ПУРКИНЕ, ЯН ЭВАНГЕЛИСТА (Purkyne, Jan Evangelista) (1787–1869), чешский естествоиспытатель, физиолог, общественный деятель. Родился 17 декабря 1787 в Либоховице на северо-западе Богемии. Окончив местную школу, продолжил обучение в Микулове (Моравия) в гимназии, принадлежавшей монашескому ордену пиаристов. По окончании восьмилетнего обучения решил стать членом ордена. Ему предоставили год для прохождения специальной практики и возможность в течение двух лет преподавать в школах Моравии и Богемии. На третьем году учительства, незадолго до принятия монашеского обета, Пуркине увлекся философией и с разрешения руководства ордена вышел из него. Уехал в Прагу и поступил в школу философии Карлова университета; зарабатывал на жизнь частными уроками. Два года спустя стал наставником сына барона Хильдпрандта, который предложил оплачивать в течение пяти лет обучение Пуркине в медицинской школе Пражского университета. По окончании университета (1818) Пуркине в течение года работал в университетской клинике. Специализировался в области хирургии, анатомии и физиологии и достиг столь выдающихся успехов, что в 1823 был приглашен на должность профессора анатомии и физиологии университета Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), где проработал 27 лет. С 1839 одновременно возглавлял основанный им в Бреслау первый в мире Институт физиологии. В 1850 был приглашен на должность профессора физиологии в Пражский университет, в 1851 основал и возглавил Физиологический институт при этом университете.
Научные работы Пуркине посвящены общей физиологии и физиологии органов чувств. Его исследования, касающиеся зрительного восприятия, оказали большое влияние на развитие офтальмометрии и офтальмоскопии, создав предпосылки для построения теорий центрального и периферического зрения. Он сконструировал прибор для количественного измерения поля зрения (периметр), определил роль хрусталика, обнаружил изменение яркости цветов при постепенном нарастании освещенности (сначала становятся более яркими оттенки синих, а затем красно-оранжевых цветов; «феномен Пуркине»). Исследовал зрительные ощущения при действии на глаз гальванического тока и белладонны. Его именем названа характерная картина расположения сосудов в глазе (сосудистая фигура Пуркине), зеркальное отражение предметов на преломляющих поверхностях глаза (изображение Пуркине).
Пуркине провел многочисленные микроскопические исследования, в которых использовал собственные изобретения и методы. Так, он сконструировал первый в мире микротом, ввел в гистологическую практику канадский бальзам и краситель индиго, разработал метод просветления тканей в скипидаре и оливковом масле. Исследовал под микроскопом движение ресничек мерцательного эпителия клеток млекопитающих, изучал микроскопическую структуру растений, кожи, желез, костей, зубов, хрящей, нервов, тканей сердца, обнаружил индивидуальные отличия в капиллярных рисунках на пальцах рук (впоследствии на основе этого открытия была создана дактилоскопия). Микроскопические исследования Пуркине явились основой клеточной теории, которую он сформулировал в 1837. В том же году он установил аналогию между строением животной и растительной клеток. Ввел термин «протоплазма», описал клеточное ядро. Описал нейроны спинного и головного мозга позвоночных. Обнаружил особые крупные нейроны в мозжечке (клетки Пуркине). Открыл волокна миокарда, образующие проводящую систему сердца (пучок Пуркине).
Большое значение имела также культурная и просветительская деятельность Пуркине. Будучи депутатом Чешского сейма, он выступал за право вести преподавание в учебных заведениях на чешском языке, пытался создать Чешскую академию, которая стала бы научным и культурным центром страны. Участвовал в организации «Журнала чешских врачей» («asopis Lkaru Ceskch»), издающегося и поныне, основал Чешское медицинское общество. В конце жизни Пуркине переводил на чешский язык поэзию Гёте и Шиллера. Имя Пуркине присвоено университету Брно, Чешскому медицинскому обществу, которое учредило медаль его имени. Умер Пуркине в Праге 28 июля 1869.
Список литературы
История биологии. С древнейших времен до начала XX века. М., 1972
Другие работы по теме:
Чехия географическое положение и культурные особенности
Введение Чехия входит в десятку наиболее посещаемых стран мира. Чешская Республика - центральноевропейское государство (географический центр Европы находится на территории этой страны). Образовалось 1 января 1993 года после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики. Первым президентом Чешской Республики стал известный правозащитник и драматург Вацлав Гавел.
Бальнеологические курорты РФ
Оглавление. Стр. Введение. 3 Бальнеология. Понятия и определения. 5 История развития бальнеологии. 7 Лечебные минеральные воды Российской Федерации.
Мышление
Понятие мышления В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако
Предмет и методы психологии
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности.
Общая и социальная психология Еникеев М И
М.И.Еникеев Общая и социальная психология Учебник для вузов Рекомендован Министерством общего и профессионального образования в качестве учебника для высших учебных заведений
Управление персоналом
Виды и свойства ощущений. Понятие о способностях, индивидуально-психологических особенностях личности, их развитие. Профессиональные способности менеджера. Климат и сотрудничество в группе. Признаки благоприятного социально–психологического климата.
Проводящие пути ЦНС
Проводниковая функция спинного мозга. Проводящие пути осознанной чувствительности. Проводящие пути нервной системы.
Чешские земли в конце XVIII в.–первой половине ХІХ в.
Чешское национальное Возрождение - процесс, падающий на период развития в Чехии капитализма, формирования в ней нации нового времени. Социально-экономическое развитие Чехии в первой половине XIX века. Промышленная революция. Революция 1848-1849 годов.
Будители
План Введение 1 В отдельных странах 1.1 Чешские 1.2 Болгарские 1.3 Русинские Список литературы Введение Будители (чеш. buditel, словацк. buditeľ, словен. buditelj и болг. будител, буквально — «пробуждающие») — активисты национального, культурного и языкового возрождения в среде славянских народов, основа славянской интеллигенции новых суверенных славянских государств.
Чешские земли в второй половине XІХ в. - 1914 г.
Изменения, произошедшие в Чехии после буржуазной революции в социально-экономической и политической сферах. Чешские земли в составе Австро-Венгрии. Влияние конституции 1867 г. на общественную жизнь. Реформа образования и подъем национальной культуры.
Національне відродження Чехії
Чеське національне відродження: передумови, цілі, розвиток, досягнення. Соціально-економічні, національно-культурні чинники активізації чеського національного руху. Діяльність "пробуджувачів", політичні погляди діячів чеського національного відродження.
Сердечно-сосудистая система животных
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА Сердечно-сосудистая система состоит из сердца, кровеносных и лимфатических сосудов. В функциональном отношении эта система обеспечивает движение по организму крови и лимфы, создавая эффективную систему доставки к органам и тканям кислорода, питательных и биологически активных веществ и удаления продуктов метаболизма.
Головной мозг животных
Оболочки, венозные синусы и артерии головного мозга. Общая характеристика строения и развития головного мозга, возникновение и дальнейшее развитие различных высших нервных центров. Концевой, промежуточный, средний, ромбовидный мозг животных, их развитие.
Клеточная теория
Клеточная теория была сформулирована в 1839 г. немецким зоологам и физиологом Т. Шванном. Согласно этой теории, всем организмам присуще клеточное строение. Клеточная теория утверждала единство животного и растительного мира, наличие единого элемента тела живого организма — клетки.
Клеточная теория 2
История открытия Основная статья: Клеточная теория Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.
Николай Иванович Вавилов биография
Николай Иванович Вавилов Никола́й Ива́нович Вави́лов – российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ. Организатор и участник ботанико-агрономических экспедиций, охвативших большинство континентов (кроме Австралии и Антарктиды), в ходе которых выявил древние очаги формообразования культурных растений.
Концепции современного естествознания Найдыш
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания Издание 2-е, переработанное и дополненное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки
Общая биология Конспект лекций Козлова Е А Курбатова Н С
Е. А. Козлова, Н. С. Курбатова Общая биология: конспект лекций «Общая биология: конспект лекций»: ЭКСМО; Москва; 2007 Аннотация Конспект лекций по общей биологии предназначен для студентов медицинских ВУЗов или колледжей. В нем освещены вопросы строения клетки, даны характеристики всех ее компонентов, описаны основные классы возбудителей заболеваний, рассмотрены проблемы экологии.
Создание клеточной теории
Создание клеточной теории Рубеж 30-х и 40-х годов XIX в. ознаменовался фундаментальным обобщением, получившим название клеточной теории. Говоря о достижениях естествознания первой половины и середины XIX в., Ф. Энгельс на первое место выдвигал "три великих открытия": наряду с доказательством сохранения и превращения энергии и эволюционной теорией Дарвина, Энгельс назвал клеточную теорию. "Покров тайны,— писал он,— окутывавший процесс возникновения и роста и структуру организмов, был сорван.
Концепции современного естествознания2
В.М.Найдыш Концепции современного естествознания Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям
Структурные уровни живого
Концепция структурных уровней живого. Иерархическая соподчиненность структурных уровней, системность и органическая целостность живых организмов. Закономерность функционирования структурных уровней. Обмен веществ, метаболизм клеток. Клеточная теория.
Строение и функции сердца
Сердце как центральный орган кровеносной системы человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий движение её по сосудам. Функция сердца: ритмическое нагнетание крови из вен в артерии. Расстройства ритмической активности сердца.
Основы цитологии
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Реферат по Концепциям современного естествознания. на тему : Основы цитологии. Группа М-48
Нормальная физиология
Принцип саморегуляции организма. Понятие о гомеостазе и гомеокинезе. Энергетика и биомеханика мышечного сокращения. Ультраструктура скелетного мышечного волокна. Особенности строения периферических синапсов. Классификация, строение и функции нейронов.
Физиология человека
0001 Физиологические реакции живого организма Всякий живой организм и все его клетки обладают раздражимостью, т. е. способностью отвечать на воздействия внешней среды или нарушения их состояния изменением своей структуры, возникновением, усилением или ослаблением своей активной деятельности, что неразрывно связано с качественными и количественными изменениями обмена веществ и энергии.
Важнейшие достижения естествознания 19 века
Волновая концепция света О. Френеля. Концепции классической электродинамики. Электромагнитное поле Максвелла и эфир. Возникновение предпосылок ядерной физики. Эволюционная теория Дарвина. Концепции классической термодинамики. Достижения биологии XIX века.
Анатомия и физиология человека Федюкович
Н. И. Федюкович АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов медицинских училищ, обучающихся по специальности 0406 Сестринское дело
Сперанский Георгий Несторович
Г. Н. Сперанский родился в семье военного врача. В 1898 г. он успешно окончил медицинский факультет Московского университета и некоторое время работал в педиатрической клинике Н. Ф. Филатова.