Tеренций

Tеренций (Publius Terentius Afer) - даровитейший после Плавта представитель древнеримской комедии. Лучшим источником для его биографии является древнее жизнеописание его принадлежащее Светонию. Он жил в промежуток между 2 и 3 пуническими войнами родом был из Карфагена и принадлежал к какому-нибудь африканскому (или ливийскому) племени на что указывает его прозвище Afer. Попав каким-то образом в Рим Т. был рабом у сенатора Т. Лукана который заметив выдающиеся его способности дал ему тщательное образование а затем и свободу.

Талантливость Т. открыла ему доступ в высшие круги римского общества. Лучшая часть молодого поколения римской аристократии хорошо знакомая с богатой литературой греков стремилась тогда под иноземным влиянием облагородить и отечественную речь и отечественные нравы в центре этого общества находился Сципион Африканский рядом с которым стоял друг его Лелий. К этому кружку примкнул и Т. Ободренный своими покровителями он решился посвятить свои силы комедии. Согласно с вкусами того времени Т. не был оригинален; образцом для себя он избрал главным образом греческого комика Менандра не переводя его впрочем буквально и заимствуя целые сцены у других греческих писателей напр. у Аполлодора. В искусстве составлять свои пьесы по произведениям двух авторов или по двум произведениям одного и того же автора (так наз. контаминация) Т. достиг значительного мастерства но это указывает вместе с тем на недостаток у поэта собственной изобретательности.

Произведения Т. в силу редкой случайности дошли до нас все; их всего 6: "Девушка с о-ва Андроса" (Andria) "Свекровь" (Несуга) "Наказывающий сам себя" (Heautontimorumenos) "Евнух" (Eunuchus) "Формион" (Phormio; имя паразита пьесы) и "Братья" (Adelphae). Эти пьесы перечисленные в хронологическом порядке были впервые поставлены на римской сцене в период времени с 166 по 160 гг. до Р. Хр. Наибольший. успех имела пьеса "Евнух" которая дана была дважды в один день и получила премии. Весьма холодно наоборот принята была публикой "Свекровь"; во время 1-го и 2-го ее представлений народ предпочел оставить театр и смотреть канатных плясунов и гладиаторов. В настоящее время самым выдержанным произведением Т. как по ходу действия так и по выработке характеров признаются "Братья". Успех "Евнуха" у римской публики следует объяснять некоторыми пикантными подробностями этой пьесы герой которой переодевался евнухом и в этом качестве присутствовал при купанье своей возлюбленной.

После постановки "Братьев" в 160-м г. Т. предпринял путешествие в Грецию из которого уже не возвратился: он умер в 159 г. 25 или 35 лет от роду (ср. M. Крашенинников "К вопросу о годе рождения Т." в "Сборнике статей в честь Ф. Ф. Соколова" СПб. 1895). Пьесы Т. сообразно с тем обществом в котором вращался поэт отличаются значительно большей чистотой и благородством языка чем комедии Плавта. Слог Т. был до такой степени изящен что враги поэта распускали слух будто ему помогали в составлении комедий Сципион и Лелий. Наряду с этим Т. старается избежать в действии всего особенно непристойного. Большое внимание по-видимому обращал он на выработку характеров действующих лиц которые в большинстве случаев гораздо выдержанные чем типы Плавта. Намеков на римскую жизнь у Т. нет никаких Эта черта его комедий наиболее способствовала живучести произведений Т. почти до XIX столетия.

Пьесы Т. могли главным образом нравиться избранной публике а не массе. Похвалы им мы читаем в античном мире у таких авторов как Цезарь и Цицерон; близкое знакомство с Т. обнаруживают Гораций Персий и Тацит. Еще в древности комедии Т. попали в школы и стали достоянием ученых грамматиков которые писали к ним разного рода толкования. Наиболее ценны между ними комментарии ученого IV в. по Р. Хр. Доната в труде которого содержатся и весьма интересные наставления актерам (ср. Б. В. Варнеке "Как играли древнеримские актеры" в "Филолог. Обозр." 1900 т. XIX). Интерес к Т. не прекращался и в средние века: в IX стол. его комедии читались Алькуином на придворных пирах Карла Вел.; в Х в. против пьес Т. как источника всяких соблазнов боролась монахиня Гросвита. В эпоху реформации Эразм усердно рекомендует Т. за его язык. а Меланхтон - за выработанность характеров. Во Франции Т. оказал влияние на Мольера особенно на его пьесы: "Le depit amoureux" "L'ecole des maris" и "Les fourberies de Scapin".

В России Феофан Прокопович читая курс пиитики в киевской академии преподавал "Российским господам Мольерам": "кто хочет писать комедию пусть тот подражает Т." (ср. Б. Варнеке "Римский поэт Т. на западноевропейской сцене" в "Вестн. Всемирн. Истор." за 1900 г.). Рукописей Т. дошло до нас очень много. Все они за исключением главного источника для восстановления текста - Бембинского кодекса (V в.; назван по имени прежнего владельца кардинала Бембо ныне в Ватикане) - восходят к рецензии грамматика III в. по Р. Хр. Каллиопия. Некоторые из рукописей (париж. ватикан. миланск.) снабжены любопытными рисунками. Наиболее полная критическая рецензия текста Т. принадлежит Umpfenbach'y (Б. 1870); затем заслуживают внимания издания Fabia (П. 1895) Meckeisen'a (Лпц. 1898 2 изд.) Dziatzko (Лпц. 1884). С русскими примечаниям и изданы две пьесы Т.: "Heautontimorumenos" - Делленом (Харьков 1879 оттиск из "Зап. Харьк. Унив. за 1878-79 гг.) и "Eunuchus" - Фогелем (Нежин 1884; оттиск из "Извест. Неж. Инст." тт. IX и X). Переводы комедий Т. на русский язык: "Andria" Д. Подгурского (Киев 1874; оттиск из "Трудов Киевск. Дух. Акад." за 1873 г.) В. Алексеева (СПб. 1896 в "Дешевой Библиотеке" Суворина) С. Николаева в ("Пантеоне Литературы" за 1893 г. и отд. Воронеж. 1897 г.) "Гэавтонтимоременос" А. Резоали(Киев 1862) "Братья" М. П. Петровского (в "Зап. Каз. Унив. " 1873 . №№ 2-3). Полный перевод всех комедии (А. Хвостова. М. Головина и друг.) был издан в СПб. в 1773-74 г. См. В. И. Модестов "Лекции по истории римской литературы" (СПб. 1888); Зотов "Разбор комедий 1. ("Репертуар" за 1845 г.). Языком Т. занимался К. Тресс (работы его см. в "Журн. Мин. Нар. Пр." 1877 и в "Варшавских Унив. Изв." 1880). Иностранная литература о Т. до новейшего времени указана в книге Шанца: "Geschichte der rom. Litteratur" (ч. 1 Мюнхен 1898).

А. Малеин.

Список литературы

Ф.А. Брокгауз И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь Изд. "Русское слово" 1996 г.