Алан Лилльский

Рефераты по биографиям » Алан Лилльский

Алан Лилльский

А.А. Грицанов

Алан Лилльский (AlaindeLille AlanusdeInsulis) (ок. 1120/1130—1202/1203) — фр. теолог философ и поэт; «универсальный доктор» (doctoruniversalis). Преподавал в Париже (ок. 1157—1170) и Монпелье (ок. 1171–1185); боролся с ересью катаров. В старости став цистерцианцем удалился в Сито.

Согласно А.Л. поскольку в борьбе с религиозными воззрениями отрицающими доводы Откровения бессмысленно обращаться к авторитету Писания и святых Отцов для защиты католического учения следует прибегать к доводам разума. Теология поэтому должна по возможности строиться как совокупность высказываний дедуктивно выводимых из самоочевидных посылок т.е. приближаясь к модели представленной в геометрии. «У авторитета — писал А.Л. — нос из воска и его можно повернуть в любом направлении а потому следует подкрепить его разумными доводами». Так «Правила священной теологии» А.Л. представляют собой цепь из 134 аксиом с комментариями которые начинаясь с определения понятия «единица» описывают процесс перехода от единичности Бога к множественности мира и логически приводят к постулатам относящимся к богословской проблематике. Среди них определение: «Бог есть умопостигаемая сфера центр которой везде а окружность нигде».

Перу А.Л. принадлежат также две аллегорические поэмы сквозной темой которых является тема Природы как посредницы между Творцом и творением поддерживающей установленный в мире порядок. Это «Плач Природы» диалог осуждающий тех кто греша нарушает и извращает естественные законы; и «Анти-клавдиан» эпопея рассказывающая о победе добродетелей над пороками путем сотворения Богом и Природой (с помощью богословия и свободных искусств) совершенного человека после чего в мире воцаряется новый золотой век.

***

Французский схоласт философ теолог поэт удостоенный титула “Doctor Universalis”. Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат «О католической вере против еретиков» трактат «Правила теологии» (134 «правила» или «теологические максимы») библейский словарь («сумма») «Словоразличия» (разбор библейских понятий по трем уровням смысла) «Плач природы» (философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах) гекзаметрическая аллегорическая эпопея «Антиклавдиан» (1183–1184) – энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом чтобы мышление подчинялось правилам логики: «У авторитета нос из воску и его можно повернуть в любом смысле а поэтому следует подкрепить его разумными доводами».

Источник порождения природы который она не ведает – в Боге истоки мысли могут и должны быть находимы в вере и теологии мистического плана. Мистическое познание «верит чтобы познавать» природное познание – «познает чтобы верить».