1890, 10 февраля (29 января по ст. ст.)
Родился в Москве Б. Пастернак. Отец — художник Леонид Осипович Пастернак, мать — пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.
1901, август
Поступил во второй класс московской пятой гимназии.
1908, май
Окончание гимназии с золотой медалью.
август
Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном.
1909, май
Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета.
1910. февраль
Первые сохранившиеся стихотворения поэта, который долгое время старательно скрывал свое литературное дарование.
1911, 10 января
Доклад “Символизм и бессмертие” в младо-символистском кружке при издательстве “Мусагет”.
1912, май-август
Поездка в Германию, учеба во время летнего семестра у профессора Г. Когена на философском факультете Марбургского университета. Двухнедельное пребывание в Италии.
1913, апрель
Первая публикация стихов Б. Л. Пастернака в коллективном сборнике “Лирика”. В этом же году он заканчивает университет со званием кандидата философии Московского университета.
декабрь
Работа над сборником стихов “Близнец в тучах”.
1914
Выходит первый сборник футуристической группы “Центрифуга” — “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака; в этом же году происходит первая встреча с В. Маяковским.
1916
Выход книги стихов “Поверх барьеров”.
1917
Революция в России; Б. Пастернак работает над книгой “Сестра — моя жизнь”.
1917—1918
Работа над повестью “Детство Люверс”.
1921
Отъезд родителей в Берлин.
1922
Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье; завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции.
январь
Выходит книга стихов “Сестра — моя жизнь”.
1922—1923
Пребывание в Германии, участие в литературной жизни Берлина; здесь выходит книга стихов “Темы и вариации” (январь 1923).
1924
В журнале “ЛЕФ” печатается поэма “Высокая болезнь”, в которой Б. Пастернак пытается
выразить свое понимание Октябрьской революции.
1925—1930
Работа над романом в стихах “Спекторский”, где Пастернак, ощущая тягу к эпической форме, впервые предпринимает попытку соединения в одном произведении прозы (“Повесть) и поэзии (“Спекторский”).
1925—1926
Пишет поэму “Девятьсот пятый год” — эпос, “ внушенный временем ”.
1926—1927
Пишет поэму “Лейтенант Шмидт”; порывает с группой ЛЕФ, назвав работу на злобу дня лефовцев “ремесленным полуискусством”.
1931
Выходит автобиографическая повесть “Охранная грамота”, посвященная памяти Р. М. Рильке. Женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз; поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит.
1932
Новая любовь — новый творческий взлет: выходит книга стихов “Второе рождение”.
1936
Усиливаются нападки на поэта со стороны верноподданнической прессы. Пастернак, стараясь быть дальше от официальной литературной жизни, уезжает на дачу в Переделкино, где работает над переводами.
1937
Самоубийство Паоло Яшвили; арест и расстрел по приговору “тройки” НКВД Тициана Табидзе.
1940
Выход сборника “Избранные переводы” из западноевропейской поэзии. Первые стихи из цикла “Переделкино”.
1941
Переводит и публикует “Гамлета”; начинает работу над переводом “Ромео и Джульетта”.
июль—август
Эвакуация семьи в Чистополь; первые “военные” стихи.
1943
В составе писательской бригады Б. Пастернак отправляется на Брянский фронт.
1945
Выходит последняя прижизненная поэтическая книга Б. Л. Пастернака “Избранные стихи и поэмы”.
1945—1955
Работа над романом “Доктор Живаго”.
октябрь
Знакомится с Ольгой Всеволодовной Ивинской.
1946, осень
Первое выдвижение Б. Пастернака на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за лирические произведения. На Родине же в это время идет откровенная травля поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи.
1952, 20 октября
Инфаркт миокарда; Боткинская больница.
1953
Выход отдельной книгой перевода “Фауста” Гете.
1954
Выдвижение на Нобелевскую премию. Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило, предложив Шолохова.
1956
Передает рукопись романа “Доктор Живаго” в редакции журналов “Новый мир” и “Знамя”, почти одновременно с этим рукопись попадает в руки миланского издателя-коммуниста Дж. Фельтринелли. Пишет автобиографический очерк “Люди и положения”, начат последний цикл стихотворений “Когда разгуляется”.
1957
Рассыпан набор книги избранных стихотворений, готовившейся в Гослитиздате; Пастернака вызывают в ЦК КПСС с требованием остановить издание романа в Италии, однако в ноябре роман на итальянском языке увидел свет, затем он был переведен на многие другие языки мира.
1958, 23 октября
Присуждение Нобелевской премии по литературе за роман “Доктор Живаго”. В “Литературной газете” печатается письмо редколлегии “Нового мира” в сопровождении редакционной статьи под заголовком “Провокационная вылазка международной реакции”.
Б. Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие всей этой травли вынужден отказаться от премии.
1959
В английской газете публикуется стихотворение “Нобелевская премия”, после чего Б. Л. Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р. А. Руденко, предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.
1960, 10 февраля
Семидесятилетие писателя. Он начинает работу над пьесой “Слепая красавица”.
30 мая
Б. Л. Пастернак умер на своей даче в Переделкино.
Другие работы по теме:
Пастернак б. л. - Борис пастернак лирика жизни
Февраль Достать чернил и плакать. Б. ПастернакУченик Скрябина сам великолепный музыкант. Пастернак в своих лирических стихах одновременно и музыкален и прост. Если добавить к этому главную примету. Скрябина цветность то кроме цветно.
Своеобразие поэтического виденья Пастернака
Счастливая судьба была предначертана Пастернаку. Дружная семья профессиональной пианистки и оригинального талантливого художника с самого детства лелеяла будущего поэта нежными мелодичными звуками, богатством красок и цветов. В доме художника Л. Пастернака собиралась русская богема, которая также влияла на впечатлительную душу поэта.
Тема любви в поэзии Серебряного века
Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался.
Творчество Бориса Пастернака
Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать — пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.
Лирика Пастернака
Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?).
Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования.
Тема творчества у Бориса Пастернака
Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.
Стихотворение Пастернака Во всем мне хочется дойти
Стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти…», написанное в 1956году, стало поэтическим кредо писателя, итогом его размышлений о творчестве, о месте и роли поэта и поэзии. В разные периоды жизни он говорил об этом, но неизменным оставалось одно: главная задача искусства – поиск истины, постижение сущности явлений, всей полноты бытия:
Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака
Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии.
Борис Леонидович Пастернак 2
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака. Окончил гимназию, затем, в 1913 году, — Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция).
Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака Во всем мне хочется дойти до самой сути
Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» Б.Л.Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии. В тяжелые для Пастернака шестидесятые годы он написал одно из замечательных стихотворений – «Во всем мне хочется дойти до самой сути», которое заставило меня о многом задуматься.
Философские мотивы лирики Б.Пастернака
Борис Леонидович Пастернак - поэт для думающего читателя. Я бы сказал - для читателя с думающим сердцем. Он, как известно, во всем стремился «дойти до самой сути» и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом.
Лирика Бориса Пастернака
Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений.
Мое отношение к лирике Пастернака
Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: “Где человек до конца понявший Пастернака?”. И сама же пояснила: “Пастернак — это “тайнопись”, “шифр”.
Язык поэзии (по творчеству Б. Л. Пастернака)
Борис Леонидович Пастернак прожил длинную творческую жизнь. Когда произошла Октябрьская революция, он уже был сформировавшимся поэтом, автором книг стихов “Близнец в тучах”, “Поверх барьеров”, “Сестра моя — жизнь”.
Своеобразие лирики Б. Пастернака
Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны.
Пейзаж в лирике Б. Пастернака
Пейзаж — неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи “неусовершенствованной”, впоследствии склонился перед ней “стихотворно”.
Поэтический мир Б. Л. Пастернака (рецензия)
У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями и войнами. Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин.
Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов в контексте всей русской литературы.
Стихотворение Пастернака Про эти стихи
Борис Леонидович Пастернак с первых шагов в литературе создавал свой неповторимый мир и увлекал за собой читателей, раскрывая перед ними лабиринты образов и мыслей. Он выражал сложность человеческих переживаний. «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану», – писал поэт. На первый взгляд, мир Пастернака кажется странным, вычурным, сбивчивым, но это только лишь первое впечатление.
Лиува II
(Леова, Льюва, Льюга; готск. Liwa, лат. Liuva; 583 — 603) — король вестготов, правил в годах. Сын Реккареда I и королевы Бауды, взошедший на престол в возрасте 18 лет, но уже в 603 году он пал жертвой заговора, во главе которого стоял Виттерих. Отрубив Лиуве правую руку, Виттерих убил его на двадцатом году жизни, втором году правления.
Гаек из Либочан, Вацлав
Вацлав Гаек из Либочан (чеш. Vбclav Hбjek z Libočan) (?? — 18.03.1553, Прага) — чешский священник и хронист, автор известной «Чешской Хроники». Родился в конце XVв., происходил из семьи мелкопоместных дворян, жившей в окрестностях Жатеца. Был утраквистом, однако в 1521г. стал католическим священником, с 1524г. — популярный проповедник в августинском монастыре ап.
Нитхан Кхун Буром
(или Нидан Кхун Булом, буквально «Сказание о Кхун Буроме»[1]) — лаосская хроника, посвящённая в основном королевству Лансанг и являющаяся одним из важнейших источников по истории Лаоса этого периода. Она создана в Луангпхабанге в 1503 году.[2]
Восточная литература сайт
Введение 1 Хронологические рамки первоисточников 2 История развития сайта 3 Участники проекта Восточная литература (сайт) Введение Восто́чная литерату́ра — некоммерческий сайт, содержащий публикации на русском языке первоисточников — летописей, хроник, мемуаров, документов, описаний путешествий и др.
Хроника Эрика
План Введение 1 Название 2 Списки 4 Текст Введение Хроника Эрика (швед. Erikskrцnikan) — рифмованная хроника, один из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 1320-е годы неизвестным автором. В основу хроники положена история династии шведских конунгов — Фольгунгов — с момента её основания в середине XIII века до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 году.
Англосаксонская хроника
Англосаксонская хроника, семь взаимосвязанных рукописных книг на местных диалектах древнеанглийского языка, составленных в 9–12 вв., основной источник сведений о начальном периоде истории Англии.
Борис Леонидович Пастернак Краткий очерк творчества
(1890 — 1960) Его стихи, однажды прочитанные, уже не забываются. Их музыкальность поразительна! Вот послушайте: "В трюмо испаряется чашка какао". Или: "Намокшая воробышком сиреневая ветвь". Или вот: "У капель — тяжесть запонок". Попробуйте теперь забыть эти строчки — ничего не получится!