Юзеф Мария Бохеньский

Рефераты по биографиям » Юзеф Мария Бохеньский Скачать

Бохеньский (Bochenski) Юзеф Мария (1902—1993) -пол. философ доминиканец (с 1926) орденское имя — Иннокентий. Изучал право во Львове (1920— 1922) экономику в Познани (1922—1926) философию в Фрибуре в Швейцарии (1928—1931) и теологию в Риме (1931 — 1934). Проф. логики в ун-те «Ангеликум» в Риме затем проф. истории философии в ун-те Фри-бура. Организовал в Фрибуре ин-т занимавшийся изучением коммунизма в Центральной и Восточной Европе и являвшийся одним из основных советологических центров.

Бохеньский был известным логиком и исследователем истории логики. Одним из первых продолжил программу историко-логических исследований начатую Я. Лукасевичем в Польше и основывающуюся на истолковании истории логики с т.зр. современной математической логики. В этом стиле анализировал историю модальной логики логики Теофраста антич. формальной логики. В 1956 представил обширную работу синтезирующую историю логики в духе программы Лукасевича и являющуюся первым в логической литературе трудом такого рода. В философии Б. начинал как томист. Под влиянием львовско-варшавской школы полагал что томизм должен быть осовременен путем применения к нему современного логического анализа. В этом духе Б. проанализировал ряд понятий в частности понятие аналогии. Пытался также подвергнуть логической реконструкции доказательства существования Бога сформулированные Фомой Аквинским.

В 1960-е гг. Б. оставил томизм и прямо высказался в поддержку аналитической философии. При этом он считал что деление философии на христианскую и остальную лишено оснований ибо религиозная вера не предопределяет никакой философии. Философия же может быть либо аналитической либо синтетической. Последняя является по большей части метафизической в наихудшем смысле этого слова т.к. считает какие-то проблемы разрешимыми единственно благодаря интуиции или мистическому переживанию. С позиций рационализма Б. отвергал всякое познание не являющееся логическим или эмпирическим и проводил резкую границу между наукой и мировоззрением между знанием и верой. Это вело к довольно неортодоксальным воззрениям на сущность веры поскольку последняя является по Б. вопросом решения и выбора а не интеллекта. Тем не менее Б. полагал что аналитическая теология возможна а ее предшественником считал как раз Фому Аквинского. Б. придавал большое значение анализу понятий во всех областях знания включая гуманитарные и социальные науки. Предметом его собственного анализа были понятия «авторитет-» «религия» и др. Б. отстаивал также систему взглядов являющуюся по его мнению рациональной и направленную против гуманизма антропоцентризма и сциентизма во всяком случае против крайних версий этих воззрений.

***

Польско-швейцарский философ-неотомист член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов) политэкономию (Познань) философию (Фрейбург Швейцария) теологию (Рим). С 1931 – доктор философии с 1935 – доктор теологии с 1966 – почетный доктор юриспруденции Университета Нотр-Дам (Сша). Работал в Италии (университет Ангеликум в Риме 1935–1940) Польше потом во Фрейбурге: директор Института восточноевропейских исследований (1957–1972) декан философского факультета профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81 году жизни получил лицензию пилота. Основатель журнала “Studies in Soviet Thought” (1961) и серии “Sovietica” (1959). Основные сочинения: «Логика Теофраста» (1939) «Диамат» (1950) «Формальная логика» (1956) «Современная западная философия» (1957) «Методы современного мышления» (1965) «Марксизм-ленинизм» (1976) и др.

Б. исследовал проблемы современной логики истории философии философии религии. В его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии которая рассматривается им как функция метафизики. «Метафизика образующая ядро томистской философии тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта» – подчеркивал Б. Основная проблема онтологии – соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Б. выделяются четыре типа форм связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неорганическое тело жизнь бытие животного бытие человека). Человек обладает бессмертной душой схватывающей (в своем высшем совершенстве) достоинства предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Б. исходит из двух томистских принципов: «интеллиги-бельности» (порядок творения через посредство божественной идеи и воплощение ее в вещи таковы что возможен обратный путь восхождения к идее) и «соучастия» (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога).

Акт сознания – это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал что неотомизм может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто. Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм по Б. – вера лишенная научного обоснования с явно выраженной детерминантой тотального атеизма. Согласно Б. Марксу часто приписываются взгляды Энгельса Плеханова Ленина и пр. кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс у Б. ставил перед собой задачу чисто теоретическую – создание «научного социализма» и социологии (одним из основателей которой с точки зрения Б. он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание не выдержавшие испытания временем концепты: «класс» «прогресс» «диалектический материализм» а также организовывался как доктрина по принципу идейной секты во главе с гуру. Творчество Б. сыграло весомую роль в процессах успешной полемики демократических мыслителей против их ортодоксальных марксистских оппонентов – особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения.

А.А. Грицанов