Сю Эжен (Eugène Sue, 1804—1857) — виднейший представитель массовой социальной беллетристики 40-х гг. во Франции. Сын придворного врача.
«Сентиментально-мещанский социал-фантазер», по определению Маркса, С. является типичным писателем-профессионалом эпохи возникновения массового рыночного спроса на литературу. Приспособление к требованиям широкого читателя характерно для С. на всех этапах его творчества. Свою деятельность начал как драматург. Выдвинулся рассказами. Сборник «Плик и Плок» («Plik et Plok») снискал ему почетное по тем временам прозвище «французского Купера». Колониальная экспансия (захват Алжира и др.) возбуждает в 30-х гг. живой интерес к экзотическим странам. Увлечение байронизмом находится в апогее. Все это обеспечивает успех таких морских и колониальных романов С., как «Атар-Гюль» (Atar-Gull, 1831); «Кукарача» (La Coucaratcha, 1832—34) и др., где на фоне тропического пейзажа действуют гордые, разочарованные личности, таинственные злодеи и безумно-смелые морские волки. В романах из современной ему жизни («Сесиль» (Cécile, 1835), «Артур» (Arthur, 1838) и др.), так же как и в условно-исторических — «Латреомон» (Latréaumont, 1837), «Маркиз де Леторьер» (Le Marquis de Letorières, 1839) — и других зарисовки, нередко портретные, легитимистских салонов подвергнуты той же обработке в духе байронизма, как и наблюдения, легшие в основу первых романов. Современники впрочем находили, что пресыщенное, самолюбивое, отравленное ядом рефлексии и позерства поколение 30-х гг. запечатлено в романах С. как живое. Однако в отличие от его дворянских бытописателей (Мюссе и др.), у С., чем дальше, тем настойчивей выступает типично буржуазное морализирование. «Матильда» (Mathilde, 1841), разоблачающая испорченность аристократии, знаменует совершившийся переход С. на новые, лево-буржуазные позиции. Наиболее популярны «Парижские тайны» (1842) — первый социальный роман С. Чрезвычайно доходчивым в этом произведении оказалось применение традиционных приемов «романа ужасов» к свежему, политически актуальному материалу — описанию быта парижской нищеты и преступного мира. Превознесенный Консидераном, Пиа, Ламартином, роман нашел беспощадную оценку у Маркса, обстоятельно показавшего в «Святом семействе» его идейное убожество и психологическую фальшь, продемонстрировавшего эклектизм идеологии С., скомбинированной из осколков реакционного буржуазного филантропизма и сентиментально-утопического социализма. С оценкой Маркса гармонирует и отклик Белинского на роман С. замечательную статью Белинского о «Парижских тайнах», Избр. соч., т. II, Гослитиздат, 1937). Великий русский критик с негодованием обрушился на художественную фальшь и благонамеренный реформизм романа, затемнившие критику социального неравенства, церкви, брака и традиционной морали, но зато отвечавшие вкусам лево настроенного городского мещанства 40-х гг. Грандиозный успех «Парижских тайн» и антиклерикального «Вечного жида» (Le Juif errant, 1848) означал не только революционизирование этой среды, но и ее политическую аморфность, ярко проявившуюся в ходе революции 1848.
Почти все романы С., начиная с 1837, шли сперва фельетонами в умеренно-либеральных газетах («Journal des Debas», «Constitutionel» и др.), находя доступ к читателю, нередко не бравшему до того книги в руки, и в свою очередь привлекая его к газете (во время печатания «Вечного жида» в «Constitutionel» число подписчиков поднялось с 3 000 до 40 000, в читальнях устанавливались очереди, не знающим грамоты читали вслух портье и соседи). Обращение к массовому мещанскому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в постоянном ожидании продолжения, торопливость самого процесса писания породили характерную для романа-фельетона технику: упрощенность психологических мотивировок, сентиментально-мелодраматический подбор персонажей, сложность интриги, при обилии кульминационных пунктов, подчас сводящих изложение к монтажу разрозненных выразительных ситуаций, растянутость, наконец эмоциональность и неряшливость языка. В отличие от другого корифея романа-фельетона, А. Дюма, опоэтизировавшего разгульную жизнь дворянского искателя приключений, С. внес в свои романы элементы демократического реализма — сочувственные описания быта рабочих, трактовку характеров как результата воздействия общественной среды, популяризацию идей утопического социализма. После «Вечного жида» популярность С. еще продолжала расти. Перед 1848 имели заметный успех «Мартин-найденыш» (Martin l’enfant trouvé, 1847) и цикл «Семь смертных грехов» (Les sept péchés capitaux, 1847). В 1850 С. выбирают в Национальное собрание (Маркс оценил эти выборы как «шутку в угоду гризеткам»). После 1851 он эмигрировал. Гнет цензуры и разочарование мелкой буржуазии в розовых идеалах 40-х гг. тяжело отразились на литературной судьбе С. Лучшее из его последних произведений, революционно-историческая эпопея «Тайны народа» (Les Mystères du peuple, 1849—57), подверглось запрету во Франции, а потом и в других странах.
Список литературы
Русские переводы из Сю многочисленны. Многие из них указаны современными отзывами в работе Е. Б. Покровской ниже). Новейшее изд. Агасфера (4 тт.) в пер. С. Ильиной, под ред. и со вступ. статьей и комментариями Ю. И. Данилина дано изд-вом «Academia», М. — Л., 1933—1936.
Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Сочин., т. III
К. Маркс, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, Сочин., т. VIII
Маркс и Энгельс об искусстве. Сост. Ф. П. Шиллер и М. А. Лифшиц. Под ред. А. В. Луначарского, М., 1933, стр. 64—86, 157. Указания на др. высказывания Маркса и Энгельса о Сю см. по «Библиографическому справочнику», приложенному к этому же изданию (№№ 68, 117, 180, 182, 205)
Белинский В., Рецензии на «Парижские тайны» («Отчет. записки», 1844, март) и «Терезу Дюнойе» («Современник», 1847 или Полн. собр. сочинений под ред. Венгерова, т. X)
Gros J.-M., Le mouvement littéraire socialiste depuis 1830, P., 1904
Teeg S. L. F., Die sozialen Elemente in den Romanen E. Sue’s, Greifswalder, Diss., 1921
Atkinson N., E. Sue et le roman-feuilleton, Nemours, 1929
Jarbinet G., Les Mystères de Paris d’Eugène Sue, P., 1932
Веселовский Ю., Э. Сю в изд.: История западной литературы (1800—1900), под ред. Ф. Батюшкова, т. II, кн. 7, М., (1914), стр. 473—477
Покровская Е. Б., Литературная судьба Е. Сю в России (1830—57), «Язык и литература», сб. V, Л., 1930 (здесь же и библиография)
Данилин Ю., Эпоха сороковых годов и «Агасфер» Эжена Сю, вступит. статья к «Агасферу», т. I, в изд. «Academia» (М. — Л.), 1933
Лифшиц М., Маркс о «Парижских тайнах» Сю, «Октябрь», 1933, № 3.
Другие работы по теме:
Ирен и Жан Фредерик Жолио-Кюри - жизнь во имя науки
Французский физик Ирен Жолио-Кюри - старшая из двух дочерей Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри. Французский физик Жан Фредерик Жолио. Нобелевская премия по химии за выполненный синтез новых радиоактивных элементов.
Уран
История открытия урана, его физические и химические свойства. Сферы применения уранат натрия, соединений урана, карбида урана-235 в сплаве с карбидом ниобия и карбидом циркония. Изотопы урана как разновидности атомов (и ядер) химического элемента.
Семья Кюри
Пьер Кюри. Мари Склодовская. Французский физик Мари Склодовская родилась в Варшаве (Польша) 7 ноября 1867 г. Совместные открытия. Ирен Жолио-Кюри. Она была старшей из двух дочерей Пьера Кюри и Мари (Склодовской) Кюри.
Золя Эмиль
(1840 - 1902) Эмиль Золя, произведения которого занимают ведущее место во французском натурализме, сам был наполовину французом. Полугрек, полуитальянец, его отец был гражданским инженером в Провансе, где возглавлял строительство водопроводных сетей города Экса. Мать Золя, родом из северной Франции, была женщиной трудолюбивой, дисциплинированной.
Театр абсурда
Театр абсурда - общее название для драматургии поставангарда 1950 - 1970-х гг., наследовавшей принципам авангардного театра ОБЭРИУ и создавшей собственную поэтику абсурда. Главные представители театра абсурда - Эжен Ионеско, Семюэль Беккет, Эдвард Олби.
Клод Моне (жизненный путь)
Клод Моне Французский живописец родился в 1840 году. Моне называли “Рафаэлем воды” и “первооткрывателем цвета”. С его именем связывают и эффект “запечатленного мгновения”, ибо он приложил много усилий для воплощения в живописи мимолетных состояний природы.
Романтизм
Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма.
Эжен Ионеско. Стулья
В пьесе действует множество невидимых персонажей и трое реальных — Старик (95 лет), Старушка (94 года) и Оратор (45—50 лет).
Оноре де Бальзак. Блеск и нищета куртизанок
В 1824 г. на балу в Опере появляется ослепительно красивый молодой человек под руку с прелестной дамой. Ко всеобщему изумлению, Люсьен Шарден каким-то образом сумел подняться из грязи, и король своим указом вернул ему фамилию предков со стороны матери.
Эволюционная теория Чарльза Дарвина 2
Эволюционная теория Чарльза Дарвина Английский ученый Чарльз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного процесса. Фундаментом для создания теории эволюции Ч.
Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей
(фр. Dernier inventaire avant liquidation ) — данная книга Фредерика Бегбедера представляет собой сборник 50 остроумных эссе, каждое из которых описывает одно из литературных произведений, выбранных 6000 французами в ходе опроса, проведенного крупнейшей сетью книжных магазинов Франции «FNAC» и редакцией ежедневной газеты «Монд» в 1999 году.
Брэди, Мэттью
Введение 1 Ранние годы 2 Гражданская война в фотографиях Список литературы Введение Мэттью Брэди (англ. Mathew Brady) (18 мая 1822 — 15 января 1896) — один из самых знаменитых американских фотографов XIX века. Наиболее известные работы — портреты знаменитостей и фотографии американской гражданской войны.
Голаниада
(рум. golaniada) — акция гражданского неповиновения в Румынии. Проходила на Университетской площади в Бухаресте. Была начата студентами и профессорами Бухарестского Университета.
Ориентализм
Введение Список литературы Введение Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах.
Академизм
Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.
Кавеньяк, Луи Эжен
(15 октября 1802, Париж, Франция — 28 октября 1857, Урн) — французский государственный и общественный деятель, генерал. Родился в семье Жана Батиста Кавеньяка, видного деятеля эпохи Великой Французской революции и члена Конвента.
Бомарше, Пьер Огюстен Карон де
Введение 1 Биография 1.1 1760—1780 1.2 «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» 1.3 1780—1799 2 Библиография Список литературы Введение Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж — 18 мая 1799, там же) — знаменитый французский драматург и публицист.
Знаменитые парижане
В Википедии есть портал «Франция» Обсуждение См. также Структура категорий, содержащих статьи о парижанах: − Персоналии:Париж Архиепископы Парижа
Делакруа, Эжен
Введение 1 Детство и юношество 2 Делакруа и живопись 3 В конце жизни 4 Хронология жизни 5 Память Список литературы Введение Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugиne Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
История гимна России
Содержание 1 Гром победы, раздавайся! (1791—1816) 2 Молитва русских (1816—1833) 3 Коль славен наш Господь в Сионе 4 Боже, Царя храни! (1833—1917) 5 Рабочая Марсельеза (1917)
Блюм, Леон
План Введение 1 Социалист 2 Правительство Народного фронта 3 Война 4 Правительства Блюма 4.1 Первое Министерство Блюма: 4 июня 1936 — 22 июня 1937 4.2 Второе Министерство Блюма: 13 марта — 10 апреля 1938
Французская почта в Османской империи
План Введение 1 Ранняя история 2 Выпуски марок 2.1 Марки Франции 2.1.1 Гашение марок Франции 2.2 Марки для Османской империи 3 Список почтовых отделений
Визитки были неотъемлемой частью этикета
Визитки представляли целую область полиграфического искусства, со своими шедеврами, канонами и табу. Сейчас визитка – это неотъемлемая составляющая бизнеса. Это наиболее эффективная форма рекламы, причем довольно недорогая.
Возникновение жизни
ЛЕКЦИЯ №4 Возникновение жизни План: 1 Возникновение жизни 2 Начальные этапы эволюции жизни 3 Происхождение человека С позиций современного научного мировоззрения жизнь возникла из неживого вещества, т. е. произошла в результате эволюции материи, есть результат естественных процессов, происходивших во Вселенной.
Происхождение человека
Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. Дарвин знал только дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них как о далеких предках человека.
Наполеон
История жизни Наполеона и его семьи.
Эжен Потье
Потье Эжен (Pottier, 1816—1887) — французский пролетарский поэт-шансонье, коммунар, автор «Интернационала».
Эжен Делакруа
Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель прогрессивного романтизма. Картины ”Данте и Вергилий”, “Резня на Хиосе”.