(1891-1938)
Не только среди российских, но и среди лингвистов всего мира трудно найти столь яркого и необычного человека, каким был Евгений Дмитриевич Поливанов (1891-1938). Он родился в Смоленске, окончил Петербургский университет и был учеником Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ. От учителя он воспринял многие идеи, в частности психологический подход к фонологии. Одну из идей своего учителя -- идею о равноправии всех языков -- он в советское время пытался осуществить на практике. Одновременно Е.Д.Поливанов окончил ещё одно учебное заведение -- Восточную практическую академию по японскому разряду -- и начал свою лингвистическую деятельность как японист.
Судьба учёного была трагической. Дворянин по происхождению, он всем сердцем принял Октябрь 1917 года. С этого же года -- заведующий отделом стран Востока в Народном комиссариате иностранных дел, с 19 года -- член КПСС, профессор Петроградского университета, с 21 года -- сотрудник Коминтерна. Работал в разных университетах России, Узбекистана, Киргизии.
Революционер, организатор партизанского отряда красных китайцев во время Гражданской войны; дипломат, автор первоначального варианта Брестского мира;просветитель, один из основателей первого в Средней Азии университета; создатель алфавитов для бесписьменных народов; полиглот, который знал десятки языков (он переводил Гёте с немецкого на узбекский и разъяснил японским учёним сущность ударения в их языке), -- многое было в жизни этого удивительного человека. О Поливанове ходили разнообразные легенды, нередко созданные им самим. Говорили, что он мог всего лишь за несколько часов написать целый научный труд, что он поднимался на занятия со студентами по водосточной трубе, что во время его скитаний по Средней Азии на него напали бандиты: одного он убил, других обратил в бегство, хотя у него с юности не было кисти левой руки...
Друг Поливанова писатель и литературовед Виктор Борисович Шкловский писал спустя почти полвека после его гибели : "Поливанов был обычным гениальным человеком. Самым обычным гениальным человеком."
В каждой работе, даже посвящённой частному вопросу, учёный решал общие теоретические проблемы. Изучая самые разные языки, Поливанов прежде всего имел в виду человеческий язык вообще. Он стремился построить теорию языка, используя как можно больше материала. Этот подход отразился в его книге "Введение в языкознание для востоковедных вузов", совместившей в себе учебник и теоретический труд. Сохранилась только первая её часть, типографский набор второй был рассыпан, а сама рукопись пропала. Также им была написана "Грамматика современного китайского языка", "Грамматика японского разговорного языка","Русская грамматика в сопоставлении с узбекским языком", "Опыт частной методики преподавания русского языка" и др.
Е.Д.Поливанов никогда не соглашался ни с ограничением линвистики проблемами "языка в самом себе и для себя", ни с отказом от исследований истории языка. Он не только активно занимался историей языков, но и пытался решить вопрос, который оказался не под силу языкознанию 19 столетия : почему происходят изменения в языке? Он считал, что главная причина -- <<"Лень человеческая" или -- что то же -- стремление к экономии трудовой энергии>>, а влияние политических и экономических причин может быть лишь косвенным, хотя некоторые другие советские учёные доказывали обратное.
Поливанов поставил ещё один вопрос, связанный с развитием языков, на который не дала ответа даже современная наука. Вслед за Бодуэном де Куртенэ он писал о том, что языкознание изучает либо прошлое, либо настоящее языков, но необходимо исследовать ещё и языковое будущее. Он считал, что лингвист должен владеть "прогнозом языкового будущего", выявляя в истории языков закономерности развития, надо уметь предсказывать их дальнейшее действие. Однажды молодой лингвист спросил Поливанова о том, какой характер имело ударение в классической латыни. Учёный ответил, что оно было очень похожим на ударение, которое будет в японском литературном языке примерно через два столетия.
Е.Д.Поливанов стремился создать общую теорию языкового развития, которая объясняла бы, почему те или иные языки развивались именно таким образом. Эту теорию он называл лингвистической историологией. Однако создать её учёный не успел.
Поливанов был одним из основателей социолингвистики, которую рассматривал как основу для построения общества будущего. Приверженность этой идее во многом определила его жизнь и её трагическое завершение.
С начала 30-х годов оказался в изоляции. Его работы не публиковали ни в Москве, ни в Ленинграде, в августе 1937 года был арестован и в 1938 году расстрелян в подвалах Лубянки.
Другие работы по теме:
Русские арготические этимологии
Интерес к русскому арго у историков языка принято оправдывать тем, что этот "аномальный" слой языковой системы способен накапливать явления, которые нехарактерны или редки в других функциональных регистрах языка.
Социологизм в лингвистике
Социологизм в лингвистике, совокупность познавательных установок, идей и методов лингвистического исследования, предполагающих необходимость или, как минимум, важность и целесообразность учета связей языка и общества.
Социолингвистика как наука
СОЦИОЛИНГВИСТИКА. В 20е гг Е.Д. Поливанов предложил термин «социологическая лингвистика». В 1952 г. американский учёный Х.Карри озвучил термин «социолингвистика».
Нужна ли нам в школе харизма?
Для того, чтобы в школе формировать образы героев, у учеников должно быть ощущение единства системы ценностей родителей и учителей, друзей и авторитетных сверстников.
Образы помещиков в поэме Н. Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
Автор: Некрасов Н.А. Сюжетной основой поэмы являются поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”.
Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. 2
Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его огромные духовные силы.
Лингвистическое наследие Е. Д. Поливанова (1891-1938)
Основные этапы научной биографии Е. Д. Поливанова. Е. Д. Поливанов и его вклад в общее языкознание. Лингвистические взгляды Е. Д. Поливанова и идеи его учителя И. А. Бодуэна де Куртенэ. Е. Д. Поливанов - социолог языка.
Гуссерль и Шпет
В те годы, когда Шпет в России становится главным провозвестником феноменологии, он много занимается теми вопросами, которые позднее вошли в сферу семиотики. Это видно в большом сочинении по герменевтике, первая часть которого была закончена в 1918 г.
Языковая личность портрет современного интеллигента
Один из самых талантливых наших лингвистов Евгений Дмитриевич Поливанов еще в 20-е годы прошлого века (в совсем «неинтеллигентное» время!) задавался вопросом: что позволяет нам среди услышанных нами по телефону голосов почти безошибочно выделять голоса интеллигентные? Ведь иногда и слов-то как следует не разобрать, а суждение об интеллигентности голоса мы, тем не менее, делаем с уверенностью.
О сопоставительном методе
Первое положение при установлении принципов сопоставительного метода — это строгое различение сопоставительного и сравнительного методов.
Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живется весело и вольготно.
Химия и оборона в Первой мировой войне
Значение химической промышленности как основы военной экономики не нуждается в специальных доказательствах. Пожалуй, наиболее очевидным ее предназначением является обеспечение всех родов войск боеприпасами большой гаммы калибров.
Поливанов, Юрий Игнатьевич
Ю́рий Игна́тьевич Полива́нов (1751—1813) — генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года. Происходил из дворян Калужской губернии, родился в 1751 году, сын бывшего солдата лейб-гвардии Преображенского полка Игнатия Ивановича Поливанова.
Журнал императорского Русского военно-исторического общества
— первоначально Императорское Русское военно-историческое общество было намечено издавать отдельные сборники исторических материалов и крупные исследования под названием "Труды" общества, но затем было признано желательным издавать параллельно с этими "Трудами" и периодический орган, названный "Журналом" общества. 22 ноября 1908 года совет утвердил положение о журнале и избрал редактором его своего сочлена, генерал-майора П.
ГОЭЛРО
Введение 1 Выполнение плана ГОЭЛРО 2 Члены Комиссии ГОЭЛРО 2.1 Участники разработки плана ГОЭЛРО 3 ГОЭЛРО в литературе и искусстве 4 «ГОЭЛРО — 2» Список литературы
Земский приказ
План Введение 1 История 2 Компетенция приказа 3 Руководители ведомства в XVI-XVII веках 3.1 Земский двор 3.2 Старый земский двор/ Новый земский двор 3.3 Земский приказ
Голицын, Михаил Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Браки и дети 3 Награды Введение Михаи́л Миха́йлович Голи́цын, Михаил Михайлович Старший (1 ноября 1675(16751101), Москва — 10 декабря 1730), князь, русский полководец, генерал-фельдмаршал (1725), соратник царя Петра I. Прославился в Северной войне 1700—1721 годов.
Археология. Бронза
Одна из самых ярких ранних энеолитических провинций. Территория Балкано-Карпатской Европы и юга Восточной Европы. Объединяющий фактор. Одинаковая «чистая медь» с опр. примесями на всей этой территории. Типы выпускаемой массивной продукции (3): «крестообразные» втульчатые топоры-тёсла, топоры-молотки; уплощённые тёсла-долота.
Репнин, Аникита Иванович
Аникита Репнин. Гравюра начала XIX века Князь Аники́та Ива́нович Репни́н (1668(1668) — 3 июля (14 июля) 1726, Рига) — русский генерал-фельдмаршал времен Великой Северной войны, отвечал за взятие Риги в 1710 году и был губернатором Лифляндской губернии с 1719 года до самой смерти.
Понятие фразеологической единицы
Фразеологический объект - готовое целое выражение с известным и данным заранее значением называется фразеологическим оборотом, или идиомом. Признаки фразеологических оборотов: прямое значение, переносное значение, многозначность.
Мовознавство в СРСР (20-40 роки ХХ ст.)
Умовами розвитку лінгвістичної науки в СРСР значеною мірою керували ідеологічний прес та штучно створена ізоляція вчених від світового товариства. Однак, мовна школа в СРСР існувала й розвивалася завдяки таким мовознавцям ак Пєшковський, Щерба, Мещанинов.
Кочетков Афанасий Иванович
По гороскопу Афанасий Кочетков - "рыба". Детство он провел у реки. Этим артист объясняет свою необычайную тягу к воде на протяжении всей жизни. Водная стихия для него - родная. Она восстанавливает, лечит, питает энергией, помогает размышлять.
Ядерное оружие
На сегодняшний день ядерное оружие по-прежнему рассматривается руководством страны в качестве одного из элементов великодержавности и поддержания стратегической стабильности.