Йошизава Акира

Йошизава Акира родился 14 марта 1911 г. в префектуре Тотиги в многодетной семье и был предпоследним шестым по счету ребенком. Из четверых старших сестер трое умерли от болезней. Семья жила небогато: отец выращивал рис и овощи продажа молока от нескольких коров позволяла кое-как сводить концы с концами. Но тем не менее в семье уделяли большое внимание искусству в частности музыке; а совсем еще маленький Акира брал уроки живописи. Привитую с детства любовь к искусству он пронёс через всю жизнь. С оригами он впервые столкнулся в три года когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Старшие братья быстро привели её в негодное состояние и Акира попытался сложить точно такую же и несмотря на малый возраст ему это удалось! В шесть лет Акира пошёл в школу и продолжал самостоятельно заниматься оригами осваивая традиционные для того времени фигурки. В тринадцать он перебирается в Токио где работает и учится в вечерней школе. В то время Акира увлекся буддистской философией и регулярно посещал храм.

В двадцать два года Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре ему поручают учить новичков читать чертежи. При этом Йошизава активно использует оригами объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызвали интерес не только у его учеников но и у владельцев фабрики. Тогда Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это самое время у него созревает представление о том что отсутствующая и в душе человека и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами. Он изучает классическое японское искусство бонсай в котором очень важны чувства линии композиции и ритма и понимает что в отличие от умения составлять композиций из цветов у оригами пока нет прочно завоеванных в стране позиций. Тем не менее он решает специализироваться на складывании прекрасно отдавая себе отчет что ему придется идти нехоженой дорогой в одиночку. Разразившаяся война спутала все эти планы. Йошизава работал в военном госпитале и в этих условиях уделяя время складыванию. Когда его подразделение оказалось в оккупированном Гонконге он устраил выставку оригами для раненых развешивая особо яркие фигурки над кроватями выздоравливающих солдат.

После окончания войны не было смысла возвращаться в разбомбленный Токио где жизнь в это время была особенно тяжела и после демобилизации Йошизава едет в свою родную деревню в Тотиги где несколько лет перебивается случайными заработками. Он по-прежнему не оставляет своих занятий оригами. Это был самый тяжелый период в жизни мастера: его жена с которой он обвенчался незадолго до войны умирает годы идут а его подвижнический труд остается незамеченным. Ситуация изменилась только в 1950 г. когда директора школы префектуры Точиги избрали президентом профсоюза преподавателей труда и искусств. Он был знаком с братом Йошизавы и в результате Акира может продемонстрировать свои работы на выставке прикладного искусства организованной профсоюзом. Выставка имела успех и Акире выпал шанс рассказать о роли оригами в образовании на съезде профсоюза – неожиданный поворот судьбы приносит мастеру некоторую известность. Тогда Акира решает вернуться в Токио и сделать оригами своей профессией.

В то же время японскому драматургу Тадасу Изаве приходит в голову мысль напечатать на страницах газеты "Асахи крафт" сложенные их бумаги фигурки символизирующие цикл восточного календаря. Изаве советуют обратиться к Йошизаве и тот сразу соглашается. Несколько дней и ночей Йошизава творит не выходя из специально снятой для него комнаты. Опубликованные в газете фигурки производят настоящую сенсацию - настолько они изящны и грациозны. Таких оригами японцы еще не видели! Появление фигурок в "Асахи крафт" явилось поворотным моментом в жизни мастера - множество людей в Японии начинают оказывать ему всяческое содействие в деле развития оригами он ездит по стране выступая с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуют на страницах периодических изданий. В 1953 г. его работы становятся известны на Западе в основном благодаря переписке завязавшейся с Гершоном Легманом.

В 1954 г. на японском языке выходит его первая книга "Новое искусство оригами". Она совсем невелика и отражает лишь вершину айсберга творчества мастера. К моменту ее публикации у Акиры скапливается уже несколько тысяч оригинальных моделей. В том же году он организует общество оригами а через два года повторно вступает в брак. Не имея детей мастер и его верная спутница Йошизава Кайо считают что все творения которые выходят из рук мастера – это их родные дети. Известность и слава мастера растет.

Как и многие в Японии Акира считает что сами божества творят красоту его руками. Он не приступает к складыванию очередной фигурки не сотворив в душе молитву. Ни одна из фигурок не похожа на остальные – у каждой своя поза выражение свой неповторимый облик. Большинство уникальных работ сделано на основе хорошо известных базовых форм а накопленный с годами опыт позволяет мастеру извлекать из них все новые и новые неповторимые творения удивительно напоминающие живые объекты. Кажется что положение складок на некоторых фигурках мастера точно не определено однако это не так: "В оригами не должно быть случайных линий – напутствует мастер новичков. – Каждая из них должна быть продумана".