(1776-1847)
Аркадий Минаков, Воронеж
Консервативные взгляды Глинки совпадали со взглядами Шишкова, Карамзина и графа Ф.В. Ростопчина, но имели свою специфику. В противовес атеистической и материалистической идеологии Просвещения, Глинка выдвинул триединую формулу «Бог. Вера. Отечество»
Глинка Сергей Николаевич (литературные псевдонимы: Г-а, С-й; Гл., С.; Издатель «Русского Вестника»; Мечтатель; Отставной кадет; Первый ратник Московского ополчения С. Г.; С-й Г.) (5.7.1776 с. Сутоки Духовщинского у. Смоленской губ.– 5.4.1847, С.-Петербург), литератор, журналист.
Родился в патриархальной дворянской семье. С 1782 учился в Сухопутном шляхетном корпусе в С.-Петербурге, в 1795 выпущен в гвардию с чином поручика. В конце 1800 вышел в отставку в чине майора. После смерти матери отказался от своей доли наследства (в т. ч. и от крепостных). С 1802 в течение трех лет служил учителем в Слободско-Украинской губ.
По возвращении в Москву работал в театре в звании «переводчика и сочинителя», автор ряда драм и опер. В период войн против императора Наполеона I, породивших всплеск патриотизма в русском обществе, сочинения Глинки, проникнутые духом патриотизма, имели большой успех. Под впечатлением позорного для России Тильзитского мира (1807) приступил в 1808 к изданию журнала «Русский вестник», в котором выразились основные идеи национально-консервативного направления того времени.
Глинка стремился пробудить в обществе интерес к отечественной культуре и истории, доказывал, что русская культура и до Петра I обладала высокой мощью и самобытностью, а потому не нуждается в каких-либо заимствованиях и должна развиваться по собственному пути. Глинка критиковал русское дворянство за галломанию, которая, по его убеждению, появилась в результате воздействия иностранных мод, роскоши и воспитания и, как он считал, являлась переходной формой к либерализму и прямой революционности. В результате галломании русское дворянство фактически составило «в недрах» отечества «область иноплеменную» (Русский вестник. 1808. № 4. С. 38. Курсив Глинки – ред.). Покончить с галломанией, по мысли Глинки, сможет лишь «русское воспитание», стержнем которого должно стать изучение русской истории (мифологизированной в героическом духе), обращение к «старине» и русскому прошлому, отказ от французских мод и предметов роскоши, разорявших русское дворянство и приводивших к порче общественной нравственности, а также филантропия.
Отечественная война 1812 стала временем наибольшей популярности Глинки и его журнала. За «любовь к отечеству», «доказанную сочинениями и деяниями», Глинка награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, по повелению имп. Александра I ему были вручены 300 тыс. руб. на издательскую деятельность, которые он вернул в казну по окончании кампании.
После войны, в связи с изменением умонастроений значит. части русского общества, приведшим вскоре к возникновению декабризма, Глинка подвергся уничижительной критике в стихах А.Ф. Воейкова и К.Н. Батюшкова. В 1816 Глинка начал публиковать первые части своей «Русской истории в пользу семейного воспитания», которая имела определенный успех и выдержала три издания. «Русская история» в значительной степени отразила политические взгляды Глинки, его «русскость», национализм и монархизм. Историю Глинка воспринимал с точки зрения дидактики как «училище народной нравственности», ее изучение призвано было воспитывать общественную мораль, патриотизм и национальную гордость.
Глинка считал обязательным компонентом письменной истории эстетическую составляющую. По его убеждению, историк обязан писать легко и красиво, пробуждая, таким образом, национальный дух. Глинка утверждал, что название «славяне», происходило от слова «слава», варяго-руссы и Рюрик принадлежали к славянам и т. д. Главная цель изучения русской истории, согласно Глинке – познание «национального духа». Коренным началом русского духа, по Глинке, является самодержавие, которое благодетельно в том случае, если монарх руководствуется верой и общей пользой, но могло служить причиной смут, если монархом, например, Иваном IV Грозным, овладевали своеволие и личные страсти. Носителем «русскости» и добродетели в труде Глинки выступало простонародье, избегнувшее иностранного влияния и не руководствующееся в своих поступках эгоистическими интересами. Глинка избегал исторической критики источников, отдавая предпочтение прямому мифотворчеству, морализаторству и допуская модернизацию исторических событий.
Н.А. Полевой подверг резкой критике 3-е изд. «Русской истории», в результате оно не принесло Глинке дохода. Однако его поддержали министры народного просвещения А.С. Шишков и Н.М. Карамзин, который находил, что «Русская история» Глинки «по изложению происшествий и по нравственной цели заслуживает быть классической книгой» (Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895. С. 336.). Глинка получил денежную премию, позволившую погасить значительную часть его долгов. С 1827 Глинка служил в Московском цензурном комитете, за упущения по службе подвергался взысканиям, в 1830 уволен в отставку и вскоре переехал в С.-Петербург, где продолжил литературную деятельность. Его «Записки», которые публиковались частями с 1830-х гг. – одно из лучших мемуарных произведений того времени.
Консервативные взгляды Глинки совпадали со взглядами Шишкова, Карамзина и графа Ф.В. Ростопчина, но имели свою специфику. В противовес атеистической и материалистической идеологии Просвещения, Глинка выдвинул триединую формулу «Бог. Вера. Отечество». Его общественно-политические и философские взгляды базировались на христианском миропонимании, которое предполагало жесткое следование принципам православной морали. Для Глинки характерно уподобление всех социальных отношений семейным: Бога он рассматривал как отца человечества, монарха – как отца подданных, начальника (помещика, полководца, чиновника и т. д.) – как отца подчиненных. Государство представало в изображении Глинки как большая семья, в которой царит гармония и все члены бескорыстно служат друг другу. Отношения взаимного подчинения образовывали сложную общественную иерархию, когда каждый человек добровольно выполнял свои функции, видя в этом свой высший долг. При этом на монарха ложилась наибольшая ответственность по сравнению с его подданными. Такого рода отношения подразумевали наличие общественной гармонии, процветание России и исключали, с точки зрения Глинки, возникновение социальной напряженности. Подобные взгляды отчасти предвосхищали модель государственного устройства, разработанную впоследствии К.П. Победоносцевым.
Дворянство, по Глинке, только тогда заслуживало звание «благородного», когда выполняло свой долг перед государством-семьей, в т. ч. и перед своими крестьянами. Глинка был противником крепостного права, считал его отмену прерогативой верховной власти. Но пока оно не отменено, важнейшей гражданской добродетелью, согласно Глинке, являлось «благотоворение», как одно из проявлений христианской любви к ближнему.В трудах Глинки наметились контуры «национальной идеи», подразумевавшей, что Россия является особым миром, а путь ее развития «определяется внутренним духовным строем национального характера, в основе которого лежит слияние индивидуальностей в единое целое. Благодаря этим коренным свойствам национального характера Россия и обладает несомненными преимуществами перед Западом» (Володина Т.А. «Русская история» С. Н. Глинки и общественные настроения в России начала XIX в. // ВИ. 2002. № 4. С. 160).
Другие работы по теме:
Толстой Шат и Дон
Лев Николаевич Толстой Шат и Дон Толстой Лев Николаевич Шат и Дон Лев Николаевич Толстой Шат и Дон У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат Иваныч не послушался отца и не пошёл по показанной дороге, сбился с пути и пропал.
Толстой Конь и кобыла
Лев Николаевич Толстой Конь и кобыла Толстой Лев Николаевич Конь и кобыла Лев Николаевич Толстой Конь и кобыла Кобыла ходила день и ночь в поле, не пахала, а конь кормился ночью, а днём пахал. Кобыла и говорит коню:
Толстой Собака и её тень
Лев Николаевич Толстой Собака и её тень Толстой Лев Николаевич Собака и её тень Лев Николаевич Толстой Собака и её тень Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
Толстой Журавль и аист
Лев Николаевич Толстой Журавль и аист Толстой Лев Николаевич Журавль и аист Лев Николаевич Толстой Журавль и аист Мужик расставил на журавлей сети за то, что они сбивали у него посев. В сети попались журавли, а с журавлями один аист.
Полковник на балу и после бала
Автор: Толстой Л.Н. Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника - Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата, и чувство к этой девушке потом угасло.
Толстой Глупый мужик
Лев Николаевич Толстой Глупый мужик Толстой Лев Николаевич Глупый мужик Лев Николаевич Толстой Глупый мужик Был один глупый мужик. Он пошёл в лес за дровами. Дерева все были велики. Он стал срубать ветки. Один сук на дубу был высоко. Мужик влез на дуб, сел верхом на сук спиной к дереву и срубил сук. Другой сук был ещё выше.
Толстой Упрямая лошадь
Лев Николаевич Толстой Упрямая лошадь Толстой Лев Николаевич Упрямая лошадь Лев Николаевич Толстой Упрямая лошадь Мужику с возом надо было ехать через реку. Через реку ходил паром. Мужик отпрёг лошадь и свёз телегу на паром; но лошадь была упряма и не хотела идти на паром. Мужик тащил её из всех сил за повод и не мог ввести на паром.
Толстой Летучая мышь
Лев Николаевич Толстой Летучая мышь Толстой Лев Николаевич Летучая мышь Лев Николаевич Толстой Летучая мышь В давнишние времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим, и всё выжидала, чья возьмёт. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать.
Толстой Тетерев и лиса
Лев Николаевич Толстой Тетерев и лиса Толстой Лев Николаевич Тетерев и лиса Лев Николаевич Толстой Тетерев и лиса Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
Толстой Награда
Лев Николаевич Толстой Награда Толстой Лев Николаевич Награда Лев Николаевич Толстой Награда Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидать.
Толстой Отец и сыновья
Лев Николаевич Толстой Отец и сыновья Толстой Лев Николаевич Отец и сыновья Лев Николаевич Толстой Отец и сыновья Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
Толстой Дурак и нож
Лев Николаевич Толстой Дурак и нож Толстой Лев Николаевич Дурак и нож Лев Николаевич Толстой Дурак и нож Был у дурака нож очень хорош. Стал дурак этим ножом гвоздь резать. Нож гвоздя не резал. Тогда дурак сказал:
Толстой Девочка и разбойники
Лев Николаевич Толстой Девочка и разбойники Толстой Лев Николаевич Девочка и разбойники Лев Николаевич Толстой Девочка и разбойники Одна девочка стерегла в поле корову. Пришли разбойники и увезли девочку. Разбойники привезли девочку в лес в дом и велели ей стряпать, убирать и шить. Девочка жила у разбойников, работала на них и не знала, как уйти.
Толстой Ровное наследство
Лев Николаевич Толстой Ровное наследство Толстой Лев Николаевич Ровное наследство Лев Николаевич Толстой Ровное наследство У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как‑нибудь сравнять двух сыновей.
Толстой Воробей
Лев Николаевич Толстой Воробей Толстой Лев Николаевич Воробей Лев Николаевич Толстой Воробей Увидал воробей, что человек идёт лён сеять. Воробей полетел к птицам и сказал:
Глинка Ф.Н.
Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года.
Толстой Шакалы и слон
Лев Николаевич Толстой Шакалы и слон Толстой Лев Николаевич Шакалы и слон Лев Николаевич Толстой Шакалы и слон Шакалы поели всю падаль в лесу, и им нечего стало есть. Вот старый шакал и придумал, как им прокормиться. Он пошёл к слону и говорит:
Толстой Три вора
Лев Николаевич Толстой Три вора Толстой Лев Николаевич Три вора Лев Николаевич Толстой Три вора Один мужик вёл в город продавать осла и козу. На козе был бубенчик.
Толстой Течение воды
Лев Николаевич Толстой Течение воды Толстой Лев Николаевич Течение воды Лев Николаевич Толстой Течение воды Однажды ученики Конфуцы застали его у реки. Учитель сидел на берегу и пристально смотрел на воду, как она бежала. Ученики удивились и спросили: "Учитель, какая польза смотреть на то, как текут воды? Это дело самое обыкновенное, оно всегда было и будет".
Толстой Мыши
Лев Николаевич Толстой Мыши Толстой Лев Николаевич Мыши Лев Николаевич Толстой Мыши Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трёх заест. Сошлись мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.
Толстой Зайцы и лягушки
Лев Николаевич Толстой Зайцы и лягушки Толстой Лев Николаевич Зайцы и лягушки Лев Николаевич Толстой Зайцы и лягушки Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:
Толстой О людях больших и маленьких
Лев Николаевич Толстой О людях больших и маленьких Толстой Лев Николаевич О людях больших и маленьких Лев Николаевич ТОЛСТОЙ О ЛЮДЯХ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ
Толстой Лисица и журавль
Лев Николаевич Толстой Лисица и журавль Толстой Лев Николаевич Лисица и журавль Лев Николаевич Толстой Лисица и журавль Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела. На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом.
Толстой Мышь полевая и мышь городская
Лев Николаевич Толстой Мышь полевая и мышь городская Толстой Лев Николаевич Мышь полевая и мышь городская Лев Николаевич Толстой Мышь полевая и мышь городская
Толстой Волга и Вазуза
Лев Николаевич Толстой Волга и Вазуза Толстой Лев Николаевич Волга и Вазуза Лев Николаевич Толстой Волга и Вазуза Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт.
Толстой Белка и волк
Лев Николаевич Толстой Белка и волк Толстой Лев Николаевич Белка и волк Лев Николаевич Толстой Белка и волк Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
Толстой Ястреб и голуби
Лев Николаевич Толстой Ястреб и голуби Толстой Лев Николаевич Ястреб и голуби Лев Николаевич Толстой Ястреб и голуби Гонялся, гонялся ястреб за голубями, не мог ни одного поймать. Вот он и вздумал их обмануть. Подлетел он к голубятне, сел на дерево и стал им говорить, что хочет им служить.
Толстой Пчёле и трутни
Лев Николаевич Толстой Пчёлы и трутни Толстой Лев Николаевич Пчёлы и трутни Лев Николаевич Толстой Пчёлы и трутни Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:
Толстой Волк и кобыла
Лев Николаевич Толстой Волк и кобыла Толстой Лев Николаевич Волк и кобыла Лев Николаевич Толстой Волк и кобыла Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
Толстой Теленок на льду
Лев Николаевич Толстой Телёнок на льду Толстой Лев Николаевич Телёнок на льду Лев Николаевич Толстой Телёнок на льду Телёнок скакал по закуте и выучился делать круги и повороты. Когда пришла зима, телёнка выпустили с другою скотиною на лёд к водопою. Все коровы осторожно подошли к корыту, а телёнок разбежался на лёд, загнул хвост, приложил уши и стал кружиться.
День памяти жертв Катыни
Всемирный День Памяти Жертв Ка́тыни (польск. Światowy Dzień Pamięci Ofiar Katynia) отмечается 13 апреля, в годовщину опубликования немцами в 1943 году сообщения об обнаружении в СССР массовых могил офицеров Войска Польского.
Зелёная лампа
«Зелёная книга» — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи в 1819—1820 годов, в числе членов которого были декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.