Юрий Осипович Домбровский

Рефераты по биографиям » Юрий Осипович Домбровский Скачать

(1909-1978)

ДОМБРОВСКИЙ ЮРИЙ ОСИПОВИЧ (1909-1978) русский писатель. Родился 29 апреля (12 мая) 1909 в Москве в семье адвоката. В 1932 окончил Высшие литературные курсы в том же году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом искусствоведом журналистом занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был арестован но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в основу романов "Хранитель древностей" (1964) и "Факультет ненужных вещей" (1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих следователей Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман "Державин" через год снова был арестован и отправлен в Колымские лагеря откуда в 1943 больной вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице начал писать роман "Обезьяна приходит за своим черепом" (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире "Смуглая леди" (опубл. 1969).

В 1949 Домбровский вновь был арестован шесть лет провел в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава преступления и получил разрешение вернуться в Москву.

Творчество Домбровского пронизано гуманистическими идеалами. Действие романа "Обезьяна приходит за своим черепом" происходит в западноевропейской стране оккупированной фашистами. Герои романа работают в вымышленном Международном институте палеантропологии и предыстории. Автор не уточняет место действия создавая собирательный образ европейцев борющихся с тоталитарным режимом. Это дало критикам основания утверждать что роман «не имеет никакого отношения к поджигателям войны» (И.Золотусский) что в нем изображен не фашизм в Европе а сталинизм в России. При всей очевидности подобных параллелей героями романа все-таки являются европейские интеллигенты воспитанные на традициях гуманизма. Главный герой профессор Мезонье оказывается перед выбором между самоубийством физическим и духовным — и погибая выходит победителем из этой борьбы. Антиподом Мезонье является в романе его сподвижник профессор Ланэ ради выживания идущий на компромисс с оккупантами.

Свобода духа становится главной темой дилогии "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей". В "Хранителе древностей" деспотизму противопоставлена историчность сознания главного героя безымянного Хранителя алма-атинского музея о котором Домбровский писал: «Герой мой — человек моего круга моих наблюдений информации и восприятия». Предметы старины являются для Хранителя не мертвыми ценностями а частью истории человечества. В его сознании на равных существуют монеты времен императора Аврелиана и «искристый игольчатый сок» брызнувший из яблока и пережившие землетрясения творения алма-атинского архитектора Зенкова которому «удалось построить здание высокое и гибкое как тополь» и картины художника Хлудова который «рисовал не только степи и горы но и ту степень изумления и восторга которые ощущает каждый кто первый раз попадает в этот необычайный край». Бесчеловечная идеология бессильна перед осязаемым могучим многообразием мира описанным в романе с присущей Домбровскому стилистической пластичностью.

В романе "Факультет ненужных вещей" продолжающем "Хранителя древностей" главный герой попадает в тюрьму переживает предательство но свобода его духа оказывается сильнее тирании. Обостренным чувством справедливости пронизан рассказ "Записки мелкого хулигана" (опубл. 1990). Домбровский рассказывает о том как вступившись за избиваемую женщину был арестован и осужден «за мелкое хулиганство» в ходе очередной показательной кампании. В суде писатель увидел торжество бессмысленности и абсурда венцом которых явилось осуждение за «нецензурную брань» глухонемого.

При жизни Домбровского было опубликовано только одно его стихотворение — "Каменный топор" (1939). В стихотворении "Меня убить хотели эти суки..." он пишет о том как трудно ему было возвращаться к нормальным человеческим отношениям после лагеря. Встреча на алма-атинском рынке со своим бывшим следователем ("Утильсырье" 1959) заставляет Домбровского с горечью написать об отсутствии справедливости в мире где тесно переплетены судьбы жертв и палачей. Поэзия Домбровского не является рифмованной публицистикой. Он стремился к тому чтобы реальные события его жизни поэтически преобразились: «Я жду что зажжется Искусством / Моя нестерпимая быль» ("Пока это жизнь..." не датировано).

В трех новеллах о Шекспире объединенных названием "Смуглая леди" объектом внимания Домбровского становится психология художника. Писатель прослеживает «как с годами менялся автор как пылкий и быстрый в юности он взрослел мужал мудрел как восторженность сменялась степенностью разочарованием осторожностью и как все под конец сменилось страшной усталостью» ("Ретлендбэконсоутгемптоншекспир. О мифе антимифе и биографической гипотезе" 1977).

Умер Домбровский в Москве 28 мая 1978.