Народный
артист СССР.
Родился
Олег Лундстрем 2 апреля 1916 года в Чите в семье потомка обрусевших шведов,
связавших свою судьбу с Россией, Лундстрема Леонида Францевича (преподавателя
физики Читинской гимназии) и его супруги - Галины Петровны. Годом позже родился
второй сын - Игорь. Дети Леонида Францевича, названные так в честь древних
киевских князей, вместе с отцом в 1921 году переезжают в Харбин (Манчжурия) - "столицу"
русского землячества в Китае, в числе советских специалистов, занятых на
обслуживании КВЖД, куда отца пригласили на работу, сначала преподавателем
физики в средней школе, а позже - лектором Харбинского Политехнического
института..
Академический
подход ко всему, за что бы он ни брался, сложился у Олега еще в детском
возрасте. Однажды, услышав в двенадцатилетнем возрасте полюбившийся фокстрот,
он безошибочно расписывает его на трио, с мелодией, басом и аккомпанементом.
Он
увлекается живописью, учится играть на скрипке. В 1932 году Олег после обучения
в коммерческом училище поступает в Политехнический институт, а параллельно в
музыкальный техникум, который заканчивает по классу скрипки в 1935 году.
30-е
годы - поголовное увлечение новым танцем - фокстротом и, соответственно, новой
музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала
особого внимания Олега, пока случайно ( в 1933 году), подбирая пластинки для
очередной вечеринки он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то
время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась "Дорогой, старый
юг". Она ошеломила Олега и он сразу понял, что эта музыка не только для
ног, но нечто большее.
С
этого момента началось увлечение джазом. Олег начал по слуху аранжировать и
воспроизводить пьесы с пластинок. В 1934 году, однажды собравшись, молодые
музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали ( путем
голосования ) Олега Лундстрема.
В
1936 году Олег решает испытать судьбу в Шанхае. Он подписывает первый
профессиональный контракт в отеле "Янцзе", затем в 1937 году в
Циндао.
У
Лундстрема уже в эти годы созрела мысль, что можно исполнять в джазовой
обработке и русские песни. Он делает аранжировки: "Песни о капитане"
И.Дунаевского, "Чужие города" А.Вертинского, "Катюша"
М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. 1940 год -
вершина популярности - выступление в самом престижном боллруме
"Парамаунт". В оркестре уже 14 человек, где Олег - дирижер. А такие
импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис
выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из
лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема "Королем джаза Дальнего
Востока".
В
1941 году, в начале войны Олег поступает во французский Высший Технический
Центр. Закончив его как инженер-архитектор в 1944 году, Олег проявляет себя
все-таки как композитор. Это на первый взгляд парадоксальное явление,
свойственное ряду выдающихся композиторов (Бородин был химиком, Флетчер
Хендерсон закончил университет Атланты как химик и математик, правда, Лев
Ландау, игравший в ленинградской "джазовой капелле аспирантов", пошел
по иному пути) видимо помогло О. Лундстрему в написании произведений.
Послевоенные годы - годы нового творческого подъема. В его оркестре уже 19
человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре "Лайсеум", посвященному
окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное
произведение "Интерлюдия", используя Рахманиновские интонации. Позже
пьесу "Мираж" на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой
вклад в джаз.
В
1947 году Олег Лундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в
г.Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория.
Первоначально, приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но
постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели "Октябрь" в 1948 году
ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в
оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег поступает в театр Оперы и Балета в
качестве скрипача, а осенью 1948 года , вместе с большой группой приехавших
музыкантов, становится студентом Казанской государственной консерватории. В
1953 году Олег Лундстрем заканчивает консерваторию по классу композиции (
профессор А.С.Леман) и внефакультативно - по симфоническому дирижированию (
профессор И.Шерман ), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и
вести студенческий симфонический оркестр.
Но
джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую
серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и с
помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука
А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении
Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили
на себя внимание московских концертных организаций.
1
октября 1956 года приказом Министра Культуры РСФСР на базе коллектива под
руководством Олега Лундсрема создается концертный эстрадный оркестр в системе
ВГКО ( позже Росконцерта ). Началась большая гастрольно-концертная жизнь. Почти
за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и
десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по
радио и смотрели по телевидению блестящий оркестр Олега Лундстрема.
Многие
годы Олег Лундстрем и его оркестр - неизменные участники крупных международных
джазовых фестивалей: "Таллин-67"," Джаз Джембори 72" в
Варшаве, "Прага-78" и "Прага-86", "София-86",
"Джаз вДюктауне-88" в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в
1988 году, "Гренобль-90" во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в
Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов "Иматра-92" в Финляндии,
ряд международных фестивалей, проводившихся в нашей стране.
"Глубокое
проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические
традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр,
используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных
джазовых произведений и аранжировок, с другой - вот кредо оркестра, творческий
путь, по которому он идет уже не одно десятилетие". В этих простых словах
Олега Лундстрема заключена вся его жизнь музыканта, сумевшего пройти со своим
биг-бендом через годы и превратности судьбы, сохранившего свой голос, свое
понимание искусства. Маэстро считает язык джаза современным эсперанто, ломающим
любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей,
дающим возможность общения и диалога. Он всегда ориентируется на настоящий джаз
и парабола его жизни показывает, как несмотря на все внешние и внутренние
препятствия он и его оркестр, отдав в свое время дань прикладным жанрам джаза,
танцевальным и эстрадным композициям, последние двадцать лет играет
исключительно классический и современный джаз.
О.Л.Лундстрем
широко известен как композитор, дирижер, аранжировщик. Он признанный в мире
мэтр джаза. Выстраивая свои джазовые композиции, Олег Лундстрем соединяет
непременное в джазе эмоциональное, импровизированное начало с логикой, поистине
с математическим расчетом. И дело даже не в напрашивающейся аналогии
"архитектура - застывшая музыка". Скорее - во внутреннем ощущении
красоты, гармонии, соразмерности. Широко известны его джазовые композиции:
"Интерлюдия" (1945 г), "Мираж" (1947 г.), "Расцветает
сирень" (1955 г.), "Экспромт" ("Атом-буги") (1957 г.),
"Юмореска" (1958 г.), "Песня без слов" (1960 г.),
"Этюд для оркестра" (1960 г.), "Пролог" (1963 г.), "Мы
снова вместе" (1969 г.), "Бухарский орнамент" (1972 г.), "В
горах Грузии" (1973 г.), "Любви дороги" (1975 г.),
"Спидвей" (1980 г.), "Легенда о Сююмбеки" (1981 г.),
"Наступил рассвет" (1984 г.), а также камерно-инструментальные и
вокальные циклы: симфоническая сюита на татарские темы, симфония до-минор,
соната для виолончели с фортепиано, две пьесы для скрипки с фортепиано,
вокальный цикл на стихи китайских поэтов, музыка к драматическим спектаклям.
Помимо
полутора десятков выпущенных оркестром грампластинок и дисков, Олег Лундстрем
записал свой авторский диск "Мы снова вместе". Сегодняшние
художественные проекты маэстро (и, особенно, масштабный цикл из шести программ
"История биг-бенда в джазе") - своеобразная квинтэссенция его
творческого пути, взгляд с вершин опыта и мастерства на пройденные дороги, на
музыкантов, с которыми свела его судьба, на музыку, вызванную им к жизни.
Олег
Леонидович Лундстрем - Заслуженный артист РСФСР (1973 г.), Народный артист
РСФСР (1984 г.). Он удостоен Почетной степени доктора наук Международной
академии Сан-Марино (1993 г.), Национальной музыкальной премии
"Овация" (1996 год), Ордена "За заслуги перед отечеством"
III степени.
Живет
и работает в Москве.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта biograph/
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - Кабинет географии 1
Наш классный руководитель. Олег Витальевич учитель географии. Он очень любит свой предмет и хочет заинтересовать им учеников поэтому в нашем классе много карт и наглядных пособий. Они помогают ребятам ориентироваться во всем разнообразии стран культ Наш классный руководитель.
Рассказ о моем друге
Сочинение-описание Всем известная пословица: «Друг познается в беде». Я слышал ее много раз, но не думал, что когда-то пойму по-настоящему. У меня есть друг Олег. Ему четырнадцать лет. Он обычный худой подросток с короткой стрижкой. Примечательные у него только глаза: они очень необыкновенные, миндалевидные и зеленого цвета.
Песнь о вещем Олеге 2
Песнь о вещем Олеге Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами.
Историческая правда и вымысел в Песни о вещем Олеге Александра Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Поэт заставляет забыть все мелочи и заботы жизни, пробуждает в человеке все лучшее, глубокое и настоящее. Он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть его мыслей и чувств невозможно.
Основная идея Песни о вещем Олеге Александра Пушкина
Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта.
Способы изображения характеров в Песни о вещем Олеге Александра Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии. Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь…», запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником.
Художественные особенности Песни о вещем Олеге Пушкина
(1 вариант) А.С. Пушкин в 1822 году пишет «Песнь о вещем Олеге», в основе которой лежит историческое событие. Сам Пушкин назвал свое произведение «Песнью…», подчеркнув связь с устным народным творчеством и указав на важную черту произведения – стремление воспеть «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой».
Борис Леонидович Пастернак 2
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака. Окончил гимназию, затем, в 1913 году, — Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция).
Философские мотивы лирики Б.Пастернака
Борис Леонидович Пастернак - поэт для думающего читателя. Я бы сказал - для читателя с думающим сердцем. Он, как известно, во всем стремился «дойти до самой сути» и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом.
Песнь о вещем Олеге
В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.
Язык поэзии (по творчеству Б. Л. Пастернака)
Борис Леонидович Пастернак прожил длинную творческую жизнь. Когда произошла Октябрьская революция, он уже был сформировавшимся поэтом, автором книг стихов “Близнец в тучах”, “Поверх барьеров”, “Сестра моя — жизнь”.
Стихотворение Пастернака Про эти стихи
Борис Леонидович Пастернак с первых шагов в литературе создавал свой неповторимый мир и увлекал за собой читателей, раскрывая перед ними лабиринты образов и мыслей. Он выражал сложность человеческих переживаний. «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану», – писал поэт. На первый взгляд, мир Пастернака кажется странным, вычурным, сбивчивым, но это только лишь первое впечатление.
Акулич, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Оле́г Алекса́ндрович Аку́лич (родился 23 декабря 1959) — белорусский и российский актёр театра и кино[1].
Лианозовская школа
Лиано́зовская шко́ла Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов существовало с конца 1950-х до середины 70-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Лианозово, куда входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, а также художник и поэт Лев Кропивницкий.
Глеб Всеславич
(ум. 13 сентября 1119, Киев) — князь минский с 1101 года, родоначальник минской ветви полоцких князей, сын князя Всеслава Брячиславича. Биография В 1104 году его в Минске пытались осадить, но безуспешно, воевода Путята, Олег Святославич и Ярополк Владимирович, сын Владимира Мономаха. В 1106 году Глеб участвовал в походе на балтское племя земгалов.
Скуратов, Павел Леонидович
Павел Леонидович Скуратов (1861(?) — ?) — русский актёр и антрепренёр. Учился в Петербурской консерватории (класс скрипки и композиции), где слушал курс драматического искусства под рук. Н. Ф. Сазонова и Д. Д. Коровякова. На сцене с 1881 года. В 1882—1884 годах — в Малом театре. С 1884 года — в провинции.
Белинский, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Олег Александрович Белинский (р. 1942(1942), в Великом Устюге) — российский театральный режиссёр.
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Михеев, Ярополк Леонидович
Михеев Ярополк Леонидович (р. 1930) — атаман Всевеликого Войска Донского (ВВД) за Рубежом, Почётный Председатель Русского Обще-Воинского Союза, председатель Общества Галлиполийцев, член редакционной коллегии военного, политического и исторического журнала «Вестник РОВС», редактор журнала «Инженер», публицист.
Афанасьев, Николай Леонидович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Николай Леонидович Афанасьев (21 ноября 1915(19151121) — 18 марта 1989) — советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1949).
Зима, Олег Валентинович
План Введение 1 Театр 1.1 Современник 1.2 Квартет И 1.3 Независимый театральный проект Эльшана Мамедова 1.4 РАМТ 2 Кино Введение Олег Валентинович Зима(11 сентября 1965 года) — российский актёр. В 1993 году окончил РАТИ-ГИТИС (мастер курса — Алексей Бородин) С 1993 года работает в Российском академическом Молодежном Театре.
Борис Вячеславич
Борис Вячеславич(† 3 октября 1078), сын смоленского князя Вячеслава Ярославича († 1057).
Князь Олег
Ученик: Трошин Алексей Учитель: Ирина Юрьевна Большинство летописей называет его родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи — племянником Рюрика, Иоакимовская — шурином Рюрика, “князем урманским”, мудрым и храбрым, Новгородская первая летопись младшего извода — просто
Анофриев Олег Андреевич
Творчества Олега Анофриева многогранно. Он постоянно и вдохновенно сочиняет музыку, стихи, песни, пародии и эпиграммы. Поет почти во всех своих фильмах и спектаклях он поет песни, нередко за нескольких персонажей.
Аскольд и Дир
Дружинники Рюрика. После призвания варягов в Новгород Аскольд и Дир получили от князя позволение идти в Царьград.
Дуровы
Выдающиеся клоуны-сатирики и дрессировщики братья Дуровы — Владимир Леонидович (1863 — 1934) и Анатолий Леонидович (1864 — 1916)— слава и гордость русского циркового искусства.
Лундстрем Олег Леонидович
Начало 30-х годов - поголовное увлечение новым танцем - фокстротом и, соответственно, новой музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега.
Князь Ярополк Святославич
Ярополк Святославич - сын князя Святослава Игоревича, киевский князь с 970 г. Ярополк впервые упоминается в летописи под 968 г., когда он вместе с бабушкой, княгиней Ольгой и братьями был осажден печенегами в Киеве.
Олег Вещий
Большинство летописей считает Олега (ум. 912 или 922 г.) родственником (племянником или братом жены) легендарного новгородского князя Рюрика. Согласно "Повести временных лет" в 879 г. Рюрик, умирая, передал Новгород Олегу.
А.Л. Чижевский
ЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович Чижевский родился 7 февраля 1897 года. После переезда семьи в Калугу учился в частном реальном училище Шахмагонова (1913-15 гг.). В это время он знакомится с К.Э.Циолковским, дружба с которым оказала огромное влияние на его формирование как ученого.