.
Очерк жизни и творчества
М. А. Кузмин родился в Ярославле в семье мелкого помещика. Отец поэта, морской офицер в отставке, происходил из старинного дворянского рода, мать была внучкой известного французского актера Жана Офрена. Семья была религиозной, старообрядческой. Именно родословной Кузмина многие его современники будут пытаться объяснить природу его разнонаправленных художественных вкусов и пристрастий: любовь к старинному "Прологу" и увлечение гривуазной литературой XVIII в., творчеством Н. С. Лескова и мемуарами Казановы, пристальный интерес к католицизму и паломничество в олонецкие скиты, в Выговскую старообрядческую обитель. "Изящный стилизатор, жеманный маркиз в жизни и творчестве, он в то же время подлинный старообрядец, любитель деревенской русской простоты", — так писал о поэте близко знавший его критик Е. А. Зноско-Боровский, автор наиболее обстоятельной статьи о творчестве Кузмина.
После смерти отца в 1886 г. семья переехала в Петербург, где будущий поэт окончил гимназию и в 1891 г. поступил в Петербургскую консерваторию в класс композиции к Н. А. Римскому-Корсакову. Однако, проучившись три года, он оставил консерваторию и интенсивно занялся самообразованием, избрав наставником своего близкого друга Г. В. Чичерина, впоследствии известного советского дипломата. Именно он ввел молодого композитора, автора музыки к собственным стихотворениям, в круг художников "Мира искусства" (К. А. Сомов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст) и познакомил с деятелями кружка "Вечера современной музыки" (В. Ф. Нувель, В. А. Каратыгин, А. П. Нурок).
Литературный дебют Кузмина состоялся на страницах альманаха "Зеленый сборник", изданного В. Н. Верховским в 1905 г. Кузмин был представлен тринадцатью сонетами в духе ранних итальянских лириков и драматической поэмой "История рыцаря д'Алессио".
Зимой 1906 г. Кузмина уже можно встретить на "башне" у Вяч. Иванова и на "воскресеньях" у Федора Сологуба. В. Пяст, активный участник литературного процесса тех лет, вспоминал: "...в числе гостей Сологуба оказался одетый в особую поддевку своеобразного стиля, с какими-то шаровидными и резными застежками, певец и музыкант, исполнявший под собственный аккомпанемент свою музыку на свои же слова — черный, как смоль, молодой, румяный молодой человек, это был не кто иной, как М. А. Кузмин. Он пел свои „Куранты любви" и другие песни первых лет своего литературного расцвета". В том же году к Кузмину приходит известность. Его заметил и оценил В. Я. Брюсов, поместивший в редактируемом им журнале "Весы" стихотворный цикл Кузмина "Александрийские песни", где поэт проявил себя как тонкий мастер литературной стилизации. М. А. Волошин в "Александрийских песнях" увидел "цветы истиннойантичной поэзии, хотя сквозь них сквозит александрийское рококо". Вышедшая тогда же повесть "Крылья", касающаяся "запретных" эротических тем, принесла Кузмину скандальную славу и репутацию "русского Оскара Уайльда".
Сборник стихов "Сети" (1908) укрепил известность Кузмина в литературно-художественных кругах Петербурга. Апофеоз чувственного наслаждения, стихия "вещной" описательностн, легкость письма, обманчивая ясность содержания — эти черты, определившие поэтику "Сетей", прозвучали диссонансом на фоне "метафизической" поэзии символистов. Стихотворение "Где слог найду, чтоб описать прогулку..." было воспринято как эстетический манифест и снискало Кузмину на долгие годы амплуа поэта, воспевающего "дух мелочей, прекрасных и воздушных", поэта "веселой легкости бездумного житья". "Музыкальная легкость, изящная небрежность, пушкинская игривость, непринужденность" — так оценивал поэзию Кузмина С. М. Соловьев. Ему вторил В. Я. Брюсов: "Изящество — вот пафос поэзии Кузмина", "стихи Кузмина — поэзия для поэтов". Однако гедонистический эстетизм, действительно отличавший поэзию раннего Кузмина и сближавший его с представителями русского "нового искусства", имел сложные философские основания и был результатом знакомства поэта с философией Плотина, родоначальника неоплатонизма, у которого апология любви как духовной силы соседствовала с отстраненно-ироническим отношением к миру. У Франциска Ассизского Кузмин учился благоговению перед жизнью в разных ее проявлениях — от "прелестей и пустяков мирного житья" до совершенных созданий природы и искусства. "Радостное ощущение бытия", умиленность перед творением Божиим окрасило все творчество Кузмина. Поэты-францисканцы, творчеством которых он был увлечен в 1890-е годы, привлекали его сочетанием эротизма и мистики и тем языческим ощуще нием полноты мира, которое он находил и в столь пленявших его эпохах раннего христианства. Интерес Кузмина к различным мистическим традициям — от эзотерических восточных культов до русского сектантства — отражал его духовный путь, стремление найти себя "в мытарствах и странствиях" по тысячелетней истории культуры.
"Лирический сюжет" первой поэтической книги Кузмина предстает как вариант платоновского "эротического восхождения" к истине — торжеству духовности, что на стилевом уровне выражается в форме перехода от декоративности, конкретности "голландского" письма к аллегоричности и многозначности образов. Внутренний план книги определяет будущую эволюцию Кузмина — поэта и прозаика: от обыденности, фиксируемой в деталях зримого мира, к обретению метафизического опыта с помощью таинственного Вожатого.
В следующем сборнике "Осенние озера" (1912) декоративная стилизация сменяется просветленными пейзажами, поэтическая мысль завуалирована и как бы растворена в свободной кантиленности стихотворных форм. Особенности новой манеры Кузмина чутко уловил Н. С. Гумилев. "В стихах М. Кузмина, — писал он, — слышны то манерность французского классицизма, то нежная настойчивость сонетов Шекспира, то легкость и оживление старых итальянских песенок, то величавые колокола русских духовных стихов. Но его по-современному чуткая душа придает этим старым темам новую свежесть и очарование. Его всегдашняя тема — любовь, и он настолько сроднился с ней, воспринял ее сущность, такую земную и такую небесную, что в его стихах совершенно естественны переходы от житейских мелочей к мистическому восторгу. Эти переходы — главная характерность его поэзии".
Поэтика раннего Кузмина, развиваясь под знаком "кларизма", возрождала принципы пушкинского гармонического стиля. Но постепенно поэт все дальше отходит от идеи "прекрасной ясности". В сборниках "Вожатый" (1918), "Эхо", "Нездешние вечера" (оба — 1921) усиливается мистико-оккультная тема. Искусство понимается как наваждение, колдовство, все настойчивее проводится мысль о его "дельфийской, сибиллинской сущности". В начале 1920-х годов Кузмин полностью отходит от "кларизма", что отчетливо показывает сборник "Параболы" (1923), где раздел "Стихи об искусстве" состоит из нескольких стихотворных эстетических трактатов. Это стихи, в которых неоплатонизм слит с другими мистическими традициями (гностицизм, пифагорейство, масонство, астрология, алхимия). Нагруженность эзотерической символикой делает стихи Кузмина трудными для понимания. Смысл эстетических исканий современного искусства он видит "в смешанности стилей, сдвиге планов, сближении отдаленнейших эпох". Последний сборник поэта "Форель разбивает лед" (1929) свидетельствует о его интересе к новым направлениям и тенденциям в искусстве — экспрессионизму, сюрреализму, принципу монтажа.
В первые послереволюционные годы Кузмин сотрудничал в издательстве "Всемирная литература", много работал для театра, занимался переводами, входил в редколлегию газеты "Жизнь искусства". После смерти А. А. Блока в течение года заведовал литературной частью в Большом драматическом театре. В начале 1920-х годов он вместе с К. Вагиновым, А. Пиотровским, В. Дмитриевым, А. Радловой, С. Радловым, Ю. Юркуном организовал группу под названием "эмоционалисты", выпустившую манифест "Эмоциональность как основной элемент искусства" (1924), альманах "Часы" и три выпуска сборника "Абраксас". К началу 1930-х годов творчество Кузмина воспринималось как несозвучное времени, и он вынужден был отойти от литературной деятельности.
Другие работы по теме:
Михаил митрополит Киевский
988 — 991Церковь:Константинопольская православная церковьОбщина:Киевская МитрополияПреемник:Леон Митрополи́т Михаи́л — cвятой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю[1]. Согласно церковном преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988—991).
Лермонтов м. ю. - Мои размышления над поэмой мцыри
Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра в котором не работал. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь.
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Идёт война народная
Так называется сборник рассказов С. П. Алексеева. Книга открывается сценой жесточайшей битвы на полях Подмосковья, а завершается рассказом «Победа». В нём говорится о том, как два воина — русский Михаил Егоров и грузин Милетон Кантария — водрузили на крыше рейхстага Знамя Победы. Между этими историческими событиями было много других сражений и побед.
Ломоносов Михаил Васильевич 2
Ломоносов Михаил Васильевич 08 ноября 1711 - 04 апреля 1765 Великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт Ломоносов Михаил Васильевич родился в 1711 году в деревне Денисовка, в семье государственного крестьянина-помора. Мальчик рос в суровой обстановке, рано начал помогать отцу. Мать умерла, когда Ломоносову было 9 лет.
Богданова-Бельская П.
Серебряный век и ту его ауру, которая так привлекает нас нынешних, создавали не только "мэтры" и "зубры" литературы, живописи, театра вроде Блока, Малевича, Мейерхольда, Карсавиной.
Анализ произведения
Автор: Чехов А.П. Рассказ "Толстый и тонкий" написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г. Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что "толстый" - человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед.
Жизнь и творчество Михаила Кузмина
Михаил Алексеевич Кузмин — поэт, прозаик, критик, а также музыкант и композитор — имя, громко звучавшее в русской культуре начала века. Он был забыт надолго еще при жизни. Забыт как литератор, несозвучный современности.
М.А. Кузмин
Литературный дебют Кузмина. Сборник стихов «Сети».
Антоновский, Михаил Иванович
Михаил Иванович Антоновский (укр. Антоновський Михайло Іванович; 1759-1816) — российский и украинский историк, публицист, переводчик, выпускник Киево-Могилянской академии (1779) и Московского университета (1783).
Бушнов, Михаил Ильич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ростовский академический театр драмы им. М. Горького 3.2 Фильмография Список литературы
Ивано-Франковский областной комитет КП Украины
Ивано-Франковский (до 1962 Станиславский) областной комитет КП Украины - орган управления Ивано-Франковской (Станиславской) областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы).
Житомирский областной комитет КП Украины
- орган управления Житомирской областной партийной организацией КП Украины (1937-1991 годы). Житомирская область образована 22 сентября 1937 года из восточных районов Киевской области. Центр - г. Житомир.
Глинский, Михаил Васильевич
Миха́ил Васи́льевич Гли́нский (15??—1559) — князь, боярин и воевода, сын Глинского-Тёмного, шурин великого князя московского Василия Ивановича.
Головкин, Михаил Гаврилович
Михаил Гаврилович Головкин (1699 г. — 1754 г., Ярмонг, Якутия) — граф, кабинет-министр, сын Г. И. Головкина. Биография В 1712 году был отправлен за границу для обучения. Исполнял обязанности посла в Берлине в 1722 году. При Анне Иоанновне сенатор, надзирал за Монетным двором и канцелярией. В 1740 году — вице-канцлер, пользовался большим доверием Анны Леопольдовны, советовал ей объявить себя императрицей.
Леонтьев, Михаил Николаевич
Михаил Николаевич Леонтьев (1740—1784) — генерал-поручик, герой русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Родной внук генерал-аншефа Михаила Ивановича Леонтьева, родился в 1740 г., воспитывался в Сухопутном кадетском корпусе, по окончании курса в котором был произведён в поручики.
Вишневецкий, Михаил Серваций
Михаил Серваций князь Вишневецкий (белор. Міхал Сервацы князь Вішнявецкі, польск. Michał Serwacy książę Wiśniowiecki; 13 мая 1680(16800513), Львов — 16 сентября 1744) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского из рода князей Вишневецких герба Корибут.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Масальский, Михаил Юзеф
Михаил Юзеф Масальский (польск. Michał Jуzef Massalski; ок. 1700—1768) — военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, великий гетман литовский.
Борисов, Михаил Борисович
Михаил Борисович Борисов (8 февраля 1949, Москва) — советский и российский режиссёр, актёр. Заслуженный деятель искусств России, профессор театрального института им. Б.Щукина, зав. кафедрой РАТИ (ГИТИС), актер театра им. М.Ермоловой, режиссер-постановщик спектаклей театра Сатиры, театра им.
Михаил II Асень
Михаил II Асень (болг. Михаил II Асен) (1270-?) — царь Болгарии с 1277 по 1279 годы. Его правление было чисто номинальным и Михаила II Асеня обычно не включают в список болгарских правителей. В ряде источников именем Михаил II Асень неверно называют Михаила I Асеня, правившего несколькими десятилетиями ранее.
Жемчужниковы дворянские роды
Жемчу́жниковы (дворянские роды) — русские дворянские роды. Василий Терентьевич (Богданович) Жемчужников был воеводой в Вятке (1616). Его потомки были стольниками и стряпчими. Михаил Николаевич был сенатором (умер в 1865). Его сын, Алексей Михайлович — известный поэт. Род Жемчужниковых внесен в VI часть родословной книги Орловской и Калужской губерний (Гербовник, X, 94).
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Траубенберг, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Траубенберг (фон Траубенберг) (1722—1772) — российский генерал-майор, с убийства Траубенберга берёт начало Яицкое казачье восстание 1772 года и Пугачёвское восстание 1773—1775 годов.
Лучкай, Михаил Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Творческая и издательская деятельность Список литературы Введение Михаил Михайлович Лучкай (настоящая фамилия Поп; 19 ноября 1789, Великие Лучки — 3 декабря 1843, Ужгород) — русинский языковед, фольклорист и историк.
Вельтман, Михаил Лазаревич
Михаил Лазаревич Вельтман (пс. Павлович Михаил Павлович , Волонтер, 13(25) марта 1871, Одесса — 19 июня 1927, Москва) — российский публицист, историк, революционер, социал-демократ.
Барамия, Михаил Иванович
Михаил Иванович Барамия (1905 с. Лесичине, Грузия — ?) — советский государственный и партийный деятель. Биография С 19 лет на комсомольской, а затем и партийной работе.
Каховский, Михаил Васильевич
Каховский, Михаил Васильевич Михаил Васильевич Каховский (1734—1800) — русский генерал от инфантерии (пехоты) (с 1796). Участник Семилетней 1756-1763 гг., русско-турецких 1769-1774 гг. и 1787-1791 гг. войн, военных действий в Крыму 1783 г. и в Польше 1792 г.
Грачевский, Михаил Фёдорович
Михаил Фёдорович Грачевский (1849 или 6 ноября 1853(18531106)—26 октября 1887) — один из активных деятелей «Народной воли». Сын дьячка. Биография Начало 70-х гг. — окончив духовную семинарию, работает слесарем в железнодорожных мастерских.
Гаврилов Михаил Александрович
Гаврилов Михаил Александрович (1903-79), российский ученый, стоявший у истоков информатики в нашей стране, в частности технической кибернетики, теории автоматов и теории ЭВМ, член-корреспондент АН СССР (1964)
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.
Михаил Илларионович Кутузов
Кутузов, Михаил Илларионович (1745–1813), Голенищев-Кутузов, князь Смоленский, русский полководец, генерал-фельдмаршал, дипломат.
Кузмин М.А.
Кузмин Михаил Алексеевич (1875 - 1936), поэт, прозаик, драматург. Родился 23 сентября (6 октября н.с.) в Ярославле в дворянской семье, придерживавшейся старообрядческой веры. Детские годы прошли в Саратове.