Басё
Мацуо (настоящее имя Дзинситиро, 1644—1694) — поэт, выходец из среды небогатых
самураев. С его именем связано появление японского трехстишия — хайку. Изучал
японскую и китайскую поэзию, философию. Особое предпочтение отдавал китайскому
поэту Ду Фу и японскому поэту-отшельнику Сайге, с которыми он ощущал духовное
родство. Много путешествовал. Его литературное наследие представлено
преимущественно пейзажной лирикой и лирическими дневниками (лучший из них — «По
дорогам Севера», 1689). Создал литературную школу, совершившую переворот в
японской поэзии: «стиль Басе» царил почти 200 лет. Среди его учеников такие
талантливые поэты, как Кикаку Рансэцу, Дзёсо, Кёрай и др. В основу созданной им
поэтики положил принцип саби, основанный на сосредоточенной созерцательности,
отрешения от повседневной суеты. Его философская лирика была явлением новым,
небывалым и по серьёзности тона, и по глубине идей. Поэтические принципы Басе
нашли свое наиболее полное воплощение в пяти стихотворных сборниках, созданных
им и его учениками в 1684—1691 гг.: «Зимние дни», «Весенние дни», «Заглохшее
поле», «Тыква-горлянка», «Соломенный плащ обезьяны» (книга первая). В последние
годы жизни провозгласил новый ведущий принцип — каруми (легкость, изящество).
Несмотря
на широкую известность, множество учеников и последователей, Басе крайне
бедствовал. Лишь один из учеников, Сампу, сын состоятельного рыбника, смог
помочь поэту: уговорил своего отца подарить маленькую хижину возле небольшого
пруда. Басе посадил возле нее саженцы банановой пальмы, от которой пошло и
название жилища поэта — «Банановая хижина», а впоследствии и его литературный
псевдоним — «Живущий в Банановой хижине» или просто «Банановое дерево» . Как
отмечал Д. Шивели, «...он ощущал особое духовное родство с банановым деревом,
которое, подобное ему самому, было одиноко и беззащитно, сгибалось под бурями
этого мира. Оно символизировало хрупкость и преходящесть его собственной жизни
как он любил ее описывать».
Последние
десять лет своей жизни, после пожара, уничтожившего Банановую хижину, Басе
провел в странствиях. Умер в Осака, окруженный учениками.
Разработанный
Басе поэтический жанр хайку еще при жизни поэта обрел необычайную популярность:
в Японии хайку слагали даже крестьяне, организовывались клубы любителей хайку,
устраивались состязания хаикаистов. В XX в. увлечение хайку перешагнуло границы
Японии. Сегодня в ежегодных конкурсах на лучшее трехстишие принимают участие
любители из разных стран мира.
Другие работы по теме:
Структура рынка наукоемкой продукции
В статье рассмотрены основные тенденции развития мирового рынка наукоемкой продукции за период конца 90-х годов. Затронуты основные общие вопросы торговли наукоемкой продукцией с учетом различных моментов международной технологической торговли.
Ландшафтный парк сохраняет степные эфемероиды
Анализируя Красную книгу Украины, можно сделать грустный вывод о катастрофическом состоянии популяций эфемероидов в регионе Нижнего Приднепровья в целом и на территории Регионального ландшафтного парка "Панай" в частности.
Физика и философия Дзен
Физика - это наука о наиболее общих законах природы. Метод познания, используемый в физике, - это научный метод - экспериментальный и теоретический, - позволяющий объективно и беспристрастно исследовать окружающий нас мир.
Дзен как свобода
Ныне, чем больше говорят о свободе, тем меньше ее становится, хотя пришло ее время: без свободы ничто состояться не может, ни отдельный человек, ни жизнь во Вселенной. Тем не менее именно свобода не дается человеку.
Сумо
История сумо уходит корнями в глубочайшую древность. Уже в китайских исторических и литературных памятниках конца I тысячелетия до н.э. упоминается боевое искусство сянпу.
О саке
Япония - удивительная страна. Здесь уникально все - города, язык и культура. Почему для нас в стране Восходящего Солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, заключается в том, что японцы всегда и во всем умели найти гармонию.
Гиперболическая геометрия
Основные математические постулаты Эвклида. Попытки математиков доказать пятый постулат "О параллельности" как теорему. Основные подходы к подходов к построению гиперболической геометрии, ее содержание, примеры и отличие от эвклидовой аксиоматики.
Бессмертная лирика Басё
Каждый, кто хотя бы немного знаком с японской поэзией, и даже тот, кто вовсе не знаком с ней, наверняка слышал имя великого поэта-странника XVII века Мацуо Басе. Неистощимым источником вдохновения Басе были его дорожные впечатления.
Некоторые жанры японской поэзии
Классические танка в письменной (а в устной и того дольше) форме существуют, начиная с VIII в.и успели претерпеть множество изменений.
Традиционная японская литература
Японская литературная традиция считается весьма древней и высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся к VIII в. н. э., существуют основания считать, что устная традиция восходит к несравненно более раннему периоду.
Заметки об интернационализации хайку
Очевидно, что искусство хайку всемирно. Но должны ли все хайку быть похожи по форме и содержанию? Этот вопрос относится и к давнему разногласию между традиционными и современными хайку в самой Японии, прародительнице жанра.
Поэзия Востока
Китае письменное слово исконно связано с рисунком: знаменитое иероглифическое письмо, как считают учёные, возникло из начертания гадательных знаков. Само слово “иероглиф” не восточного происхождения, а греческого. Оно означает священные письмена.
Литература периода Эдо
Характеристика и отличительные черты литературы периода Пред – Гэнроку, ее яркие представители и особенности. Эра Гэнроку и основные мотивы ее литературы. Сайкаку, Басе и Тикамацу как великие литературные деятели того времени, их место в культуре Японии.
"Живопись слова" в японской поэзии
Особенности японской поэзии. Великие японские поэты: Мацуо Басё и Ёса Бусон. Сравнение творчества японских поэтов и поэтов Европы. Особенности японской культуры, быта и традиций. Устойчивость форм японской поэзии. Происхождение жанра трехстиший.
Японская литература
Народ любит и охотно создаёт короткие песни - сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам.
Ренессанс в литературе XVII-XVIII вв.
Становление западноевропейской литературы в эпоху Ренессанса. Литературное наследие Эразма Роттердамского, Монтеня, Дидро, Вольтера, Гюго. Развитие математики, физики, биологии. Ренессансный реализм, классицизм и барокко. Литература Запада и Востока.
Культура и искусство Японии
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева Кафедра мировой и национальной художественной культуры Реферат на тему:
Японская культура 4
Введение Япония, загадочная страна с самобытной культурой, расположенная у самого восхода солнца. В этой стране перемешалось прошлое и будущее, футуристические небоскребы торговых центров соседствуют с тихими улочками старого Токио, после напряженного дня работы в офисе, оснащенном по последнему слову техники, служащий крупной компании переступает порог чайного домика и окунается в мир созерцательности и спокойствия чайной церемонии.
Эпоха Возрождения в Японии
Отличительные признаки искусства эпохи Ренессанса. Исследование и подробный анализ известнейших произведений искусства изучаемого периода – литературы, живописи, драматургии. Оценка правомерности названия XVI–XVII вв. в Японии эпохой Возрождения.
Культура Японии XV-XVII вв.
Культура Японии XV-XVII вв. - эпохи развитых феодальных отношений. Основные тенденции развития. Архитектура. Садовое искусство. Монохромная живопись. Чайная церемония. Строительство крепостных сооружений. Просвещение. Литература. Театр - Кабуки и Ноо.
Культура Японии
Краткая историческая справка. Традиции японцев. Виды культуры и исскуства Японии. Культурные достопримечательности и праздники Японии. Религия Японии. Повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.
Хризантема - любимый цветок японцев
Хризантема – один из самых любимых в Японии цветов. Его выращивают издавна и повсеместно, причем делать это было позволено всем слоям населения – от императора (микадо) до человека-лошади (джинрикши).
Японская культура
Модель восприятия дикой природы в культуре Японии на материале пейзажной живописи, лирики и садового искусства, понятия синтоизма и буддизма. Основные направления в художественной традиции изображения дикой природы и особенности творчества Мацуа Басё.
История японского языка
Экзаменационные билеты. 1.1. Периодизация истории ЯЯ, его возникновение. Начало формиров-я – 8е тыс-е до нэ. – 2й век до нэ (период Дзёмон). Период ДЯЯ (пер. Яёй – пер. Нара) с 3в. нэ. до к.8в. нэ (т.е. к 3му в. он сформировался как язык). КЯЯ – 9-12вв (эпоха Хэйан – «спокойствие»). Реформаторы 16в установили мир нач. нового этапа яз.
Народы Японии
ВВЕДЕНИЕ Япония слывет одной из самых загадочных и экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение своей экзотикой. И визит в эту таинственную страну не рассеет сложившийся миф. «Я побывал в волшебной сказке», - говорят люди, посетившие Японию.
Япония
Вступление Япония — «страна восходящего солнца». Название страны — Япония— передают два иероглифа. Первый из этих знаков означает «солнце», второй — «корень, основа» отсюда иносказательное название Японии «страна восходящего солнца».
Стресс — ускоритель эволюции
Популяция вида всегда состоит из организмов, генетически не идентичных. Из этого разнообразия, благодаря силе естественного отбора, и получают наибольшие шансы те особи,которым дана возможность передать свои, сегодня „хорошие“, гены следующему поколению.
Мацуо Басё
Мацуо Басё ( (псевдоним); другой псевдоним — Мунэфуса; настоящее имя — Дзинситиро) — великий японский поэт, теоретик стиха. Родился в 1644 году в Уэно, провинция Ига. Умер 12 октября 1694 в Осаке.