические, религиозные (88 "Назидательных речей"), философские произведения.
Всю жизнь Кьеркегор чувствовал себя несчастным человеком. Его одолевали меланхолия, ипохондрия, преодолеваемые пароксизмами творческого вдохновения. Каких только анормальностей не нашли специалисты у датского философа - шизофрения, эпилепсия, эдипов комплекс, мазохизм, нарциссизм, бессознательный гомосексуализм и маниакально-депрессивный психоз.
Вопреки нескончаемым сомнениям, одолевавшим Кьеркегора, у него не было сомнения в одном: в своей гениальности. "Я отлично знаю, - утверждал он уже в начале своей литературной карьеры, - что в данный момент я самая одаренная голова среди всей молодежи...". А через пять лет: "То, что я являюсь писателем, который безусловно окажет честь Дании, это твердо установлено..." И еще год спустя: "О, после моей смерти одного "Страха и трепета" будет достаточно, чтобы сделать мое имя бессмертным".
Название одной из лучших книг философа "Страх и трепет" взято из Ветхого завета - она посвящена рассмотрению философско-нравственных проблем на материале сказания о Аврааме и Исааке. Задумываясь о смысле человеческой жизни, Кьеркегор создает беспредельно пессимистическую картину, связанную с реальной действительностью общества своего времени, но эта картина может быть соотнесена с современной эпохой.
Последний год жизни Кьеркегора - это год его бунта, мятежа, восстания против религиозного лицемерия и формальной обрядности протестантской церкви. Поводом для восстания послужила кончина в 1854 году главы датской протестантской церкви епископа Мюнстера, друга и духовного наставника Кьеркегора-отца. Огромное нервное возбуждение не прошло бесследно. Кьеркегор, потеряв сознание, упал на улице и через несколько дней скончался в возрасте 42 лет. Это произошло 11 ноября 1855 года. Чувствуя приближение смерти, философ пожелал причаститься, но не из рук священника, а от частного лица. В этом ему было отказано. Толпа видела в его смерти перст Божий. Своей надгробной эпитафией он задолго до смерти избрал: "Тот Единичный".
Другие работы по теме:
Эстетика
Родоначальник философского экзистенцианализма. Французский философ и литератор Жан-Поль Сартр. Выступления мировой общественности против фашизма, колониализма, национализма. Буржуазная теория "искусство для искусства". Выражение эстетических взглядов.
Что есть философия
Тестовые задания по теме «Что есть философия» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания Что есть философия? Предмет философии Функции философии
Философия экзистенциализма 4
Лекция «Философия экзистенциализма» План лекции Философия экзистенциализма. Религиозный и атеистический экзистенциализм Истоки экзистенциализма в философии Кьеркегора
Философия экзистенциализма 2
Министерство образования Российской Федерации Ярославский государственный технический университет Кафедра философии Реферат на тему Философия экзистенциализма
Философия Кьеркегора
Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, посколь- ку он пожирает все конечное и обнаруживает его обманчивость.
Позитивизм как философская проблема
Содержание Введение…………………………………………………………………..3 1. Начало позитивизма…………………………………………………..4 2. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма……………………5
Структура философии
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях.
Экзистенционализм о смысле и бессмысленности жизни
Понятие и сущность экзистенциализма в философском аспекте, а также характеристика взглядов его основных представителей – С.О. Кьеркегора, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю, Ж.-П. Сартра. Анализ различий подлинности и неподлинности существования человека.
Современный иррационализм
Современный иррационализм - стремление ограничить возможности рационального познания и противопоставить ему созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Исследование волюнтаризма А. Шопенгауэра, предэкзистенциализма С. Кьеркегора, феноменологии Э. Гуссерля.
Философия Кьеркегора
Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, посколь- ку он пожирает все конечное и обнаруживает его обманчивость.
Кьеркегор: жизнь и творчество
Жизнь и творчество Сёрена Кьеркегора Курсовая работа Ярославль 2002 Оглавление Оглавление 3 Введение 4 Глава1 7 Детство и юность 7 Драматическая помолвка 10
Экзистенциалисты
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования – направление современной философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.
Философия жизни
Спиритуализм, интерес к эстетическим и моральным ценностям. "Философия жизни" А. Бергсона и учение об интуиции и творческой эволюции. "Герменевтика жизни" В. Дильтея, проблема историзма и методология гуманитарного познания, экзистенциализм С. Къеркегора.
Шестов Лев
Шестов Лев(настоящее имя -Шварцман Иегуда Лейб) - философ-экзистенциалист. Его мышление развивалось в русле идей Кьеркегора, Достоевского, Ницше. Существование противопоставлял ориентации на рациональное знание, обездушенное и порабощающее.
Философия Серена Кьеркегора
Философия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля.
Европейская философия XIX века
Для Европы, европейской культуры и европейского сознания XIX век — классический. Таковым он стал и для истории европейской философии. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма, последователей и критиков Канта.
Страдание как аспект проблемы смерти
Проблема смерти может рассматриваться и через диалектику индивидуального и общего, проявляющуюся в типах поведения человека в процессе перехода к смерти и в возможных перспективах существования после смерти.
Сёрен Кьеркегор
№є1иҐПVRЏчb«1 ‘Г>чВxф сrг™|–єА?o- / Чњџ Ј,щxІЪЧиIlГuуtЂПH6$ёbO2О.«ѕ:‰‚сJ€ЦбК X" RЁє~Oи-к-е7HнЉP ^X§ SK†__3ЬбQP %ж—u9ђhU®_ЕЧ±Р3?їРЉњб¬Д Vv ЃъДг»Иът[ў 1 ЃdN№эХ,ь‹auГёЋZqж VЗ ] Ш†ыz Џ чЙ« л’і z= Чљј…GЛ»ШҐzW J!ђОQЈґBгА H/™S,g ТOлЯ–Р1ф,©D ·з5zМPЮХ®Lч"єщ bki”ЈХBчЇy8 —e›љ®Lї‚.Ь–¬іЪЁ1Ё _гk;ІЊЁПя! … ЏЎOВRЁ¦tTµE Њfяt¦p–ЭU ЂҐ‘з„x70k™ућf ‡B=^Y#~J 7 NЗ’МKчЋ ›·Лк®N‰ГhЬEЯЈOВљ_њR•›щЮ“вk_ ]T”C ЈмbПЛ~ѕ¶«YmN4‡?гйч!фЧјЊў{н‚ §] 9|mЊ?XҐСтk7cMв?щШ л¤mI/r.‘Bh••H@ЇЧs 6љ3 з‚r6[-і†6rфІў>}/@kЄѓ†ы6‹vлµX вrCј·ШяQ, Ьъ€°чыУUg] _Z1¶–т+жЯXлb]ј5Y{xkВњЩbъ–?«пЎ@џхtІPУЁ%s V: э&пЅиМш«uHХsБїЄuчЋ н5¬ к ќu!'){Тт’x(бAарR ЄЗЦІ№'ь=Y/ЭaЂ1Чі€:MИMP "фЬKЦ‘ъ ‹ЁIx‘ћ;ЯљБЙЯS¦Vё›ЈбfЖ"^ЖчtҐљУи8 {ЖкйбШу6НЄ bґoрi‹ЇW¬ї3 ёЬ•ј]"‹ЄЩыvЦ@жW, ±«+…x¤Ъh==ЯђэLЕy :RЩIЇлкW#Х‘Дн=сљлU?6§с СэXN!«І’Э… йо о №’В‘ ]uх Y?д[В7быЮTZ…v!Ё љ&Цy©ГйФ^–'Хю ‰(Q#w D·Ќy гы±Р V_fФ—аЭЂЕ®ѓ^[ Жјо|З_Ihн ЮґЏ€џр t%ЬЎ?
Актуальна потому, что эстетика
Реакционные элементы эстетики романтизма выдвигаются на передний план, превозносятся в их значении для эстетики современного модернизма. При этом всячески преуменьшаются прогрессивные моменты романтической эстетики, тесно связанные с последующими реалистическими тенденциями в развитии искусства
«Этические воззрения Сёрена Кьеркегора»
«взбежавши на холм, проклял Бога». Из-за этого он считал себя и весь свой род проклятым и не скрывал этого, «юный Сёрен уже знал, что он обременён тяжёлым наследственным грехом». Несомненно, это не могло не повлиять на философа
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).
Сёрен Аби Кьеркегор. Дневник обольстителя
«Дневник обольстителя» — это написанная в форме романа часть самой известной книги датского философа и писателя Серена Кьеркегора «Или — Или», иногда печатающаяся и отдельно.
Государственный строй Гренландии
План Введение 1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть 4 Политические партии 5 Административное деление 6 Внешняя политика
Серен Кьеркегор как протестантский философ
Сёрен Абюэ Кьеркегор родился в Копенгагене 15 мая 1813 года. Мрачность, набожность и богатое воображение его отца, который был богатым купцом и строгим лютеранином, оказали большое влияние на Кьеркегора. Он изучал теологию и философию в Копенгагенском университете, где познакомился с философией Гегеля и активно выступил против неё.
Жорж Батай
Батай (Bataille) Жорж (1897–1962) – французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера – «самый светлый ум во Франции».
Сёрен Кьеркегор
Kierkegaard, Seren (1813–1855), датский философ, религиозный мыслитель и литератор, родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет.