Юрий Павлович Казаков

Рефераты по биографиям » Юрий Павлович Казаков Скачать

(1927-1982)

КАЗАКОВ ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927–1982) русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем насколько мне известно не было ни одного образованного человека хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ) которую он писал в 1960–1970-е годы.

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи в т.ч. стихотворения в прозе пьесы которые отвергались в редакциях а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара по воспоминаниям Казакова навсегда отбил у него охоту писать о том чего не знаешь.

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956) Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957) главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков в частности И.Бунина о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том что в годы учебы «занимался альпинизмом охотился ловил рыбу много ходил пешком ночевал где придется все время смотрел слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958) будучи автором нескольких прозаических сборников Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах в Новгородской области в Тарусе которую называл «милым художническим местом» и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках и в художественных произведениях – например в рассказах По дороге (1960) Плачу и рыдаю (1963) Проклятый Север (1964) и многих других.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах не на полярных зимовках и радиостанциях а в деревнях – в местах исконных русских поселений в местах где жизнь идет не на скорую руку а постоянная столетняя где людей привязывает к дому семья дети хозяйство рождение привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др. вошедших в Северный дневник проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий с утонченным восприятием действительности с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977) главным героем которых помимо автобиографического рассказчика является его маленький сын.

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961) Голубое и зеленое (1963) Двое в декабре (1966) Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе в том числе о русских прозаиках – Лермонтове Аксакове поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык выполненном Казаковым по подстрочнику был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).

Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.