Г. Абзианидзе
Табидзе Галактион (1892—) — выдающийся грузинский советский поэт. Р. в семье учителя. Учился в тбилисской духовной семинарии.
Т. один из организаторов журнала «Мнатоби», в разное время редактировал журнал «Ломиси». В июне 1935 Т. принимал участие в Парижском международном конгрессе революционных писателей. В 1933 ему присвоено звание народного писателя Грузии; в 1936, в связи с 15-летием установления советской власти в Грузии, поэт получил высшую награду — орден Ленина.
Табидзе начал печататься с 1908 в журнале «Чвени Квали». В 1907—1908 Т. примкнул к революционным кружкам. Из ранних стихов Табидзе необходимо отметить «Первый май» — стихотворение, полное революционного энтузиазма. Однако во времена реакции, наступившей после революции 1905, поэт уходит в мистику и крайний индивидуализм.
В 1914 Т. издал свой первый сборник стихов, насквозь пронизанный упадочническими настроениями, воплощенными в мистически-туманных образах. В этом смысле наиболее характерно стихотворение «Синие лошади». Романтико-меланхолическая настроенность поэта в данный период особо сказалась в цикле стихов о любви — «Мери». В этом цикле несомненно ощущаются влияния «Стихов о Прекрасной даме» и «Незнакомки» Блока, хотя образ Мери у Т., несмотря на мистический колорит, дан сравнительно в более реальном плане. Крайний индивидуализм делал поэта глухим к окружающей действительности. Для Т. как бы не существовало социальной среды. Поэт отрицал город и, воспевая деревенский примитив, искал общения с мистифицированной им природой. В этом смысле особенно примечательно стихотворение «Я и ночь». В понимании и восприятии природы Т. сказывалось некоторое влияние величайшего грузинского романтика первой половины XIX в. — поэта Николая Бараташвили. Поэзия Т. вообще явно обнаруживала зависимость от романтизма («Голубой цвет» и др.). Частое применение символа и метафоры, лишенных конкретно-предметного содержания и выражавших субъективно-иррациональные чувства поэта, было основным свойством поэтики Табидзе. Как мастер художественного слова Табидзе — один из талантливейших новаторов в грузинской поэзии XIX века: он обогатил грузинскую лирику новыми художественными средствами, новым метром и ритмом, своеобразными формами композиции. Для стихов Табидзе характерны звуковые повторы и богатая внутренняя рифма. Однако очень часто Табидзе делал упор на музыкальность в ущерб смыслу. По сложной композиции образов, ритмике и лирической насыщенности стихи Т. являлись образцами художественного мастерства в грузинской лирической поэзии. Февральская и Великая Октябрьская социалистическая революции произвели огромное впечатление на Т. и получили в его творчестве своеобразное отражение.
В 1919 Т. издал вторую книгу стихов «Артистические цветы». Эта книга ярко показывала, что меньшевистский режим способствовал угасанию того творческого подъема, который был вызван революцией. Мистико-символистское мироощущение поэта здесь еще более усугубилось религиозным экстазом. Поэт «искал гибели» и пел оды «фантастическим убийствам».
В 1921 с установлением советской власти в Грузии начался новый период в творчестве Т. Великие процессы социалистического переустройства жизни вызвали коренной перелом в художественном развитии Т. Из передовых представителей старой культуры в Грузии Т. один из первых смело шагнул в сторону революционного пролетариата. Восторженно воспевая пролетарскую революцию, Т. в первое время, однако, воспринимал ее лишь как стихийный бунт против ненавистного буржуазного общества. Будущее революции рисовалось поэту в смутных, неясных тонах. Революционная атмосфера и органическое включение в социалистическое строительство вскоре привело Т. к правильному осознанию сущности пролетарской революции. Т. делается подлинным певцом революции.
Т. создал целый ряд поэтических произведений высокого идейно-художественного значения: «Эпоха» (1927), «Пацифизм» (1930), «Революционная Грузия» (1931), «Пресса» (1932) и др. В «Эпохе» он касается актуальных политических проблем международного положения, классовой борьбы, интернациональной идеи, конкретных вопросов социалистического строительства. Революционная идейная направленность, широта охвата социальной действительности и художественная простота — вот характерные черты этих стихов. В творческом росте Т. высшей ступенью является «Революционная Грузия», где поэт рисует широкую картину социалистического строительства. Гиганты социалистической индустрии, колхозные поля, переустройство транспорта, Красная армия, пионерская жизнь, роль поэта в новой жизни, процесс социалистической переделки человека — вот факты и явления, для выражения которых Т. умеет находить слова большой поэтической силы. Разложение капиталистического мира — его хищнические империалистические стремления Т. мастерски изображает в поэме «Пацифизм». В поэме «Пресса» Т. разоблачает лакейство и торгашеский характер капиталистической печати, находящейся на службе у буржуазии, противопоставляя ей социалистическую советскую прессу.
Особо следует остановиться на великолепных стихах Т. о назначении поэта. Т. часто возвращается к этой теме. Резко отмежевываясь от своих старых индивидуалистически-эстетических позиций, Т. осуждает всякий отход от действительности, от народа. Он требует от поэта органической связи с народным творчеством. У Т. наблюдается коренное изменение языка: последний становится у него все более понятным, близким к разговорной речи, привлекательным своей простотой и народностью. Язык у Т. постепенно освобождается от мистико-декадентских оборотов. Изменяется и ритмическая структура стиха Т. Вместо монотонно-напевного ритма символистского периода его творчества у Т. появляется новая — динамическая ритмика стиха, созвучная радостной жизни Советской страны. Если в поэзии Т. моментами еще ощущаются отдельные идейно-творческие срывы, то все же в общем по мере глубокого освоения социалистической практики поэт смело подымается к вершинам социалистического творчества, становясь одним из крупнейших художников советской эпохи и неутомимым борцом за социалистическую культуру.
Список литературы
I. На грузинском яз.: Собр. сочин., т. I, 1927
т. II, Тифлис, 1935
Стихи, 1914
Артистические цветы, Тифлис, 1919
Эпоха, 1930
Пацифизм, 1930
Революционная Грузия, 1931
Пресса, 1932. На русском яз.: Избранные стихи, Тифлис, 1933
Стихи и поэмы, Закгиз, 1935
Избранные стихи, «Советский писатель», М., 1937.
Другие работы по теме:
Искусство Станислава Нейгауза
В самом подходе к музыке на С. Нейгауза наложила свой несмываемый отпечаток личность гениального поэта (Б.Пастернака), которого Г. Нейгауз называл «музыкантом до мозга костей».
Биография и творчество Юнны Мориц
Содержание Биография………………………………………………………………………….3 Творчество…………………………………………………………………………6 Стихи для детей…………………………………………………………………...8
Борис Пастернак
Мотив стихии в романе “Доктор Живаго”, поэтический образ бытия. Гуманистический смысл цикла “Стихотворения Юрия Живаго”.
Родина и природа в лирике С.А. Есенина
Сергей Есенин прожил короткую жизнь (1895—1925), но в памяти и сознании народа жив. Его поэзия стала неотъемлемой частью духовной культуры нации. Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине.
Белла Ахмадулина жизнь и творчество
Text Graphics Белла Ахмадулина Жизнь и творчество Graphics Награды и премии Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность[2] Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы[3] Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А.
Обзор литературы, посвященной жизни и творчеству Б.Л. Пастернака
Введение Обзор литературы, посвящённой жизни и творчеству Б.Л.Пастернака. В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Пастернака. Во множестве публикаций о его творчестве и судьбе воссоздан образ удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова.
Биография Гумилева
Биография Николая Гумилёва. Николай Степанович Гумилёв родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец, Степан Яковлевич, окончивший гимназию в Рязани и Московский университет по медицинскому факультету, служил корабельным врачом. По некоторым сведениям, семья отца происходила из духовного звания, чему косвенным подтверждением может служить фамилия (от латинского слова humilis, “смиренный”), но дед поэта, Яков Степанович, был помещиком, владельцем небольшого имения Березки в Рязанской губернии, где семья Гумилёвых иногда проводила лето
Румынская литература
Литература первого периода. Второй период истории румынской литературы. Современная румынская литература.
Жизнь и творчество Бориса Леонидовича Пастернака
Поэзия Пастернака привлекает читателя напряжённостью лирического переживания, тонкостью, восприятия тех тысяч мгновений и подробностей, которые открываются человеку в мире родной русской природы и в повседневном общении с кругом близких и милых людей.
Ахмадулина
Блестящее начало. Поиски собственного стиля. "Друзей моих прекрасные черты...". Мотив избранничества. Другие грани. Лирика Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них.
История романа и прозы Пастернака
Изучение жизни и творчества Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов и писателей XX века. Характеристика и сравнительный анализ трех мужских образов в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": Юрий Живаго, Виктор Комаровский, Павел Антипов.
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь
История Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Основание в окрестностях Вологды общежительного монастыря преподобным Димитрием. Расцвет монастыря, авторитет его игуменов в церковной и политической жизни России. Памятники зодчества на территории монастыря.
Драгоценные свидетели
Письменные источники сохранили только малую часть всего богатства древнерусской речи. Еще хуже с историко-диалектными данными. Поэтому непростительно упустить каждый источник.
Анализ стихотворения - Нобелевская премия
Разговор о судьбах Бориса Пастернака, Ольги Ивинской, Бориса Слуцкого и Галактиона Табидзе, так или иначе сплетенных в единый жизненный клубок, не распутать, если мы мысленно не перенесемся в осень 1958 года, когда Борису Пастернаку "за выдающиеся в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы" была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Арык-Балык
Введение 1 География 2 История основания станицы 3 Население станицы до Первой мировой войны 4 Русско-японская война 5 Первая мировая война 6 Арык-Балыкская: 1917—1919
Короленко, Владимир Галактионович
Введение 1 Детство и юность 2 Революционная деятельность и ссылка 3 Литературная карьера 4 Публицистика и общественная деятельность 5 Отношение к революции
О южном происхождении хангаласцев
Введение.  ýòíîãåíåçå ÿêóòîâ îäíî èç âåäóùèõ ìåñò çàíèìàëè õàíãàëàñöû. Àêàäåìèê À.Ï. Îêëàäíèêîâ ñ÷èòàë èõ îñíîâíûìè «íîñèòåëÿìè þæíûõ ýëåìåíòîâ â
Культура Грузии
Моя Грузия. Выпускник 11 «А» класса Григолия Н.Е. Преподаватель Гусева Г.С. 25.03.2002. Москва. Школа №262. ЗАО. I. В ведение А) Грузия представительница одной из самых древних культур. О культуре Грузии можно рассказывать бесконечно. Грузинская культура начала своё существование в V веке и на мои взгляд она является очень интересной.
Святители Смутного времени
Подвиг святости на Руси: святители ”Смутного времени ”и истории пострадавших иноков и монастырей начала XVIII века. Преподобный Галактион Вологодский, описание его жития Предсказания и мученическая кончина старца. Почитание преподобного и канонизация.
Мамин-Сибиряк Д.Н.
РЕФЕРАТ по истории Тема: «Мамин-Сибиряк Д.Н.» Группа 306 Выполнила: Степанова И.В. Красноуральск 2000 г. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912)
Лаврентий Павлович Берия
Как он начинал На службу в тайную полицию приходят разными путями, некоторые -- совершенно случайно, иные -- по призванию Лаврентий Берия был рожден для
География фамилий
Фамилия как наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. Фамилии, возникшие из топонимов (географических названий). Изучение маршрутов больших и малых миграций по распространению фамилий рядовых людей. Антропонимика – наука об изучении фамилий.
Республика Грузия
Республика Грузия - независимое государство в Закавказье. Этнический состав, язык и религия страны. Характеристика государственного устройства Грузии, внешняя политика. Промышленное производство страны, транспортные связи. Развитие культуры, образования.
Белла Ахатовна Ахмадулина
Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова.
Заболоцкий Николай Алексеевич
Заболоцкий Николай Алексеевич (24.04/7.05/.1903, Казань, - 14.10.1958, Москва) - поэт, переводчик. Родился на ферме под Казанью в семье агронома, человека религиозного, но почитавшего науку.
Ахмадулина Б.А.
Русская советская поэтесса, переводчик, эссеист. Родилась 10 апреля в Москве. Окончила московскую школу. Начала писать еще в школьные годы. Окончила Литературный институт в 1960.
Пастернак Б.Л.
Русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 г. в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913 г.