Б. Михайловский
Роденбах Жорж (Georges Rodenbach, 1855—1898) — выдающийся бельгийский поэт и романист писавший на франц. яз. Р. во Фландрии в г. Турне в богатой аристократич. семье. Учился в духовном коллеже, затем в Лувенском ун-те. Профессию адвоката вскоре оставил для литературы. Был одним из основателей журн. «Молодая Бельгия». С 1886 жил в Париже. Сб. стихов, которыми Р. начинал свою деятельность, — «La jeunesse blanche» (Белая юность, 1886), «Le règne du silence» (Царство молчания, 1891) и др., — доставили Р. видное положение среди писателей-символистов. Его романы «Bruges-la-morte» (Мертвый Брюгге, 1892), а затем «Le carilloneur» (русский перев.: «Звонарь», «Выше жизни», 1897) принесли ему мировую известность. Р. с изощренным мастерством выразил пессимизм, пониженную жизнеспособность, чувство обреченности и гибели дворянской аристократии, оттесняемой стремительным развитием промышленного капитализма в Бельгии конца XIX в. Р. с презрением и ненавистью относился к деловитым предпринимателям-буржуа, к демократическому обществу, к либеральной идеологии, противопоставляя им идеал феодального прошлого, эпохи господства дворянства, церкви и старой купеческой аристократии, примитивной патриархальной жизни позабытых деревенских уголков (повесть «L’arbre» — «Дерево», 1898), культ старинных готических городов, гибнущих под напором нового экономического строя («Выше жизни»). Герой романа архитектор Борлют ставит целью своей жизни благоговейное сохранение останков прошлого Брюгге. Обладая большим талантом, он отказывается от строительства новых зданий, посвятив себя лишь реставрации города, который он хочет превратить в музей мертвой красоты. Однако капиталистическая действительность мстит за себя. Брюгге пробуждается к новой жизни. Сносятся старые здания, начинается строительство большого морского порта. Дело жизни Борлюта рушится, и он кончает самоубийством. Стремительной динамике современности Р. противопоставляет идеал недвижной, замкнутой жизни (сб. стихотворений «Les vies encloses» — «Замкнутые жизни», 1896). Герои Р. ярко демонстрируют собой угасание, замирание человеческой личности, сужение, опустошение ее психики. Отрешившиеся от реальной действительности, отказавшиеся от всякой деятельности, одинокие, погруженные в созерцание, в свои ощущения и переживания, герои Р. уходят от людей, запираются в башни, монастыри, уединенные дома. Первой ступенью на их пути «выше жизни» является дающее забвение искусство, но и в нем для поэтов и художников, изображаемых Р., слишком много действенности, материальности; они поднимаются на следующую ступень, в мир воспоминаний о невозвратном, грез о невозможном, о неосуществившемся, в царство молчания и тайны, достигают состояния, близкого к нирване, которое сам Р. определяет как «священную пустоту души», отвратившейся от жизни. В ряде произведений Р. попытка выхода из этого мира, реализации идеала оказывается грехопадением мечты, пожелавшей воплощения; она всегда кончается гибелью героя, дискредитацией реальности, торжеством ирреального (роман «Мертвый Брюгге», героем которого выступает богатый рантье Ван-Гог, живущий воспоминаниями о своей умершей жене; встретив однажды женщину, до деталей схожую с умершей, он сближается с ней, чтобы сделать более осязательными свои иллюзии; но он жестоко наказан за свое тяготение к жизни настоящим. Ничтожная душа незнакомки превращает попытку возрождения прошлого в жалкую пародию; Ван-Гог убивает свою возлюбленную и впадает в «священную пустоту» тупого безумия; тот же мотив и в таких произведениях, как «Выше жизни», «L’art en exil» — «Искусство в изгнании», 1889, драма «Le voile» — «Покрывало», поставл. в 1894, изд. 1897). Следующая ступень восхождения у Р. — религия, к которой приходят его герои, как к последнему прибежищу.
Иллюстрация: Леви-Дюрмер. Портрет Роденбаха Стихи и романы Р. проникнуты духом католицизма, полны мотивов и образов религиозного, церковно-ритуального характера, стихи его становятся религиозными элегиями, полумолитвами (сб. «Белая юность» с циклом «Litanie», «Les hosties»). Р. мечтает о возрождении религиозного искусства. Сильнейшая религиозная окрашенность творчества Р. не только выражала исконные католические тенденции реакционного дворянства, но и соответствовала тому отходу крупной промышленной буржуазии от либерализма и переходу ее в лагерь клерикалов, который совершался с середины 80-х гг., с момента возникновения рабочей партии и начала массовой революционной борьбы пролетариата. Однако «мистицизм сердца» Р. далек от цельной наивной веры, о которой лишь мечтают его герои. В христианстве Р. привлекает образ предельного страдания, его религия полна траура, сокрушения о бытии, жажды иного бытия без надежды на него; задача его религии — через обесценение жизни и опустошение души примирить со смертью. Обреченные герои Р. путями страдания, изгнания, влекомые отнюдь не благим провидением, а жестоким роком, парализующим их волю, покорно идут к смерти. Угасание жизни, которое всюду видится Р., рождающееся тяготение к смерти — завершающая тема в творчестве Р.
Художественный метод Р. — импрессионизм, перерастающий в символизм. Романы Р. строятся крайне субъективистски, эпическое и драматическое начало вытесняется в них лирическим, они бедны событиями, в них почти нет драматической борьбы персонажей, развития характеров, они статичны. Новеллы Р., посвященные известному душевному состоянию, настроению, ходу лирической рефлексии, обходятся вовсе без событий и даже без персонажей, ограничиваясь «лирическим я» автора, становясь психологическим этюдом, эскизом («Le rouet des brumes» — сб. «Прялка туманов», 1901). Субъективный идеализм Р. превращает все окружающее главного героя в проекцию его внутреннего мира. Персонажи Р. пассивны, в их психике господствует бессознательное, иррациональное, они живут более эмоциями, чем мыслями и волнениями. Этому психическому строю отвечает и язык Р., в котором отсутствуют логически-сложные конструкции, сложные соподчинения частей, длинные периоды. Краткие предложения часто как бы прерываются, предполагая длительные, эмоционально насыщенные паузы. Р. изображает мир в полутонах, отзвуках, отражениях, он рисует его в дымке, как бы потерявшим свою вещественность, устойчивость очертаний. Также и в изображении психического мира Р. строит все на оттенках, тонких переливах чувств, мыслей, желаний. Он любит воспроизводить сумеречные состояния психики, переходные состояния между бодрствующим сознанием и сном или мечтательным забытьем. В творчестве Р. очень большую роль играют символический пейзаж и натюрморт (символика цвета: серая гамма умирающего Брюгге, белая гамма отрешенного от жизни идеального мира и т. д.). Вещи несут на себе отблеск потустороннего, на основе связей с трансцендентным миром между явлениями чувственного мира устанавливаются особые иррациональные связи. Идеалистическому, дуалистическому постижению мира соответствует постоянный прием Роденбаха — пользование распространенными сравнениями, развернутыми метафорами, тропами, первый член которых определяется изображаемой действительностью, сюжетом, а второй член строго выдерживается в определенном едином строе (чаще всего — религиозного порядка), образующем за изображаемой действительностью как бы другой мир высших реальностей.
В России Р. усиленно пропагандировался и переводился в эпоху символизма, особенно в годы реакции, последовавшей за революцией 1905.
Список литературы
I. Œuvres, 2 vv., P., 1923—1925
Musée des beguines (сб. рассказов), 1894
La vocation (роман), 1895
Le miroir du ciel natal, 1898
Le mirage (драма), 1901
Полное собр. сочин., изд. Саблина, в 5 тт., М., 1909—1910
Царство молчания, Избранные стихотворения, перев. С. Головачевского, Москва, 1903
«Молодая Бельгия», сб. I, М., 1909
Агония городов, М., 1917
ряд отдельных изданий романов.
II. Casier J., L’œuvre poétique de G. Rodenbach, Gand, 1888
Segard A., G. Rodenbach, Lille, 1893
Daxhelet A., G. Rodenbach, Bruxelles, 1899
Glaser K., G. Rodenbach, der Dichter des toten Brügge, Marburg, 1917
Венгерова З. А., Ж. Роденбах, в сб. автора «Литературные характеристики», кн. II, СПБ, 1905
Эллис М., Веселовская М., Ст. в сб. «Молодая Бельгия», сб. I, М., 1909
Веселовский Ю., Ж. Роденбах, в сб. статей автора «Литературные очерки», т. I, М., 1910
Веселовская М., Ж. Роденбах, «Русская мысль», 1911, IV
Ее же, Ж. Роденбах, 1917
Луначарский А. В., Молодая французская поэзия, «Современник», 1913, VIII (перепеч. в сб. автора «Этюды критические», М., 1925)
Фриче В., Очерк развития западно-европейских литератур, М., 1931.
Другие работы по теме:
Роль женщины
Ход работы Сформулировать значение слова «женщина» Разобрать роль женщины в Древнем мире Древняя Греция Древний Рим Древний Египет Древний Китай Показать статус женщины в средневековье
Литературный герой МИЛЫЙ ДРУГ
Милый друг фр. Bel Ami герой романа. Милый друг Ги де Мопассана. Естественно у героя есть имя. Жорж Дюруа но не имя а прозвище. Милый друг осталось значимым не только в истории литературы но и как идиоматическое alignjustifyмилый друг фр Bel Ami герой романа.
Фламандская литература
Фламандская литература средневековья и XVI в. так переплетена с североголландской (важнейшей частью которой она является), что раздельное рассмотрение их невозможно.
Историко-литературное значение Жорж Санд
Имя Жорж Санд стечение почти полувека — от 30-х до 60-х гг. XIX в. — было для русской и западной интеллигенции синонимом женской независимости, передовых идей, мечтаний о пересоздании общественного строя, стремлений к идеальной справедливости и братству.
Олений парк
(фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В литературе XIX—XX веков феномен «Оленьего парка» использовался в качестве примера развращённости нравов эпохи рококо.
Ги де Мопассан. Милый друг
Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти природы наделен счастливой наружностью. Он строен, высок, белокур, у него чудные усы… Он очень нравится женщинам, и он в Париже.
Проспер Мериме. Хроника царствования Карла IX
1572-й г. Во Франции — в разгаре религиозные войны между католиками и гугенотами. Идет жестокая борьба за власть, в которой сталкиваются интересы трех основных партий — протестантов или гугенотов и партии ультрароялистов.
Георг Бюхнер. Смерть Дантона
Жорж Дантон и Эро-Сешель, его соратник в Национальном конвенте, играют в карты с дамами, среди которых Жюли, жена Дантона. Дантон апатично разглагольствует о женщинах, их обаянии и коварстве, о невозможности знать и понимать друг друга.
Либерально-консервативная партия Канада
Либера́льно-консервати́вная па́ртия (англ. Liberal-Conservative Party) — официальное название Консервативной партии Канады до 1873. Однако многие консервативные кандидаты продолжали выдвигаться под таким обозначением вплоть до выборов 1911; и наоборот, некоторые другие кандидаты выставлялись просто как консерваторы даже до 1873.
Нордизм
нордицизм (нем. Nord — север) — разновидность расизма; псевдонаучная[1][2] теория, в основе которой лежит утверждение о превосходстве северной (нордической) расы над другими расами человечества. Основоположниками считаются французские социологи Жозеф Артюр де Гобино и Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж).
Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей
(фр. Dernier inventaire avant liquidation ) — данная книга Фредерика Бегбедера представляет собой сборник 50 остроумных эссе, каждое из которых описывает одно из литературных произведений, выбранных 6000 французами в ходе опроса, проведенного крупнейшей сетью книжных магазинов Франции «FNAC» и редакцией ежедневной газеты «Монд» в 1999 году.
Французская революция фильм
Введение 1 Сюжет 2 Реакция на фильм 3 В ролях 5 Ccылки Введение «Французская революция» — высокобюджетный кинофильм в двух частях, с участием международного состава актёров, совместного производства Франции, Германии, Италии, Великобритании и Канады. Фильм был снят в 1989 к 200-летию Великой французской революции.
Политцер, Жорж
Жорж Политцер (фр. Georges Politzer, 3 мая 1903, Надь Варад, Австро-Венгрия (ныне Орадя, Румыния) — 23 мая 1942, Форт Мон-Валерьен, Франция) — французский психолог и философ венгерского происхождения. Участник Сопротивления, теоретик марксизма, коммунист. Муж Май Политцер.
Лапуж, Жорж Ваше де
Введение 1 Биография 2 Идеи 3 Антропосоциология 4 Реакция на идеи Лапужа Список литературы Введение Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж) (фр. Georges Vacher de Lapouge) (12 декабря 1854 г., Нёвиль, департамент Вьенна, — 20 февраля 1936 г., Пуатье) — французский социолог, последователь теории социального дарвинизма и один из идеологов расизма.
Франскильоны
Введение 1 История 2 Знаменитые франскильоны Введение Франскильоны (фр. Les fransquillons; нидерл. Franskiljons; букв. «французишки») — франкоязычное этнокультурное меньшинство в истории Бельгийского королевства и особенно Фландрии ХIХ-ХХ веков, долгое время составлявшее экономическую и интеллектуальную элиту региона.
Бизе, Жорж
Введение 1 Биография 2 Сочинения (полный список) 2.1 Оперы 2.2 Оперетты 2.3 Оды-симфонии 2.4 Оратории 2.5 Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)
Катру, Жорж
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Публикации Катру, Жорж Введение Жорж Альбер Жульен Катру (фр. Georges Albert Julien Catroux; 29 января 1877 года, Лимож — 21 декабря 1969 года, Париж) — французский военный и государственный деятель, дипломат, генерал армии, Великий канцлер ордена Почётного легиона.
Список председателей Национального конвента Франции
Введение 1 1792 год 2 1793 год 3 1794 год 4 1795 год Список литературы Введение Председатели Конвента выбирались депутатами на двухнедельный срок. За все 3 года действия Конвента (20 сентября 1792 года – 26 октября 1795 года) должность председателя замещалась 76 раз, но т.к. 3 депутата (Эро де Сешель, Робеспьер, Колло д’Эрбуа) занимали этот пост дважды, то тем самым всего председателями Конвента были 73 человека.
Лавров, Иван Иванович актёр
Введение 1 Биография 2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1812—1890; настоящая фамилия Барсуков) — российский актёр и антрепренёр[1].
Знаменитые парижане
В Википедии есть портал «Франция» Обсуждение См. также Структура категорий, содержащих статьи о парижанах: − Персоналии:Париж Архиепископы Парижа
Аббатство объединение писателей
Абба́тство (объединение писателей) (фр. Abbaye de Crйteil) — объединение писателей в начале XX века во Франции. История «Аббатства» начинается осенью 1906, когда несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, П. Ж. Жув, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков Парижа, в помещении упразднённого аббатства.
Кутон, Жорж
Жорж Куто́н (фр. Georges Couthon; 1755 — 1794) — деятель Французской революции. Был адвокатом в Оверни; был болен сифилисом, страдал параличом обеих ног. В 1791 написал комедию «Обращенный аристократ», направленную на защиту конституционной монархии. Попытка Людовика XVI бежать из Парижа изменила его взгляды: он предложил местному клубу послать национальному собранию адрес о необходимости низложения короля.
Кадудаль, Жорж
Жорж Кадудаль , обычно упоминаемый просто как Жорж (фр. Georges Cadoudal; 1 января 1771(17710101) —25 июня 1804) — один из вождей шуанов во время Французской революции, сын бретонского мельника, человек грубый и мужественный, преданный Бурбонам, духовенству и дворянству.
Жерар, Шарль актёр
План Введение 1 Биография 2 Фильмография Список литературы Введение Шарль Жера́р (наст. фамилия Ачемян, фр. Charles Gйrard, Charles Atchйmian, род. 1 декабря 1926, Марсель) — французский киноактёр, мастер эпизода.
Мишель, Луиза
План Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Луиза Мишель (фр. Louise Michel, 29 мая 1830(18300529), Вронкур — 9 января 1905, Марсель) — французская революционерка, учительница, писательница, поэтесса. Основала и возглавляла либертатную школу. Вместе с Жорж Санд являлась одной из немногих женщин XIX века, носящих мужскую одежду из-за своих феминистких взглядов.
Мадмуазель Жорж
План Введение 1 Биография 1.1 В России 1.2 Последующая карьера 2 Спекуляции 3 Дети 4 В искусстве Список литературы Введение Маргарита Жозефина Веймер (фр. Marguerite-Josйphine Wiemer), известная как мадмуазель Жорж (m-lle George, а также m-me George — псевдоним по имени отца) и Жоржина (1787—1867) — знаменитая французская трагическая актриса, любовница Наполеона и, по слухам, Александра I, гастролировала в России в 1808—1812 годах.
Кабанис, Пьер Жан Жорж
Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня 1757, Конак, Коррез, — 5 мая 1808, Рюэй) — французский философ-материалист и врач. Биография
Абдалла, Жорж
Жорж Ибрагим Абдалла (фр. Georges Ibrahim Abdallah, род. 2 апреля 1951) — создатель леворадикальных «Ливанских вооружённых революционных фракций» (фр. Fraction armйe rйvolutionnaire libanaise). Находится в тюремном заключении по обвинению в терроризме.
Клемансо Жорж
Клемансо Жорж (1841 - 1929) - крупнейший политический деятель буржуазной Франции. Выдвинулся как радикал еще в эпоху Парижской коммуны. В 90-е гг. Клемансо стал популярным благодаря участию в деле Дрейфуса.
Жорж Кювье
Французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии, палеонтологии и систематики животных.
Артур Конан Дойл
Один из классиков криминального детектива. Медик по профессии, работал врачом во время англо-бурской войны. Знание медицины, химии, психологии помогли ему в художественном воплощении тематики, связанной с криминалистикой.